Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".
материал

В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ляхович Екатерина Артуровна,

квалификационной категории не имею,

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Щёкино, Тульской области, РФ

Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях.

Аннотация: В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Содержание:

1. Введение.

2. Понятие и основа дополнительного образования, основная цель педагога дополнительного образования.

3. Формы и методы, используемые педагогом в образовательном процессе.

4.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к знаниям».

5. Заключение.

6. Список использованных источников и литературы.

1. Введение.

Термин «дополнительное образование» до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии». И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования — это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

В соответствии с законодательством, основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от внешкольного воспитания, составляет масштабный образовательный блок, в основе которого – многообразные образовательные программы, находящиеся за пределами государственного образовательного стандарта.

Такое образование является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т. д. Главное – чтобы предмет обучения соответствовал реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые обучающимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей, обучающихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому обучающемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития

2. Понятие и основа дополнительного образования, основная цель педагога дополнительного образования.

Дополнительное образование - один из важнейших путей формирования и развития инициативы ребёнка, его творческих способностей, активной жизненной позиции. Многообразие различных видов деятельности, форм организации работы, личностно-ориентированный и личностно - деятельностный подход в системе дополнительного образования детей позволяет ребёнку занять активную позицию в коллективе, придать общественно-политическую направленность его увлечениям, способностям и потребностям, способствующим жизненному самоопределению.

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.  Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Педагог дополнительного образования должен производить набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, организовать, стимулировать и мотивировать деятельности и общение обучающихся на учебных занятиях. Важно для деятельности педагога дополнительного образования консультировать обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам), уметь организовать текущий контроль, помочь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.  Педагог дополнительного образования должен понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности и запросы. Набор и комплектование группы обучающихся должен происходить с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся. Каждый педагог должен уметь устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы. Важно, чтобы при работе обучающимися учитывались состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенностей учащихся. 

3. Формы и методы, используемые педагогом в образовательном процессе.

Педагог дополнительного образования должен быть свободен в выборе форм, методов, технологий обучения.

Разнообразные формы игровой, предметно-практической, организаторской, учебной и других видов дополнительного образования позволяют ребёнку осваивать социальные роли в разных сферах жизнедеятельности. Семейно-социальные роли осваиваются в процессе игры; профессионально-трудовые в процессе обучения, предметно-практической деятельности; политическая роль - через участие в органах самоуправления; коммуникативная роль - через участие в разнообразных досуговых программах; роль личности в эгосфере - через обучение, творчество, самовоспитание и другие виды деятельности.

Успех и эффективность образовательной деятельности зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия «организационные формы обучения».

По мнению М. А. Молчановой, форма есть способ существования и выражения содержания. Как указывает И. М. Чередов, форма организации рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.

Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс. Ю. К. Бабанским термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура». В. И. Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».

Таким образом, форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) в педагогике трактуется как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннего содержания, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования. В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М. И. Махмутов и С. А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

 Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

  1. Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
  2. На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
  3. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
  4. Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
  5. Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Методы организации занятия в творческом объединении:

  • словесный, наглядный, практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • метод наблюдений;
  • метод программированного обучения;
  • проектно-конструкторские методы;
  • игровой;
  • интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.);
  • психологические и социологические методы и приёмы.

Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.

Важнейшим средством управления образовательным процессом является систематический и объективный контроль над работой детей. Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию самого процесса обучения. Кроме того, они также используются для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.

4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к знаниям».

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Мною была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к знаниям». В этой программе я постаралась учесть то, что подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Поэтому целью моей программы стало развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

5. Заключение.

Дополнительное образование детей выполняет не только компенсаторную и комплементарную функцию по отношению к школе, но и личностно-формирующую. При этом учреждения дополнительного образования детей предоставляют дошкольникам больше самостоятельности в извлечении знаний и использовании их на практике, тем самым создают благоприятные условия для творчества, поиска, и, следовательно, придают процессу воспитывающий и развивающий характер. Дополнительное образование детей не регламентировано как школа, поэтому более гибко и подвижно в создании условий для проявления детьми инициативы и творчества, в использовании авторских программ и технологий, что придает воспитательному процессу новое качество.

Оздоровление детей в условиях дополнительного образования предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья. Проходит через интегрированные программы, которые объединяют всех участников образовательного процесса и направлено на создание условий для оздоровления детей и педагогов, введение на занятиях здоровьесберегающих технологий, диагностики состояния здоровья детей и педагогов.

Таким образом, в целом, система дополнительного образования детей занимает значительное место в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении личности ребенка, однако не все возможности и ресурсы в этом аспекте ими используются. Реализация этих направлений позволит сохранить и поднять на новый качественный уровень систему дополнительного образования, реализовать в полном объеме воспитательные возможности системы.

6. Список использованных источников и литературы.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / В. А. Безуевская, Е. Н. Глубокова, Н. В. Смирнова, Сургут Издательский центр СурГУ, 2017г.
  2. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 192 c.
  3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2015. - 352 c.
  4. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова. - М.: Мегаполис, 2008. - 391 с.
  5. Куприянов Б. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 51-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

В аналитической справке представлены результаты достижений педагога дополнительного образования....

Аналитический отчет о деятельности педагога дополнительного образования

Форма написания аналитического отчёта может быть полезна начинающим педагогам дополнительного образования....

Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)

«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...

«Организация дополнительного образования в современных условиях ДОУ»

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способност...