МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия с детьми старшего дошкольного возраста по сказке В.Г. Сутеева «Палочка-Выручалочка»
методическая разработка (старшая группа)

Колесник Елена Владимировна

Развитие экспрессивной грамотности, развитие благоприятных межличностных отношений, расширение поведенческого репертуара, формирование уверенности в себе, умение высказывать свою точку зрения, развитие уважения к другой личности, эмоциональное сопереживание другим и формирование нравственных чувств у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка занятия25.73 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия с детьми старшего дошкольного возраста по сказке

В.Г. Сутеева «Палочка-Выручалочка»

                   СОСТАВИЛА:

                   Педагог- психолог

                   Колесник Е.В.

г. Санкт-Петербург

2020

Цель программы:  совершенствование коммуникативной сферы ребёнка,формирование ценностных основ личности.

Задачи: развитие экспрессивной грамотности, развитие благоприятных межличностных отношений, расширение поведенческого репертуара, формирование уверенности в себе, умение высказывать свою точку зрения, развитие уважения к другой личности, эмоциональное сопереживание другим и формирование нравственных чувств.

Целевая аудитория: дети из одной группы детского сада (по подгруппам; в подгруппе не более 10 человек).

Временная продолжительность одной встречи – не превышает 30 минут.

Каждое занятие основано на взаимодействии с какой-либо сказкой.

Диагностика до начала работы и после: методика «6 эмоций» И.Н.Агафоновой, методика «Закончи историю»Р.Р.Калининой, методика «Лесенка» В.Г.Щур, социометрия.

Каждое занятие начинается с двух ритуалов приветствия.

  1. Ритуал приветствия друг друга. Используется как ритуал начала занятия, позволяет сконцентрировать внимание детей, создать психологическую готовность к занятию как занятию определенного цикла.

Дети и взрослый встают в круг. Начиная со взрослого, каждый по очереди кладёт правую руку на левое плечо соседа и приветствует его, обращаясь по имени, например: «Здравствуй, Саша». Саша приветствует своего соседа итак далее по кругу. В конце мы имеем замкнутый круг, когда правая рука лежит на плече соседа. И психолог говорит «Здравствуйте, ребята. Нас уже ждёт очередная сказка – давайте поприветствуем её!

  1. Ритуал приветствия сказки. Это приветствие также составляет ритуал, формирующий готовность к последующей деятельности. Кроме того, закрепляет гендерную идентичность, подчёркивает чувство собственного достоинства. Мальчики приветствуют сказку сдержанным, медленным кивком головы (как принцы) и делают шаг вперёд, «входят в сказку», а девочки – реверансом (как принцессы) и также делают шаг вперёд.

Далее идёт представление сказки в сочетании с играми и экспрессивными этюдами.

Сказка не читается, а рассказывается с максимальным использованием всех невербальных средств передачи информации – интонации, мимики и т.д.

В представленные истории «вставляются» игры и этюды. Игры могут быть любые подходящие по сюжету (дидактические, подвижные, речевые, пальчиковые), но они не должны быть длительными, количество игр должно быть адекватным и не отвлекать от основного хода занятия.

В конце занятия психолог стимулирует обсуждениев кругу, обращается к личному опыту детей, обобщает знания по проблеме.

Завершение занятия также проводится как ритуал. Мальчики прощаются со сказкой кивком головы (как принцы) и делают шаг назад, а девочки – реверансом (как принцессы) и также делают шаг назад.

Занятие по мотивам сказки В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка»

Предполагается проводить во второй половине цикла занятий, когда дети готовы к активномусамопроявлению, ждут каждой новой истории, настроены на работу, легко взаимодействуют, проявляют инициативу и поддерживают идеи друг друга.

Цель занятия: повышение уверенности в своих силах, регуляция самооценки, воспитание готовности к преодолению трудностей, стимулирование активности к проявлению инициативы.

Ход занятия.

Ритуалы приветствия.

Представление истории. Чтобы понять, про кого будет наша сказка, кто будет в ней главными героями, отгадайте две загадки (психолог подбирает две неизбитые загадки – одну про зайца, одну про ежа). Дети их отгадывают. Психолог начинает рассказывать сказку.

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе.

Экспрессивный этюд «Ёж и Заяц идут в хорошем настроении». Дети парами по желанию показывают. При этом походка, жесты должны соответствовать каждому из героев.

А поперёк дороги лежала палка. Заяц не заметил – споткнулся, рассердился.

Экспрессивный этюд «Рассерженный Заяц»– дети по очереди показывают, как мог выглядеть сердитый заяц.

А Ёжик поднял палку, закинул на плечо и побежал догонять Зайца (чтобы соблюсти безопасность, палка может быть лёгкой, например, пластмассовой, стилизованной под деревянную). Увидел Заяц у Ежа палку, удивился.

Экспрессивный этюд «Удивлённый Заяц».

- Зачем тебе палка? Что в ней толку?

- Эта палка не простая, - объяснил Ёжик, - это палочка-выручалочка.

Дошли они до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул с другого берега:

- Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с ней сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик. Разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем. Заяц от удивления даже рот разинул.

Инсценировка. Дети из имеющихся в кабинете (зале) предметов выкладывают реку (ею могут быть, например, синие и зелёные платки). По очереди дети демонстрируют, как перепрыгивают с помощью палки реку.

Вышли они к болоту. Заяц весело прыгал с кочки на кочку и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет (подойдёт сухо бассейн, куда дети прыгают и закапываются в шарики.Либо берётся ткань, в неё заворачивается ребёнок, который изображает Зайца, - взрослый его держит, изображая болото.). А Ёжик не растерялся. Он протянул Зайцу один конец палки, а сам стал тащить её за другой конец. Тащил-тащил и вытащил Зайца. Когда выбрались на сухое место, Заяц и говорит: «Спасибо тебе, Ёж, спас ты меня».

Инсценировка. Дети проигрывают в парах этот момент, горячо благодарят спасителя.

Короткое обсуждение: что чувствовал Заяц, когда был в болоте?

Пошли они дальше и у самой опушки увидели на земле птенчика. Родители кружились над ним и не знали, что делать. И тут Ёж догадался – он посадил птенчики на конец палки и поднял в гнездо.

Двигательная пауза «Птички и птенчики». Здесь можно придумать несколько вариантов игры. Например, такой - с большим обручем, которое обозначает гнездо и куда надо вернуться всем летающим птичкам, услышав определённое кодовое слово (например, психолог называет множество разных птиц, а среагировать надо на условленное слово «сокол»). Помещаясь в обруч, дети должны потесниться, чтобы всем было удобно стоять, и никто не вываливался за его пределы.

Вошли Заяц и Ёж в лес. Вдруг к ним выскочил Волк и зарычал: «Стойте! Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, косой, съем!».

Экспрессивный этюд «Злой Волк».

Но Ёж не растерялся. Размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка. Волк взвыл и убежал.

Так и пришли Заяц и Ёж домой к Зайцу. Ёж решил подарить Зайцу палочку-выручалочку.

- Как же ты сам, Ёж, - сказал Заяц, - останешься без палочки-выручалочки?

- Палочку всегда найти можно, - отвечал Ёж, - а  вот выручалочка – он постучал себя по лбу – вот она где!

Тут всё понял Заяц:

- Верно. Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Обсуждение в кругу.

- Что можно сказать про Ежа, какой он? (Добрый, находчивый, смелый, умный…)

- Что понял Заяц в конце истории?

- Была ли палочка какой-то особенной, волшебной?

- Какие слова сказал Заяц в конце сказки? Да, важнее умная голова и доброе сердце. Доброе сердце откликается на затруднения других людей, приходит на помощь. А умная голова помогает найти выход из трудной ситуации, проявить находчивость.

Рефлексия.

-Какой момент в сказке вам запомнился больше всего?

- В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё?

- Чему же учит нас эта сказка? Всегда надо постараться найти выход из ситуации, искать решение, не унывать, не сдаваться, быть настоящим другом, верить в себя!

Ритуал прощания.

- В следующую нашу встречу я буду ждать вас с другой сказкой, не менее интересной и мудрой!

Литература

  1. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002 
  2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Ред. Агафонова И.Н. – СПб., 2006
  3. «Узнай 6 эмоций» Агафонова И.Н. – СПб., 2006
  4. «Смысл сказкотерапии, конкретные задачи и приёмы» https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/skazkoterapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-razvitiya-rechi-doshkolnikov.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В сказке очутись дружбе научись"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста составлено на основе русских народных игр. Направлено на сплочение детского коллектива....

Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»

Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Перекрёсток"

конспект НОД в игровой форме помогает закрепить  и систематизировать первоначальные знания дошкольников о правилах дорожного движения....

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "С праздником Пасхи"

Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной кул...

Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тема: «Создание образа героя глазами детей»

Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...

Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»

Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родит...

Логические блоки Дьенеша. Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста по блокам Дьенеша....