Пальчиковые игры по теме «Осень»
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Усова Марина Валентиновна

Пальчиковые игры по теме «Осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осенние листья»

 

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики на  обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук)

«За ягодами»

 

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес пойдём мы погулять.

(обе руки «идут» пальчиками по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

 

 

«Гномики - прачки»

 

Жили – были в домике

 Маленькие гномики:

(сжимают и разжимают кулачки)

Тики, Пики, Личи, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с больших)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Тики – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«Алёнка - малёнка»

 

Алёнка – малёнка

Шустра, быстра:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела,

(загибают пальчики, начиная с больших)

В охотку ей дело.

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

 

 

 

«Я перчатку надеваю»

 

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)

Сосчитайте – ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Начинаем вслух считать:

Ра, два, три, четыре, пять.

(загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших)

 

 

 

 

 

          «Много мебели в квартире»

 

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом,

Посидели за столом.

(загибают пальчики, начиная с больших на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пали.

Много мебели в квартире!

(ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок)

«Помощники»

 

Раз, два, три, четыре,

(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

(снова загибают пальчики)

Так мы маме помогали.

( ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают владоши)

«Кормушка»

 

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают пальчики)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

(машут перекрёстно сложенными ладонями)

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

(на каждое название птицы, загибают по одному пальчику, начиная с больших на обеих руках.Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

 

«Сидит белка на тележке»

 

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно)

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(загибать по одному пальчику, начиная с больших по переменно)

 

«Ласточка»

 

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? –

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну – красну.

(на каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных)

«Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев

Вырос у нас чесночок,

(указательный левой руки)

Перец, томат, кабачок,

(средний)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный)

Лук и немножко горошка.

(мизинец)

Овощи мы собирали,

(мизинец правой руки)

Ими друзей угощали,

(безымянный)

Квасили, ели, солили,

(средний)

С дачи домой увозили,

(указательный)

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород.

(большой палец правой руки)

«Фрукты»

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку

 

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные)

Есть лимоны, апельсины,

(средние)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные)

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

«Апельсин»

 

Мы делили апельсин –

(«разламывание» апельсина на дольки)

Много нас, (показ 10 пальцев рук)

А он один.

(Показ одного пальца руки)

Эта долька – для ежа,

(сгибание большого пальца лев.руки)

Эта долька – для чижа,

(сгибание указ.пальца левой руки)

Эта долька – для утят,

(сгибание ср. пальца левой руки)

Эта долька – для котят,

(сгибание без.пальца левой руки)

Эта долька для бобра,

(сгибание мизинца левой руки)

А для волка – кожура.

(бросательное движение правой руки)

 

 

«Компот»

 

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держать «ковшиком», правой имитировать помешивание в нём)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

(загибать пальчики на правой руке, начиная  с большого)

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и  песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(опять «варить» и «помешивать»)

 

 

 

«Поздняя осень»

 

Солнышко греет уже еле – еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук (на каждую примету))

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком

принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

(сжимают руки в «замок»)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводят руками перед собой)

 

 

 

 

 

«Овощи»

 

Ох – ох – ох – лучше всех горох!

(дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы)

Ха – ха – ха – это чепуха!

(хлопают в ладоши)

Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!

(ударяют кулачками по коленкам)

Овь – овь – овь – сладкая морковь!

(хлопают ладонями по коленам)

Ла – ла – ла – вкусная свекла!

(ритмично сжимают пальцы в кулачок)

Оп – оп – оп – душистый укроп!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)

«Перелётные птицы»

 

Тили – тили, тили – тили –

На юг птицы улетели!

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Улетел от нас скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей торопились:

Кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж!

(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

 

 

 

 

 

 

«Фруктовая ладошка»

 

Этот пальчик – апельсин,

(дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная

с большого)

Он, конечно не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветве рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этотот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают вокруг и на себя)

 

«Собираем грибы»

 

Топ, топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальцами по столу)

В туесочке пять грибов.

(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(загибают по одному пальцу на обеих руках  на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

 

 

 

«Капуста»

 

Тук! Тук Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)

Мы капусту нарубили,

Перетёрли, посолили.

(выполняют хватательные движенияобеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке!

(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры по теме «Осень»

C:\Users\антоха\Desktop\images.jpg

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики на  обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук)

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес пойдём мы погулять.

(обе руки «идут» пальчиками по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

«Гномики - прачки»

Жили – были в домике

 Маленькие гномики:

(сжимают и разжимают кулачки)

Тики, Пики, Личи, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с больших)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Тики – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«Алёнка - малёнка»

Алёнка – малёнка

Шустра, быстра:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела,

(загибают пальчики, начиная с больших)

В охотку ей дело.

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)

Сосчитайте – ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Начинаем вслух считать:

Ра, два, три, четыре, пять.

(загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших)

          «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом,

Посидели за столом.

(загибают пальчики, начиная с больших на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пали.

Много мебели в квартире!

(ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

(снова загибают пальчики)

Так мы маме помогали.

( ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают владоши)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают пальчики)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

(машут перекрёстно сложенными ладонями)

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

(на каждое название птицы, загибают по одному пальчику, начиная с больших на обеих руках.Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно)

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(загибать по одному пальчику, начиная с больших по переменно)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? –

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну – красну.

(на каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных)

«Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев

Вырос у нас чесночок,

(указательный левой руки)

Перец, томат, кабачок,

(средний)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный)

Лук и немножко горошка.

(мизинец)

Овощи мы собирали,

(мизинец правой руки)

Ими друзей угощали,

(безымянный)

Квасили, ели, солили,

(средний)

С дачи домой увозили,

(указательный)

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород.

(большой палец правой руки)

«Фрукты»

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные)

Есть лимоны, апельсины,

(средние)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные)

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

«Апельсин»

Мы делили апельсин –

(«разламывание» апельсина на дольки)

Много нас, (показ 10 пальцев рук)

А он один.

(Показ одного пальца руки)

Эта долька – для ежа,

(сгибание большого пальца лев.руки)

Эта долька – для чижа,

(сгибание указ.пальца левой руки)

Эта долька – для утят,

(сгибание ср. пальца левой руки)

Эта долька – для котят,

(сгибание без.пальца левой руки)

Эта долька для бобра,

(сгибание мизинца левой руки)

А для волка – кожура.

(бросательное движение правой руки)

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держать «ковшиком», правой имитировать помешивание в нём)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

(загибать пальчики на правой руке, начиная  с большого)

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и  песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(опять «варить» и «помешивать»)

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук (на каждую примету))

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком

принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

(сжимают руки в «замок»)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводят руками перед собой)

«Овощи»

Ох – ох – ох – лучше всех горох!

(дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы)

Ха – ха – ха – это чепуха!

(хлопают в ладоши)

Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!

(ударяют кулачками по коленкам)

Овь – овь – овь – сладкая морковь!

(хлопают ладонями по коленам)

Ла – ла – ла – вкусная свекла!

(ритмично сжимают пальцы в кулачок)

Оп – оп – оп – душистый укроп!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)

«Перелётные птицы»

Тили – тили, тили – тили –

На юг птицы улетели!

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Улетел от нас скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей торопились:

Кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж!

(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

(дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная

с большого)

Он, конечно не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветве рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этотот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают вокруг и на себя)

«Собираем грибы»

Топ, топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальцами по столу)

В туесочке пять грибов.

(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(загибают по одному пальцу на обеих руках  на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

«Капуста»

Тук! Тук Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)

Мы капусту нарубили,

Перетёрли, посолили.

(выполняют хватательные движенияобеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке!

(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры на тему "Осень"

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому...

Пальчиковые игры по теме «Осень»

Пальчиковые игры по теме «Осень»...

Пальчиковы игры на тему "Осень"

Развитие мелкой моторики...

Пальчиковые игры по теме "Осень"

Пальчиковые игры по теме «Осень»  "Осень". Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем) Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них) Полетели, закружились и ...

Пальчиковые игры по теме "Осень"

Пальчиковые игры по теме "Осень"...

Старкова Ольга Владимировна. Пальчиковые игры на тему: "Осень"

Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует о...