Проект «Психология для малышей. Наши чувства»
проект (средняя группа)

Мойкина Екатерина Денисовна

Проект для детей средней группы об органах чувств.

Цель проекта - Закрепить знания об органах чувств: зрение, слух,  вкус, осязание, обоняние.

Задачи:

1. Помочь детям устанавливать связь  между органами чувств и их функциями.

2. Развивать познавательный интерес детей.

3. Воспитывать интерес и заботу к собственному организму

Продолжительность проекта 3 недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_chuvstva.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Психология для малышей. Наши чувства»

Тип проекта – групповой интегрированный информационно-исследовательский

Продолжительность проекта – 3 недели

Участники проекта – педагоги, дети, дефектологи, родители

Возраст детей – 4-5 лет (средняя группа)

Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Задачи:

  1. Помочь детям устанавливать связь между органами чувств и их функциями
  2. Развивать познавательный интерес детей.
  3. Воспитывать интерес и заботу к собственному организму.

Краткий ход проекта

1-2 день – Осязание

3-4 день – Слух

5-6 день – Зрение

7-8 день – Вкус

9-10 день – Обоняние

11-15 день – Продукт работы детей и родителей

Материалы: презентация,

Ход проекта:

День 1

Беседа с детьми «Что человек умеет делать?». Главным является то, что человек умеет видеть, слышать, нюхать, ощущать, различать вкус.  
- Ребята, мы отправляемся в путешествия! Смотрите какая карта! Тут 5 королевств:
 королевство Осязание, королевство Слуха, королевство Зрения, королевство Вкуса и королевство Обоняния. Сегодня мы отправимся в королевство Осязание. Им управляет королева, а как её зовут вы попробуйте отгадать!
«Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это (кожа)»
- Правильно! А как вы думаете, что делает королева Кожа? (ответы детей) Кожа делает очень важную роль, она защищает все королевства. А ещё она чувствует все опасности, которые могут угрожать королевствам. Также она помогает другим королевствам. А давайте проверим как она работает?
Воспитатель два тазика с водой – в одно вода тёплая, а в другом холодная.
- Королева Кожа умеет определять горячее и холодное. Давайте проверим так ли это! В одном тазике теплая вода, а в другом холодная. Вы по очереди будете опускать руку сначала в один тазик, а потом в другой. Запомните в каком тёплая вода, а в каком холодная. А теперь закатайте рукава, чтобы случайно не намочить их.
Дети закатывают рукава и по очереди подходят к тазикам.
- Ребята, а теперь, поднимите ту руку, с которой стороны был тазик с тёплой водой/холодной. Молодцы! Скажите, а что происходит с кожей, когда вы поранились. (ответы детей). Правильно, на ней остаются раны или царапины. Так кожа защищает нас.
Физминутка «Хорошо – Плохо!».
Педагог произносит фразу, дети определяют, хорошо это или плохо (хлопают в ладоши или топают)
- Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю.
- Чисто с мылом я умоюсь
- У меня опрятный вид.
- Очень громко я чихну, всех вокруг я заражу.
- Люблю гулять в любую погоду.
- Люблю носить много теплой одежды.
А теперь, нам пора возвращаться домой, но мы ещё ни раз вернёмся в гости.

День 2

- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в гости к королеве Коже. Кто помнит, как называется её королевство? А что делает Королева? (ответы детей)
- Давайте узнаём из чего состоит кожа!
Открывается картинка строения кожи.
- Смотрите, вот как выглядит наша кожа! А вот волосы… Посмотрите, а вы у себя на ручке видите волоски? Ещё под слоем кожи есть нервы. С помощью них мы можем много чего узнать о предметах!  Ребята, Королева Кожа предлагает вам поиграть в игру «Волшебный мешочек»!
Игра «Волшебный мешочек»
- Вот мы поиграли, а теперь немного разомнёмся!
Дни недели.

В понедельник я купался

Изображаем плавание

А во вторник - рисовал

Изображаем рисование

В среду долго умывался

Умываемся

А в четверг в футбол играл

Бег на месте

В пятницу я прыгал, бегал

Прыгаем. Кружимся на месте

Очень долго танцевал

Хлопки в ладоши

А в субботу, воскресенье                              

Дети садятся на корточки, руки                                  

Целый день я отдыхал

Под щеку – засыпают


-Ребята, а давайте проверим, что же мы чувствуем кожей?
«Что мы чувствуем кожей?»
Проведение: Взрослый завязывает ребенку глаза, дотрагивается до ребенка разными предметами или оказывает механические воздействия. Затем просит ребенка рассказать, что он чувствует (ложка будет холодная, кусочек меха мягкий и т.д.) и определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на него оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.)
- Как много мы узнали о коже! Но нам пора прощаться с Королевой Кожи и её королевством и отправляться дальше! Давайте вместе скажем: «До свидания!». Завтра мы поедем уже в другое королевство.

День 3

- Ребята, сегодня мы приехали в новое королевство! Это королевство Слуха. А кто там правит вы попробуйте отгадать!
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (ушки)
-Правильно! Правят в королевстве Слуха близнецы Уши! А как вы думаете, что делают Уши? (ответы детей) Правильно, они помогают нам слышать, определять голос, а ещё с помощью ушей мы можем удерживать равновесие и можем определить, где находится источник звука! Давайте проверим как они работают? Всем нужно закрыть глаза. Тот, к кому я подойду и похлопаю по плечу должен громко сказать: «Ой», а остальные, не открывая глаза должны назвать имя говорящего и показать рукой, где он стоит.
-Молодцы! А теперь немного поиграем и превратимся в котят!
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
А ушки у котят, как домики стоят.

Ребята, нам пора возвращаться, но завтра мы ещё придём в гости к близнецам Ушам!

День 4

 - Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие! Кто помнит в каком королевстве мы вчера оказались? А кто там правит? А для чего нам уши? (ответы детей) Давайте сегодня узнаем побольше про уши
Картинка со строением уха.
Смотрите у уха есть мочка, ушная раковина и слуховой проход. А теперь давайте поиграем с ушками!
«Что звучит?»
За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки. Затем ширма убирается, и дети рассматривают предметы, которые находились за ней.
Взяли ушки за макушки. (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами,)
Вниз до мочек добежали. (с постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

«Музыка или шум?»
Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые), извлекают из них несколько звуков, вслушиваются. Выясняют, какие из них могут издавать музыку, а какие – шум. Затем рассматривают коробочки со «звуками», дети извлекают звуки из каждой, определяют, одинаковые ли будут звуки и почему; стараются запомнить их шум. Затем все предметы прячутся за ширму, из них по очереди извлекаются звуки. Дети угадывают что звучит.
- Ребята, пришла пора прощаться. Давайте вместе скажем: «До свидания!». Завтра мы поедем уже в другое королевство.

День 5

- Ребята, сегодня мы приехали в новое королевство! Это королевство Зрения. А кто там правит вы попробуйте отгадать!
Маша смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
нашей Маше … (глазки)

-Правильно, это сестрицы глазки! А как вы думаете для чего нужны глаза? (ответы детей) Правильно, для того, чтобы видеть. А вы знали, что мы больше всего информации получаем с помощью глаз?! А давайте это проверим! Сейчас я подойду к каждому из вас и вы, щупая, нюхая, слушая предмет расскажите, как можно больше о нём, а потом вы откроите глаза и расскажите о том, что увидели.

- Вы заметили, что когда вы не видели предмет у вас, уходило больше времени на его описание?

А теперь немного отдохнём

На сегодня наше путешествие закончено. Но в понедельник, когда вы снова придёте в сад, мы вернёмся в гости к сестрицам глазкам!

День 6

- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие! Кто помнит в каком королевстве мы в прошлый раз оказались? А кто там правит? А для чего нам глазки? (ответы детей) Давайте сегодня узнаем побольше про глаза!
У глаза есть зрачок, веко (сверху и снизу), ресницы, бровь. А теперь, давайте поиграем с глазками!
Запрещенное движение
Становимся с детьми в круг. Воспитатель задает движение, все повторяют за ним, кроме одного, оговоренного перед началом игры — например «Руки вверх!».
Тот, кто выполняет «запрещенное» движение — «проиграл». С каждым повтором игры дети становятся все более внимательными и не пропускают «запрещенное» движение.  Со временем ведение игры можно доверять самому ребенку — или одному из детей.
Игра «Лабиринт»
Физминутка

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. {Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. {Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, {Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
- Ребята, пришла пора прощаться. Давайте вместе скажем: «До свидания!». Завтра мы поедем уже в другое королевство.

День 7

- Ребята, сегодня мы приехали в новое королевство! Это королевство Вкуса. А кто там правит вы попробуйте отгадать!
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (язык)
- Правильно, это Король Язык. А что же он делает? (ответы детей) Правильно, он помогает нам чувствовать вкус и говорить! Давайте же немного с ним поиграем!

Скажи на ушко
Для игры понадобится игрушка собачка. Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла ребёнку на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом ребята по очереди шепотом должны давать задания собачке и передавать следующему ребёнку. Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Детский сад, детский сад

Хлопки на каждое слово

Он всегда детям рад

Развороты кистей в

Буду в садике играть

разные стороны,

И конструктор собирать,

пальцы кистей соприкасаются.

И игрушки за собой убирать

Рука двигается вправо-влево

Буду бойко танцевать

Приседание. Танцевальные движения

И лепить, и рисовать

Имитировать лепку и рисование

Буду песни каждый день напевать

Руки «замком» перед собой

Ребята, нам пора возвращаться, но завтра мы ещё придём в гости к Королю Языку!

День 8

- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие! Кто помнит в каком королевстве мы в прошлый раз оказались? А кто там правит? А для чего нам язык? (ответы детей) Давайте сегодня узнаем побольше про язык!
Смотрите, на языке есть зоны и каждая отвечает за свой вкус. А во рту помимо языка ещё зубы, нёбо и нёбный язычок. А давайте проверим, сможет ли ваш язык отличить кислое, солёное, горькое и сладкое?
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд
«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».
«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

«Язычок-помощник»
Взрослый вызывает нескольких детей, завязывает глаза, и предлагает определить разные продукты по вкусу. Для этого необходимо приготовить маленькие кусочки пищи, взрослый просит ребенка попробовать кусочек и ответить на вопросы:
- Что это такое?
- Какая эта пища на вкус? (горькая, сладкая, кислая или соленая)
- Как ты определил вкус пищи, кто тебе помог?

- Ребята, пришла пора прощаться. Давайте вместе скажем: «До свидания!». Завтра мы поедем уже в другое королевство.

День 9

- Ребята, сегодня мы приехали в новое королевство! Это королевство Обоняния. А кто там правит вы попробуйте отгадать!
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)

- Правильно! Это Его Высочество Нос! А что он делает, кто знает? (ответы детей) Правильно, он помогает нам дышать и ощущать запахи. А ещё он защищает от микробов! Его Высочество Нос предлагает вам, ребята, с ним поиграть!
Сейчас мы разделимся на две группы и каждый по очереди будет подходить и нюхать, что же лежит в кружке. Понюхав не забудьте сказать фрукт это или овощ!

Будем мы варить компот

Маршировать на месте

Фруктов нужно много. Вот

Показать руками «Много»

Будем яблоки крошить

Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить

рубят,

Отожмем лимонный сок

отжимают

Слив положим и песок

Кладут, насыпают песок

Варим, варим мы компот

Повернуться вокруг себя

Угостим честной народ

Хлопать в ладоши

Потрогай! Понюхай!

Подготовить бумажные пакетики и какие-то небольшие знакомые ребенку предметы — лучше не игрушки, а что-то бытовое.
В каждый мешочек положить что-то пахнущее — мыло, какую-то знакомую специю, фрукт — и попытаться угадать на запах — что же там (в руки мешочки не давать).

Ребята, нам пора возвращаться, но завтра мы ещё придём в гости к Его Высочеству Носу!

День 10

- Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие! Кто помнит в каком королевстве мы вчера оказались? А кто там правит? А для чего нам нос? (ответы детей) Давайте сегодня узнаем побольше про Его Высочество Нос! У носа есть крылья, ноздри, кончик, спинка, корень.

Его Высочество Нос предлагает опять поиграть с ним!

- Давайте попробуем, зажав нос рассказать стихотворение (обратить внимание на то, что вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться);

- Делают несколько глубоких вдохов ртом, а затем носом, когда горло больше чувствует холод? Ответы детей (при вдохе ртом).

Большой и маленький

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

Паровоз

Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Вот и закончилось наше путешествие в мир органов чувств. Ребята, вам понравилось? А в каких королевствах мы побывали? А кто ими управлял? А какое королевство вам больше всего понравилось?

Молодцы! Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Органы чувств». Я каждому раздам по 5 карточек. А вы должны назвать к каком органу чувств относится эта карточка.

После 10 дня начинается творческий этап. Родители вместе с детьми должны нарисовать, слепить, придумать или найти рассказ, сказку, стихи, игру, найти интересные факты, связанные с органами чувств. С 11 дня дети показывают конечный продукт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Здоровый малыш - наше будущее!"

«Здоровье детей - это будущее нашей страны». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Соблюдение и укрепления здоровья невозможно без соблюдения прави...

Фотоотчёт -презентация проекта "Здоровый малыш - наше будущее!"

Цель проекта -Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы и игры  в разных видах деятельности.Задачи проекта...

Фотоотчёт -презентация проекта "Здоровый малыш - наше будущее!"

Цель проекта -Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы и игры  в разных видах деятельности.Задачи проекта...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...

Презентация Проект «Психология для малышей. Наши чувства»

Проект для детей средней группы об органах чувств.Цель проекта - Закрепить знания об органах чувств: зрение, слух,  вкус, осязание, обоняние.Задачи:1. Помочь детям устанавливать связь  между...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми 5-7 лет по теме: «Музыкальное искусство зарождает наши чувства: в мире эмоций и звуков»»

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...