Консультация для педагогов "Взаимодействие специалистов и воспитателей в процессе ООД и праздников"
консультация

Страхова Анастасия Андрияновна

Консультации для педгогов всех групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты - Мансийского автономного округа- Югры

Городской округ город Ханты - Мансийск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельность по

познавательно- речевому развитию детей «Детский сад №6 «Ласточка»

(МБДОУ «Детский сад №6 «Ласточка»)

Консультация для педагогов

«Взаимодействие специалистов и воспитателей

в процессе ООД и праздников»

Музыкальный руководитель:

Страхова А. А.

г. Ханты- Мансийск 2019 г.

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,

на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя

мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы

построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь  и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5.Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не

пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,

петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не

включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое

восприятие и сосредоточенность

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на

занятии.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

    Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

    Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации. Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

    Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова,  выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:

·  увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

·  пытливость;

·  инициативность;

·  артистизм;

·  находчивость;

·  изобретательность;

·  организованность;

·  ответственность;

·  любовь к детям;

·  культура общения;

   И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействие будет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.

– Рассмотрим следующий принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

    Рассмотрим  задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству

и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

Профессиональные задачи

музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.)        

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

( Музыкальный уголок.)

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

5. Работа с родителями.

    Выполняя свои профессиональные задачи, музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя друг друга, создают положительный эффект.

 – Принцип проблематизации.  Чтобы реализовать этот принцип, необходимо понимание такой важной функции педагогической деятельности, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. На музыкальных занятиях мы часто грешим тем, что в процессе подготовки к утренникам не успеваем проводить слушание, хотя именно слушание является важным разделом музыкального воспитания, т. к., если ребёнок умеет слушать – он умеет многое. Но именно этот раздел легче всего компенсировать воспитателю, включая музыку для слушания в занятия по ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию. Причём беседа по таким слушаниям должна быть сведена к минимуму. Дети слушают музыку, воспитатель объявляет им название или предлагает детям придумать его. Просит рассказать о том, что они представили, когда слушали эту музыку, какой у неё характер: весёлая – грустная, быстрая – медленная, лёгкая, воздушная, мечтательная или тяжёлая, страшная и т. п.

Т. о., в результате тесной взаимосвязи  задач музыкального и общего развития, появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя я предлагаю вам рассмотреть на примере занятия по развитию музыкальных способностей дошкольников в старшей группе по программе И. Каплуновой и И. Новоскольцевой – «Ладушки».

   

Формы, виды музыкальной деятельности

Музыкальный репертуар

        Задачи

Зона деятельности педагогов

(музыкального руководителя и воспитателя)

1.Приветствие

 

Организовать детей.

Воспитатель приветствует музыкального руководителя вместе с детьми.

2. Музыкально-ритмические движения.

Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия.

Учить согласовывать движения с  музыкой. Двигаться топающим шагом и при смене музыки – хороводным, оттягивая носки.

Муз. руководитель – напоминает детям  движения,  аккомпанирует на фортепиано.

Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми. Даёт оценку деятельности детей. Работает над движениями.

3. Слушание.

«Мышки» А.

Жилинского

Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Муз. руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – слушает вместе с детьми.

4. Пение.

«Снежная песенка»

Д. Львова-Компанейца

Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни.

Муз. руководитель – беседа, исполнение.

Воспитатель – исполнение с детьми.

5. Пляска.

«Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия.

Учить двигаться легко, чётко выполнять хлопки и притопы.

Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Отрабатывает движения.

Воспитатель – танцует при необходимости в паре с ребёнком.

6. Игра

Игра «Догони меня!». Любая весёлая мелодия.

Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную атмосферу.

Муз. руководитель – объясняет правила игры. Играет на фортепиано или включает аудиозапись.

Воспитатель – участвует в игре.

Музыкальные занятия –
это 
художественно - педагогический процесс,
способствующий развитию музыкальности ребенка,
формированию его личности и освоению
действительности через музыкальные образы.

Традиционный подход к профессиональному
сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

1. Организация и проведение занятий.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя  в области музыкального развития  детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Работа с родителями.

Задачи музыкального воспитания  дошкольников, решаемые воспитателем

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной

     музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

4. Организация самостоятельной музыкально - творческой деятельности детей.

5. Работа с родителями.

Активность воспитателя зависит:
1. от возраста детей:
2. от раздела музыкальной деятельности
3. от программного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Функции воспитателя в процессе подготовки и проведения музыкальных досугов и праздников»

Основные задачи и функции воспитателя в период подготовки к музыкальным праздникам и во время праздников....

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия специалистов и воспитателей в процессе ООД и праздников"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического разви...

Консультация для педагогов ДОУ «Роль воспитателя в процессе проведения ОД по музыке»

Консультация для педагогов ДОУ «Роль воспитателя в процессе проведения ОД по музыке»...