РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
рабочая программа (подготовительная группа)

Макарова Диана Викторовна

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Готовимся к школе: занятия по психологическому

 развитию старших дошкольников»

 автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

                                                                                                                                                                        (подготовительная группа)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lokalova_podgotovitelnaya_gruppa.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом совете
МАДОУ д/с к/в №15

№ ____ от __________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ д/с к/в №15
______________ Кончукова  О.А..
«____» ___________2019 г.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Готовимся к школе: занятия по психологическому

 развитию старших дошкольников»

 автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

                                    (подготовительная группа)

Составитель:

педагог-психолог Д.В.Макарова

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Планируемые результаты освоения программы
  1. Содержательный раздел
  1. Описание содержания образовательной деятельности
  2. Структура непосредственно образовательной деятельности
  3. Занятия, в которых представлены задания, направленные на развитие соответствующих психологических процессов
  4.  Календарно-тематическое планирование
  1. Организационный раздел
  1. Обеспечение материалами и средствами
  2. Методическое обеспечение

  1. Пояснительная записка

Развивающая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №15 ( МАДОУ д/с к/в №15).

Подготовка ребенка к обучению в школе — одна из важных задач предшкольного периода развития. На это в свое время указывали Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский, об этом позже писали известные психологи JI.A. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Они советовали до начала школьного обучения готовить руку ребенка к письму, формировать у будущего школьника учебно-познавательную мотивацию, развивать речь, формировать умственные операции, с помощью которых он сможет в дальнейшем усваивать учебный материал.

Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования в начале XXI века и его новой парадигмой компетентностной, которая для своей реализации требует высокого уровня развития познавательной деятельности обучающихся.

Однако в настоящее время в силу причин психологического, педагогического, биологического, социального характера (Локалова, 2009) резко (до 85%) увеличилось число детей старшего дошкольного возраста (6,5—7 лет), психологически неготовых к школьному обучению. Отмечается резкое снижение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста. Впоследствии это может привести к возникновению учебных трудностей, в свою очередь, вызывающих у детей негативные изменения в мотивационно-эмоциональной и нравственной сферах, к появлению отрицательных характерологических особенностей. В связи с этим даже было введено новое понятие «современные неблагополучные дети» (А.В. Семенович).

Психологическая готовность современных детей к школьному обучению уже не является, как это было в предыдущие десятилетия, естественным и закономерным результатом полноценного проживания ребенком дошкольного периода развития. Поэтому формирование психологической готовности к школьному обучению, в первую очередь развитие познавательной деятельности детей, должно целенаправленно осуществляться в рамках специально организованной работы.

Как уже отмечалось, поступление ребенка в школу сопровождается существенным повышением требований прежде всего к его познавательной деятельности, которая является основой психического развития в целом. И основу эту необходимо закладывать уже на предыдущей, дошкольной, ступени обучения. Именно в этом мы видим суть психологической составляющей преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования.

Таким образом, психологическая задача предшкольной подготовки должна состоять в совершенствовании познавательных возможностей детей, формировании положительного отношения к школе и учению в целом, готовности к соблюдению и выполнению требований и норм школьной жизни.

Соответственно психологическим содержанием предшкольной подготовки должно являться всестороннее развитие познавательной деятельности детей, которое осуществляется с помощью системы психологических упражнений с учетом объективных законов психического развития. Подход к познавательному развитию дошкольников базируется на представлении об «обогащении» психического развития детей (А.В. Запорожец) и не предполагает ни ускорения ресурсов каждого ребенка.

Цель развивающей программы — совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование необходимых психологических умений (различать звуки, анализировать и копировать образец, выполнять указания взрослого и др.) и личностных качеств.

Важной задачей предшкольной подготовки является формирование у будущих школьников учебно-познавательной мотивации (желания учиться, интереса к приобретению знаний) и положительного эмоционального отношения к школе и учению в целом. Эта задача решается в ходе осуществления всестороннего развития познавательной деятельности дошкольников. Формирование интеллектуальных умений, успех при выполнении предлагаемых заданий, положительное оценивание достижений каждого ребенка, позитивная эмоциональная атмосфера, создаваемая на этих занятиях, позволяют ребенку укрепить веру в свои силы, почувствовать радость и удовлетворение от выполнения познавательных заданий, что неизбежно приводит к появлению интереса к обучению, потребности в приобретении новых знаний.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач социально-личностного и познавательного развития детей.
  2. Принцип индивидуализации, предполагающий построение образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его способностями и интересами.
  3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.
  1. Принцип оздоровительной направленности, в основе которого лежит использование здоровьесберегающих технологий.

  1. Планируемые результаты освоения программы

«Психологическими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:

  • развитие мелкой моторики рук и зрительно – двигательных координаций;
  • осуществлять звуковой анализ и синтез;
  • анализировать и копировать образец;
  • понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
  • подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.
  • развитие эмоционально – чувственной сферы детей;
  • воспитание дружеского взаимодействия «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», «ребенок - родитель».

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание содержания образовательной деятельности

В программу включены задания, требующие разделения (как практического, так и мысленного) целого на части, выделения различных свойств, сторон объектов, нахождения грубых и тонких различий между объектами как чувственно воспринимаемыми, так и обозначаемыми словесно, и др. Задания на анализ и синтез меняются по внешнему оформлению, степени сложности, выполняются в форме интеллектуальной деятельности и подвижных игр, но все вместе целенаправленно формируют психологические механизмы интеллектуальной деятельности.

Таким образом, мы получаем возможность целенаправленно развивать важные для школьного обучения базовые умения, лежащие в основе сложных навыков письма и чтения:

  • проводить звуковой анализ (не только выделять звуки речи, но и различать звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам;
  • выделять сходные и различающиеся элементы различных объектов, то есть осуществлять зрительный анализ;
  • четко различать пространственные отношения между объектами (во избежание появления в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету);
  • дифференцировать степень напряжения мелкой мускулатуры руки для формирования в дальнейшем двигательного навыка письма (психомоторное развитие),
  • анализировать и копировать образец,
  • подчинять свои действия заданной системе требований (произвольность в управлении мыслительной деятельностью и поведением в целом и др ).

В целях личностного (эмоционального, нравственного, этического) развития детей в программу включены беседы, посвященные вопросам дружбы, товарищеских отношений, любви к родителям, взаимопонимания и родственным чувствам в семье.

Мы полагаем, что такое содержание программы для старших дошкольников               (подготовительная группа) будет способствовать формированию у них внутренней позиции школьника как показателя психологической готовности к школьному обучению.

2.2. Структура непосредственно образовательной деятельности

В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Для максимальной эффективности занятий желательно провести их в полном объеме, соблюдая последовательность заданий.

Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.

Начало занятия: создание у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения (их просят улыбнуться и сказать друг другу добрые слова и т.п.).

Основная часть: задания на развитие познавательной сферы и с точки зрения удобства для коллективной работы. Используется принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию на более высоком уровне трудности.

Заключительная часть: состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Важно, чтобы дети учились отвечать на вопрос, чем они занимались и чему научились.

Программа рассчитана на семь месяцев работы (октябрь - апрель). Конец учебного года май – диагностика. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность каждого из них составляет 30 минут. Для удобства и большей эффективности занятий детей следует делить на небольшие подгруппы по 10-12 человек. Проводить занятия желательно в первой половине дня в помещении, где есть столы и пространство для подвижных игр.

При проведении занятий необходимо, чтобы:

  • каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать;
  • точно соблюдалось время предъявления тестового материала в тех заданиях, где это предусмотрено инструкцией;
  • обязательно проводилось обсуждение ответов, причем по возможности с участием каждого ребенка;

• каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. В связи с этим нужно предлагать детям доделать дома то, что они не успели закончить на занятии, например, до конца раскрасить рисунок, выполнить штриховку и т.п.

Для оценки эффективности занятий можно использовать такие показатели, как поведение детей на занятиях: отметьте, проявляют ли дети живость, активность, заинтересованность при выполнении каждого задания.

Для выявления эмоционального состояния детей можно использовать прием цветограммы: в начале и конце каждого занятия детей просят нарисовать цветными карандашами свое настроение в данный момент либо заменить на смайлики. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого — о радостном, зеленого — о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового — о тревожности, напряженности, черного — об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволят сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ребенка под влиянием занятий по психологическому развитию.

Важное диагностическое значение имеют два проективных рисунка на школьную тематику, выполняемые детьми в конце работы по программе: «Школа зверей» и «Как я представляю себе школу?» (занятие 29, задание 4; занятие 30, задание 4). Анализ содержания этих рисунков позволит выявить наличие у будущего школьника учебно-познавательной мотивации, его отношение к школе, степень сформированности у него внутренней позиции школьника.

Для диагностики познавательной сферы используются методики по плану педагога – психолога.

2.3. Указатель номеров занятий, в которых представлены задания, направленные на развитие соответствующих психологических процессов

Развиваемые психологические процессы и качества

Номера занятий

Ощущения

1, 11, 16, 20, 30

Восприятие

4, 13, 15, 18, 22, 26

Внимание

5, 10, 12, 14, 16, 19, 20, 21, 23, 28

Память

1, 9, 12, 14. 18, 21, 23, 24, 27, 29

Мышление

2, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 24, 26, 28, 30,

Воображение

3, 17, 24

Анализ и копирование образца

4, 8, 21. 22, 25, 27, 28

Выполнение инструкций

2, 6, 10, 13, 19, 30, 45, 48, 52

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15. 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30

Пространственные представления

2, 3, 6, 9, 11, 15, 17, 20, 25, 29

Психомоторика

3, 5, 8, 10, 13, 23, 26, 27, 29

Личностные качества

4, 15, 25

  1. Календарно-тематическое планирование

психолого-педагогической работы в рамках развивающей программы

«Готовимся к школе: занятия по психологическому

 развитию старших дошкольников»

(подготовительная группа)

№ занятия

Развиваемые психологические процессы

Задания

Дата

план

факт

Занятие 1

Слуховая память

Как тебя зовут?

Умение точно и правильно называть предметы

Назови предметы

Слуховые ощущения

Послушай звуки

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси четко

Занятие 2

Умение действовать по инструкции

Выполни команду

Пространственные представления

Право, лево, верх, низ

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

Вербальное мышление (конкретизация)

Подбери слова

Занятие 3

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Найди ошибку

Пространственные представления

Что где находится?

Микромоторика

Штриховка

Воображение

Закончи рисунки

Занятие 4

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси чисто

Слуховое темпо-ритмическое восприятие

Телеграфисты

Вербальное мышление (обобщение)

Назови одним словом

Умение анализировать и копировать образец

Нарисуй по образцу

Занятие 5

Личностные качества

Беседа

«Стали родными»

Устойчивость внимания

Найди девочку

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Морские волны

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси чисто

Занятие 6

Умение анализировать

Выделяем слова

Умение действовать по инструкции

Выполни команду

Наглядно-образное мышление

Чего не хватает?

Пространственные представления

Раскрась домики и клеточки

Занятие 7

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

Слуховая память

Магнитофон

Зрительные (цветовые) ощущения

Цветные полоски

Пространственные представления

Нарисуй наоборот

Занятие 8

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Найди ошибку

Вербальное мышление (анализ через синтез)

Отгадай загадки

Умение анализировать и копировать образец

Соедини так же

Микромоторика (дифференциация мышечных усилий)

Цветик- семицветик

Занятие 9

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси чисто

Зрительная память

Найди картинку

Слуховая память

Магнитофон

Пространственные представления

Кто где стоит?

Занятие 10

Умение действовать по инструкции

Выполни команду

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова

Устойчивость внимания

Ставь значки

Произвольность

Огонь — вода

Занятие 11

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различи звук и слог

Зрительный анализ

Звери спрятались от волка

Пространственные представления

Куда указывают стрелки?

Вкусовые ощущения

Определи по вкусу

Занятие 12

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси быстро

Умение анализировать

Делим слова на слоги

Зрительная память

Запомни точно

Устойчивость внимания

Рыбаки

Занятие 13

Умение действовать по инструкции и самоконтроль

Я — учитель, ты — ученик

Критичность мыслительной деятельности

Какие ошибки допустил художник?

Зрительное восприятие

Цветовая угадайка

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Раскрась-ка!

Занятие 14

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Найди ошибку

Наглядно-образное мышление

Нелепицы

Зрительная память

Запомни точно

Устойчивость внимания, микромоторика

Заштрихуй фигуру

Занятие 15

Личностные качества

Беседа «Защитница»

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различи звук и слог

Пространственные представления

Диктант пространственных действий

Слуховое восприятие

Определи по звуку

Занятие 16

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

Объем внимания

Посмотри внимательно

Осязательные ощущения

Весы-ладошки

Моторика

Порви листочки

Занятие 17

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова

Зрительный анализ

Какую игрушку сняли?

Воображение

Что это?

Пространственные представления

Где спрятались игрушки?

Занятие 18

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Узнай звук

Зрительное восприятие

Где спрягались кошечки?

Операция абстрагирования (на примере формы)

Шарики и сосульки

Зрительная память

Нарисуй по памяти

Занятие 19

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси быстро

Умение действовать по инструкции

Я — учитель, ты — ученик

Операция обобщения

Какой предмет лишний?

Распределение внимания

Слушай сказку и вычеркивай

Занятие 20

Пространственные представления

Говори правильно

Зрительный анализ

Чем различаются рисунки?

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

Внимание и мышление

Хлопни в ладоши и присядь

Занятие 21

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова

Устойчивость внимания

Ставь значки

Зрительная память

Найди картинку

Умение анализировать и копировать образец

Одинаковы ли бусы?

Занятие 22

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

Умение анализировать и копировать образец

Бусинки

Способность к синтезу

Собери картинку

Зрительное восприятие

Все ли ты увидел?

Занятие 23

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слово на звуки

Устойчивость внимания

Штриховка

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Раскрась-ка!

Слуховая память

Повтори и добавь

Занятие 24

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси быстро

Наглядно-образное мышление

Помоги Ёжику попасть в домик

Слуховая память

Ряды слов

Воображение

Помоги художнику закончить рисунки

Занятие 25

Личностные качества

Беседа «Друзья»

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова

Пространственные представления

Внутри, справа, слева, внизу

Умение анализировать и копировать образец

Продолжи узор

Занятие 26

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слово на звуки

Слуховое темпо-ритмическое восприятие

Телеграфисты

Операция абстрагирования (на примере формы и размера)

Разложи конфеты

Микромоторика (дифференциация мышечных усилий)

Цветик-семицветик

Занятие 27

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слово на звуки

Микромоторика

Штриховка

Слуховая память

У кого ряд длиннее?

Умение анализировать и копировать образец

Срисуй фигуры точно

Занятие 28

Умение анализировать и копировать образец

Соедини точки

Устойчивость внимания

Выключатель для люстры

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Подбери картинку

Критичность мыслительной деятельности

Нелепицы

Занятие 29

Пространственные представления

Ответь правильно

Зрительная память

Запомни порядок

Моторика

Сильная рука

Диагностика сформированности учебно- познавательной мотивации

Школа зверей

Занятие 30

Критичность мыслительной деятельности

Нелепицы

Логическое мышление

Найди сюрприз

Зрительная память

Назови порядок

Диагностика сформированности учебно- познавательной мотивации

Как я представляю себе школу?

  1. Организационный раздел

  1.  Обеспечение методическими материалами и средствами

Для реализации рабочей программы необходимы:

  • Кабинет для проведения занятий;
  • Методическое пособие «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников».
  • Материалы:

 - цветные карандаши;

- простые карандаши;

- ластик;

- тетрадь простая в клетку;

- рабочая тетрадь (копии заданий для учащихся);

-наглядно-дидактический материал по темам.

  1.  Литература

Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости // Школьный психолог.1999. №18,

Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Методическое пособие. – М.: Генезис, 2015. – 152 с., Семаго Н., Семаго М. пространственные представления ребенка//Школьный психолог. 2000. №34,35,37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию старших дошкольников "Красоту Байкала спасет "МИР""

Дать детям знания об уникальной Байкальской экосистеме, воспитывать желание сохранять накопленный опыт предшествующих поколений является одним из приоритетных направлений нашего ДОУЦель занятия: Пропа...

«Давайте жить дружно». Групповое занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников

Цель: повышать у детей уверенность в себе; развивать координацию движений; слуховое восприятие, групповое сплочение детского коллектива....

Конспект занятия по эмоциональному развитию старших дошкольников с использованием ИКТ «Наши эмоции»в подготовительной к школе группе с использованием презентации.

Цель занятия: закрепление представления детей об основных эмоциях человека.Задачи: - создать возможности для самовыражения;- закреплять навыки практического владения выразительнымидвижениями;- формиро...

Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"

Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...

Коррекционно-развивающая программа "Готовимся в школу"

Коррекционно-развивающая программа "Готовимся в школу"...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников»

Развивающая программа направлена на совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование необходимых психологических умений (различать звуки, анализировать и копировать ...