Проект "Колокольный звон России"
проект (средняя группа)

Суханова Светлана Николаевна

Данный проект был реализован в средней группе. Дети теперь имеют представления о различных видах колоколов, их создании, строении, особенностях звучания. Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков. Расширили знания  о народных подвижных , музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolokolnyy_zvon_rossii.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Колокольный звон России»

Вот уже пятый год мы работаем над темой самообразования по приобщению детей к истокам русской народной культуры. А колокольчик – удивительный предмет, музыкальный инструмент, который является неотъемлемой частью народной культуры. Колокольчик – безусловно , предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики просто украшающие наш быт.

Актуальность проекта

Актуальность  проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства причастности к жизни своего народа, желания быть продолжателями русских традиций.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Колокольный звон России», так как колокольный звон является символом Православной духовности и имеет огромное значение для культурного наследия России. Колокольный звон, идущий из глубин веков, имеет великую силу и помогает ощутить себя частью Отечества.

Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности.

А началось все с того, что как-то в группу София принесла колокольчик. Ребята стали рассматривать колокольчик, у детей возникли вопросы: Откуда идет звук? Почему у колокольчика в группе звук другой? От чего это зависит? И почему они не похожи друг на друга? А Семен сказал, что у него дома есть другой колокольчик и некоторые дети его поддержали. Вот так и появилась идея создать проект о колокольчике как о старинном русском музыкальном инструменте и как о необходимом предмете быта.

Но дошкольники еще не были подготовлены к восприятию сложного языка символов, поэтому открытие и изучение мы начали с малого, простого и доступного – с работы с вещью, с таким еще совершенно обыкновенным для ребенка предметом – колокольчиком, ведь мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.

Работу мы начали с бесед с детьми и выяснили, что большинство детей имеют представление о колокольчиках, многие ребята слышали колокольный звон, который произвел на них сильное впечатление.

По ходу проекта мы находили ответы на вопросы:

Какие виды колокольчиков бывают? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик в жизни необходим? Каких размеров бывают колокольчики? Что такое колокол? Как  их отливают? И строение у них как у человека. И имена у некоторых колоколов есть,  даже очень смешные. Узнали, чем колокольчик отличается от бубенчика.

Тип проекта: практико - информационно – ориентированный, творческий.

Срок реализации проекта: 3 месяца /среднесрочный/

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: формирование у детей духовно-нравственных ценностей через приобщение к русской народной культуре.

Задачи проекта:

Дети:

- сформировать знания о видах колоколов и колокольных звонах на Руси;

- познакомить с устройством колокола  и особенностями его звучания;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине;

- развивать творческий потенциал.

Родители:

- создать в семье благоприятные условия для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;

- способствовать развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;

- вызвать желание семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • В рамках реализации проекта дети имеют представление о различных видах колоколов, их создании, строении и особенностях звучания.
  • Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков;
  • Расширили знания детей о народных подвижных , музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть;
  • Сформировали эмоциональную отзывчивость на звуки колокольного звона;
  • Обогатили и расширили словарный запас детей;
  • Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, русскому фольклору, народным традициям и обычаям;
  • Продолжили сотрудничество и взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в процессе реализации проекта, в дальнейшем развитии личности ребенка.

Продукты проектной деятельности:

  1. Мини-музей колокольчиков.
  2. Презентация «Колокольчики России».
  3. Картотека игр с колокольчиками.
  4. Фотоальбом «Колокола России»
  5. Конспект НОД «Такие разные колокольчики»
  6. Творческие работы детей: рисунки, поделки.
  7. Видеотека виртуальных экскурсий в музеи колокольчиков г. Касимова и г. Валдая и обучающих мультфильмов из серии «Шишкин лес».
  8. Аудиозаписи различных колокольных звонов, звуков колокольчиков.

Методы и приемы:

  • Организация развивающей среды;
  • Совместные игры воспитателя с детьми;
  • Чтение, просмотр, прослушивание и совместное обсуждение с детьми произведений художественной литературы, презентаций, виртуальных экскурсий, музыкальных произведений;
  • Продуктивная творческая деятельность;
  • Коллекционирование;
  • Беседы и рассказывание;
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций.

                  Формы работы с родителями:

  • Создание в семье благоприятных условий для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;
  • Способствование  развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

Цель:

- формулировка проблемы, цели и темы проекта;

- сбор информации;

- анализ литературы;

- создание перспективного плана работы проекта «Колокольный звон России»;

- определение продукта проекта;

- опрос родителей.

Сроки: 01.12.2019 – 07.12.2019г.

  1. Практический этап.

Цель:

- реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

Сроки: 08.12.2019 – 25.02.2020г.

  1. Обобщающий этап.

Цель:

- подведение итогов;

-организация презентации проекта.

Сроки: 26.02.2020 -29.02.2020г.

Риски и пути преодоления рисков.

Риски:

Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.

Пути преодоления рисков:

Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи городов Валдай и Касимов.

Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интеренета.

Только в тандеме «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию русского народа.

Для ознакомления с русскими колоколами и колокольным звоном разработали тематический план совместной деятельности.

Основной формой знакомства с колокольчиками были беседы, наблюдение, рассматривание, слушание. Рассматривая колокольчики и беседуя об их назначении и функциях, дети узнали о колокольчиках для домашних животных, их необычном названии – ботало; о применении их на морских просторах (рында), о том, что раньше не было пожарной охраны, а для оповещения людей о пожаре в деревнях и селах использовали пожарную колокольню.

Постепенно, от простого к более сложному, мы с детьми подошли к самым главным российским колоколам – церковным. Так они узнали о Царь Колоколе, Новгородском колоколе. Побывали с детьми на виртуальных экскурсиях в музеях колоколов города Валдая и города Касимова. Узнали, как проходит процесс изготовления колокольчиков, о том, что у колоколов, как и у людей, есть свои имена («Медведь», «Козел», «Лебедь», «Баран» и другие в зависимости от звучания) и о многом другом.

Дошкольники и родители с большим интересом окунулись в мир исследований и открытий. Каждый день в нашей группе появлялись все новые колокольчики. Ребята уже самостоятельно размышляли о материалах, из которых сделаны колокольчики, об особенностях их звучания, применение и т.д. силами родителей в группе был организован мини-музей колокольчиков. Собраны колокольчики разных размеров и изготовленные из разных материалов.

Рассматривая и играя в колокольчики, дети восхищались разнообразием представленных колокольчиков, их неповторимостью, особенностью звучания.

Поддерживать познавательный интерес детей к данной теме помогли разработанные нами дидактические игры, такие как: «Собери колокольчик», «Я слышу колокольный звон», «Где встречается колокольчик», «Я – звонарь» и другие.

Игры «Жмурки с колокольчиком», «Тихо – громко», «Определи, у кого звенит колокольчик» способствовали развитию эмоциональности, умению определять на слух характер колокольного звона (радостный, грустный, тревожный, торжественный и другие), закреплению знаний о применении и назначении  разнообразных колокольчиков.

В ходе проекта нами был реализован интерактивный принцип работы. Дети могли не только рассматривать предмет, но и трогать его, играть с ним, вступать в диалог, придумывать о нем истории и сказки, показывать друг другу и т.д. Полнота восприятия дошкольника увеличивается, когда он дотрагивается до вещи, играет с ней, приобретая при этом опыт личного соприкосновения с культурой через предметный мир..

Познакомившись с колоколами,  дети отразили полученные знания в своих творческих работах:

- Обрывная аппликация «Новогодние колокольчики»;

- Рисование новогодних колокольчиков;

- Лепка колокольчика из пластилина;

- Лепка колокольчиков из глины и роспись их дымковскими и филимоновскими узорами;

Также мы познакомились с народной тряпичной обереговой куклой – колокольчиком. Дети узнали, зачем нашим предкам была необходима эта тряпичная кукла: она защищала дом от злых духов. В мастер – классе дети узнали последовательность создания куклы. Наши куклы получились неплохие.

Итоговым мероприятием было развлечение «Звени, мой колокольчик», где главным атрибутом были колокольчики. Дети играли в музыкальные и подвижные игры, пели, музицировали, отвечали  на вопросы несложной викторины.

Результаты проектной деятельности:

  • Активное участие в проекте семей группы.
  • Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей:
  • дети узнали об истории колоколов на Руси, их предназначении, технологии изготовления;
  • узнали о разновидностях колоколов, колокольчиков и колоколен через фотопрезентации и виртуальные экскурсии;
  • углубили свои знания о разновидностях колокольного звона, о профессии звонаря на Руси;
  • обогатили музыкальные представления о звучании колоколов через слушание музыкальных произведений, дидактические и подвижные игры;
  • полученные знания дети воплотили и закрепили в творческой деятельности: нарисовали новогодние колокольчики, колокольчики – цветы, лепили из пластилина и глины, расписывали дымковскими и филимоновскими узорами, делали аппликацию, участвовали в мастер-классе по созданию куклы – колокольчик.
  • Разработан дидактический комплекс по результатам проекта (наглядно-дидактический материал; картотека народных подвижных и хороводных игр; сценарий НОД, развлечение; папка-передвижка для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов), создан мини – музей колокольчиков;
  • Будет обобщен опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогическом совете, педагогической районной конференции, в интернет-конкурсе «ИКТ – педагогам»

В ходе проекта появилась идея создания в ДОУ детского музыкального коллектива, играющего на диатонических колокольчиках по авторским методикам. Это очень необычно, красиво и ново.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пусть всегда щебечут птицы и звонят колокола" (пасхальный праздник)

. Расширять и углублять знания детей о православном празднике Воскресения Христова (Пасхе), его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудни...

доминантное занятие по восприятию музыки Музыкальные инструменты и игрушки " Звонили звоны"

Доминантное занятие по восприятию музыки                       Тема: «Музыкальные инст...

Колокольные звоны России

Приобщение детей ждошкольного возраста к историческому наследию русского народа...

Музыкальное занятие в старшей группе «Колокольный звон России»

Музыкальное занятие в старшей группеТема: «Колокольный звон России» Цели: Знакомство детей с колокольным звоном России.Задачи:1. Познакомить детей с колокольным звоном – од...

Презентация "Звенит над Россией колокольный звон"

Полная информация для детей о колоколах и их звучаниях...

Колокольный звон. Пасхальный звон.

Колокольный звон. Пасхальный звон.С давних времен звон колокола считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Б...

Программа духовно - нравственного воспитания дошкольников средствами музыки "Звонят, звонят колокола"

Программа духовно - нравственного воспитания дошкольников средствами музыки "Звонят, звонят колокола"...