Доклад: «Детский календарь» как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада.
материал

Пахер Лилия Викторовна

«Детский календарь» как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Детский календарь» как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада.

   Реализация  требований ФГОС ДО подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. На наш взгляд, незначительными, «косметическими» изменениями традиционного программного содержания уже не обойтись. Требуется системная и качественная реконструкции всего содержания и форм

дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в программе «Миры детства» А. Г. Асмолова, Т.Н.Дороновой. Так как содержание программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

         К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность ДОО реализовать Стандарт, авторы программы «Миры детства» относят:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

         Программа «Миры детства: конструирование возможностей» ставит перед собой цель создания в ДОО условий для полноценного развития детей в пяти образовательных областях, способствующих эмоциональному благополучию детей и поддержке их естественного положительного отношения к самим себе и окружающим.

        Чем же отличается эта программа от многих других? Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков развития личности ребенка. Их взаимодействие – одна из приоритетных задач деятельности каждого ДОО. Для этого педагогическому коллективу во главе с руководителем необходимо выстроить диалог ДОО и семьи, основанного на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого образовательного пространства развития каждого ребенка.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Учёные считают, что в дошкольном возрасте влияние родителей на ребёнка обладает такой силой, которая способна творить чудеса! Синтез родственных связей, любви родителей к ребёнку, знание его индивидуальных особенностей, самоотверженность и желание сделать его своевременно и всесторонне развитым и здоровым – всё это вместе взятое обладает огромным развивающим потенциалом.

   Для того чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей, сотрудниками Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации Т.Н. Дороновой, С.Г. Дороновым, Е.Г. Хайловой разработано уникальное дидактическое пособие, которое называется «Детский календарь». Вся образовательная деятельность строится на использовании «Детских календарей» для каждого ребенка, в которых  выполняются разнообразные задания – дети лепят, рисуют, раскрашивают, считают, знакомятся с художественной литературой и т.д.

   Каждое занятие – это мини-проект, который оставляет свой «предметный след».  Итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет, стенгазета, плакат. Образовательная деятельность и сотрудничество с родителями воспитанников взаимосвязаны, так как значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, понимая это, стараются обеспечить непрерывность образовательной деятельности и выполняют все задания совместно с детьми вовремя. «Детские календари» продуманы таким образом, что домашние задания дети могут выполнить  только с участием родителей. Задания в «Детских календарях», просты, нетрудоемки и являются обязательными для выполнения. Кроме того, у родителей появляется дополнительное общение и возможность оценить образовательную деятельность в ОУ.

   Детский календарь выглядит  следующим образом: он напечатан на плотной  (наподобие бумаги из альбома для рисования красками). Текст и изображения в календаре нанесены с двух сторон.  На одной стороне напечатано текстовое сопровождение, ориентированное в большей степени на родителей, с другой стороны – собственно задание для ребенка. Таким образом, материал является одноразовым.  В нём столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами. При этом взрослому нет нужды готовиться к совместной деятельности вместе с малышом. Всё что ему понадобится, кроме календаря, это — двое ножниц (для ребенка и для взрослого), клей (желательно жидкий, типа ПВА и клеящий карандаш), степлер под большие скобы. Мы не упоминаем такие материалы, как краски (акварельные и гуашь), карандаши, мелки и др. По нашему мнению, они должны быть в любой семье, где есть ребенок.

   Содержание совместной деятельности взрослого и ребенка предлагаемой календарем, достаточно велико. Это традиционные для  ребёнка дошкольного возраста культурные практики — сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и, разумеется, художественная литература.

   Сюжетная игра — деятельность ребёнка, заключающаяся в создании вымышленной ситуации. Сюжетная игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого. Игра с правилами — совместная деятельность, заключающаяся в игре, подчинённой общим для всех участников правилам, результатом которой является выигрыш. Учитывая специфику материала, игра с правилами  представлена только в виде игр на удачу (лото, домино и др.).

   Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) представлены в издании в виде изготовления интересных для малыша  поделок. Возможно, для взрослого они покажутся слишком простыми, но малыш трёх лет с ними не справится без помощи родителей.

   Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка представлена в виде репрезентативного образно-символического материала, иначе говоря, картинок. Картинки представляются ребёнку в определенной системе. Например, малыш знакомится с тем, как изменяется живая природа в разные времена года.

   Художественная литература в издании представлена в виде миниатюрных книжечек, которые также изготавливаются самостоятельно взрослым с ребёнком. Сделать их несложно.

    Детский календарь преимущественно ориентирован на детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и, по замыслу авторов, именно в детском саду малыш должен «добрать» остальное. Таким образом, семья и детский сад должны дополнить друг друга.

   Для ребёнка действия с календарём являются достаточно привлекательными:

– во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле;

– во-вторых, по окончании выполнения задания, ребёнок получает что-то «вещное». Листков в календаре много. Значит, малыш может ежедневно содержательно общаться с родными и близкими и получать пусть очень скромные, но привлекательные и интересные для него вещи – продукты своей деятельности.

   Предлагаемые в Календаре развивающие задания ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий и не допускают какого-либо принуждения по отношению к ребёнку. Они предлагаются ребёнку как добровольное дело, которые ему самому захочется выполнить. Развивающий эффект от использования календаря усиливается, если «задания календаря», которые выполняет ребёнок, будут обсуждаться членами семьи. При этом очень важно «вдаваться в подробности», вникать в отдельные детали, внимательно рассматривать и поощрять результаты деятельности малыша. Этим родители смогут внести неоценимый вклад в развитие ребёнка!

   Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада. Например, поделки из бумаги получают «вторую жизнь» в детском саду как герои настольного театра, книжки-малышки пополняют детскую библиотеку, предметные картинки – дидактический материал. Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский календарь» от традиционных «Выставок творческих работ детей и родителей».

   Основная цель использования «Детского календаря» заключается не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы переложить часть образовательной нагрузки на семью. Основной целью этой работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

   Таким образом, мы предполагаем, что  взаимодействие с родителями по использованию дидактического пособия «Детский календарь» покажет, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей станет более гибкой. Теперь они будут не зрителями и наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, развития своего ребёнка. Это позволит нам говорить об эффективности использования «Детского календаря» как одной из форм взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

Презентация "Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада для всестороннего развития ребёнка"

Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцо...

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"

Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"...

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Доклад на тему «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

Даный материал содержит конспект  "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду"" сопровожденный презентацией по данному вопросу,...

Детский сад-школа: создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности

laquo;Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, ...