План комплексной диагностики психологической готовности к школьному обучению
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Глушкова Елена Юрьевна

Данные методики представляют собой набор заданий  для определения дифференциального уровня готовности детей к школе. Данные методики позволяют оценить мотивационную готовность, уровень развития речи, обучаемость (умственную или интеллектуальную готовность), умение ориентироваться в пространстве, изучить некоторые индивидуально-психологические особенности ребенка,  а  так же позволяют заранее до начала процесса обучения предположить наличие отклонений в развитии познавательной сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernyy_plan_kompleksnoy_diagnostiki.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план комплексной диагностики психологической готовности к школьному обучению

    Данные методики представляют собой набор заданий  для определения дифференциального уровня готовности детей к школе. Данные методики позволяют оценить мотивационную готовность, уровень развития речи, обучаемость (умственную или интеллектуальную готовность), умение ориентироваться в пространстве, изучить некоторые индивидуально-психологические особенности ребенка,  а  так же позволяют заранее до начала процесса обучения предположить наличие отклонений в развитии познавательной сферы ребенка.

Психолого-педагогическая готовность к школе  оценивается по сформированности следующих параметров:

  • общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки;
  • знаний и представлений об окружающем мире;
  • умственных операций, действий и навыков;
  • произвольной регуляцией деятельности и поведения;
  • познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
  • речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

При выполнении диагностических заданий ребенком в первую очередь отмечается принятие задания: способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи - согласие ребенка выполнять предложенное задания независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес  к познавательным задачам.

Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – “метод проб и ошибок”, метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.

Отношение ребенка к результатам своей деятельности.

Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляют активный интерес к предложенным заданиям и конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Помощь в процессе обследования

В процессе диагностики детям предлагаются следующие виды помощи:

- организующая помощь (О) – подумай еще; не торопись; “думай глазками – руки за спину”;

- обучающая помощь (У) – объяснение, выполнение действий по подражанию; с использованием указательных жестов и речевой инструкцией);

- эмоциональная поддержка (Э) - “ молодец”, “у тебя все получится” и пр.

Количество показов задания не должно превышать 2-3 раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания, организации действий ребенка и оценке результативности его действий. Виды и количество оказываемой помощи отмечается в протоколе.

Требования к методикам

Методики  отбирались по последующим критериям:

  • надежность;
  • краткость;
  • простота обработки результатов;
  • вариативность, т.е. наличие нескольких равнозначных вариантов заданий, для исключения “натаскивания” родителями в условиях поточного проведения обследования и наличие нескольких видов заданий разных по уровню сложности;
  • понятность заданий родителям и педагогам;
  • возможность на их основе дать прогноз развития.

Порядок проведение диагностики

    Порядок проведения задания и методики описаны в протоколе. Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте ребенку  ответы или направления решения задания.

1. Беседа проводится по вопросам, указанным в протоколе.

Необходимо обращать внимание на точность ответов на вопросы. Отвечает ребенок полным ответом или односложно, охотно или ответы приходится вытягивать, фиксируются ошибки в речи. Анализируется также содержание ответов и поведение ребенка в ситуации обследования, для определения мотивационной готовности (игровая или учебная) и личностных особенностей ребенка.

Протокол диагностики готовности детей к обучению в школе

- Назови свою фамилию, имя, отчество._______________

- Когда у тебя день рождения?_____________

Фамилия_________________________

Имя_________________

Отчество_________________________

Дата рождения________

- Ходил ли ты в детский сад______________________

- Что нравилось в детском саду?___________________

- Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось?_______

- Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать?_______
Отмечаются: точность ответов; нарушение звукопроизношение;
 односложные ответы; мотивация.

2.«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

программа Н.Я Семаго и М.М.Семаго.

    Задания, предлагаемые в  программе, позволяют оценить   уровень  сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

Задания создавались исходя из требований стандартной программы дошкольного

образования и отражают необходимые умения и навыки счетных операций и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона.

Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание №1), а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке (задание № 5). Косвенно (в первую очередь, в заданиях № 1,2,5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, авторы сочли важным и необходимым

учесть особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы.

Педагог  работает  с группой детей, состоящей не более чем из 12 -15 человек. Дети

рассаживаются за столами по одному. Каждому ребенку дается  подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша. Инструкция подается  короткими предложениями, четко, внятно и не быстро. По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений педагог отмечает  особенности поведения и потребности детей в помощи (дополнительной подаче инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности ребенка.

ЗАДАНИЯ

 Задание №1. «Продолжи узор»

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как

самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца

листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Инструкция. Здесь нарисованы два узора. Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите - продолжите второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать.

Специалист наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений

особенности выполнения задания и поведения детей.

Задание №2 «Сосчитай и сравни»

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры

(графемы) и количества изображенных фигур, оценка моторных навыков при изображении цифр.

Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного»

расположения элементов.

Инструкция. Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показать - где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показать - где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом точку или галочку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте работать.

По мере выполнения задания №2 еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения детьми задания, отмечаются на листе наблюдений особенности выполнения и поведения.

Задание №.3 «Слова»

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.

Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. А теперь посмотрите на доску. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.

В слове ДОМ - три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один

квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ вceгo три

звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны!

Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку - вот

так (в квадратах на доске стираются буквы - одна или две, а на их место ставятся галочки).

Начали. Первое слово - ШАР, начинаем отмечать звуки ... Специалист смотрит, как дети

выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.

Второе слово - суп. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово

можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.

Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.

Задание №4. «Шифровка»

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание

алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания,

работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. 

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию №5.

 На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции педагог заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута). Перед началом проведения скрининга педагог должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» В фигуры-образцы данного задания. Это удобно делать перед размножением бланков. Метки должны быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть фигуры, не подступая к ее краям.

Инструкция. А теперь переверните лист. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку, в каждом треугольнике - вертикальную палочку в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого пepвoгo ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.

 С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры - показано на образце у них на бланке. Педагог фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать:важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать

Задание №5«Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся, на листе месте нарисуйте

человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.

Время выполнения последнего задания в целом не ограничивалось. В процессе выполнения заданий педагог отмечает характер поведения и работы детей в

листе наблюдений. Оценка поведенческих особенностей детей в процессе проведения скрининга.

Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности

выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие

особенности ребенка в процессе выполнения работы, которые отражаются в листе наблюдений.

Лист наблюдений представляет собой бланк, в котором приведены индивидуальные данные, включая место, на котором находится ребенок при выполнении заданий, и, кроме того, отмечаются особенности деятельности ребенка. Они сгруппированы по следующим направлениям оценки. - В графе «Нуждается в дополнительной помощи» педагог отмечает те случаи, когда ребенку неоднократно

требуется помощь в процессе выполнения заданий. Ребенок сам подзывает взрослого и просит его помочь или не может начать работу без стимуляции со стороны взрослого - в любом случае, если ребенку более чем однократно понадобилась дополнительная помощь взрослого, напротив его фамилии в данной графе проставляется знак «+» или галочка. При этом, если ребенок нуждается в помощи при выполнении каждого задания, дополнительно в графе «Другое» отмечается эта особенность (например, «нуждается В постоянной помощи», «.не может работать самостоятельно» и т.п.).

- Если ребенок расторможен, мешает другим детям, не может сам сосредоточиться,

кривляется, отвлекается, громко разговаривает и т.п., это отмечается в соответствующей графе. Если такое поведение отмечается практически на протяжении большей части работы, этот факт должен быть обязательно отмечен и в графе «другое».

В графе «Другое» также должны быть отмечены такие особенности поведения ребенка:

полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения

заданий; ребенок расплакался и не может остановиться; проявил бурную аффективную реакцию или требует какой-то особой дополнительной помощи со стороны взрослого;

демонстрирует полное непонимание происходящего.

В любом случае, если в графе «Другое» отмечена хотя бы одна особенность, выделяющая

ребенка, то это засчитывается как дополнительный отягощающий момент и отмечается еще одним знаком «+» .

Количecтво дополнительных особенностей определяет корректировочный коэффициенты

при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения.

Корректировочные коэффициенты определяются следующим образом:

1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85.

2. Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно какие), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72.

3. Если в листе наблюдений отмечены три знака, отражающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,6.

4. Если в листе наблюдений отмечены четыре знака, отражающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.

Суммарная оценка выполнения заданий.

Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням - в

зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.

 Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень):от 17 до 25 баллов.

Условная готовность к началу обучения (2-й уровень):от 14 до 17 баллов.

Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов

Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10

баллов.

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

(разработана Н.И.Гуткиной)

Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями  «внутренней позиции школьника», выявленными в экспериментальных работах по ее изучению*.

Так, сформированность «Внутренней позиции школьника» своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.) Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности – игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы.

        Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми являются вопросы 2 – 8, 10 – 12.

Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

        Если ребенок хочет в школу, то как правило он отвечает на вопрос №2 несогласием ещё на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Важно обратить внимание на то, что ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду ит.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

        Вопросы №3,4,5,6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

        Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

        Если испытуемый ещё не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

        Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос №11) , и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы дольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок ещё не хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.  

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак (+/-).

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»

(Автор: Н.И. Гуткина)

Фамилия Имя ребенка ___________________________________________________________________  

Дата обследования:_______

ОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Сформир + Несформир  –Неясный случай +–

Ты хочешь идти в школу?

Ты хочешь еще на год остаться в детском саду? ( желание ребенка)

Какие занятия тебе нравятся в детском саду? Почему? (познавательный интерес)

Ты любишь, когда тебе читают книжки? (Познавательный интерес)

Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали книжку? (Познавательный интерес)

Какие у тебя любимые книжки?

Почему ты хочешь идти в школу? ( объяснения желания)

Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее? (Отношение к трудностям)

Тебе нравятся школьные принадлежности?

Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

   После выполнения программы диагностики психолог с педагогом дают количественную оценку выполнения всех заданий. После этого пишется заключение об уровне готовности к школе. Проведение диагностики занимает от 15 до 30 мин. Многовариантность заданий данной методики позволяют использовать ее в случае необходимости для повторных обследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

План коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению

План коррекционно-развивающей  работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

КОМПЛЕКТ  МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ...