Доклад на педагогическом совете Тема: «Лэпбук» как форма работы с детьми дошкольного возраста»
материал

Сухинина Юлия Валерьевна

Главной отличительной чертой построения образовательной деятельности в МДОУ на современном этапе – является уход от учебной деятельности (занятий), подъем статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций через призму интеграции образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Доклад на педагогическом совете

Тема: «Лэпбук» как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Сухинина Ю. В.

Смоленск 2018

Главной отличительной чертой построения образовательной деятельности в МДОУ на современном этапе – является уход от учебной деятельности (занятий), подъем статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций через призму интеграции образовательных областей.

 «Занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду становится неактуальной. Занятие заменяется интересной для детей, специально организованной воспитателем специфической детской деятельностью. Эта деятельность подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление ими определенной информации об окружающем мире, формирование определенных ЗУН. Но при этом процесс обучения остается.

В нашей практике все повсеместно встречаются дети, которые не хотят заниматься, у которых отсутствует интерес к тому, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Исходя из этого важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста является не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, которые должны быть первостепенное связаны, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками.  Так же с рациональной эффективной организацией пребывания ребенка в детском саду. Они должны иметь вектор на развитие самостоятельной деятельности ребенка и всестороннее развитие личности ребенка.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям в условиях реализации ФГОС необходимо искать новые средства и методы в работе.

 Результатом такого поиска в моем случае стал «лэпбук».

Лэпбук (lapbook), или тематическая папка, - это сравнительно новое средство обучения, которое пришло к нам из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби. Она использовала в домашнем обучении своих детей данное средство чтобы систематизировать информацию.

«Лэпбук» - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лепбук – есть наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Актуальным является использование лэпбука для закрепления пройденного материала тематической недели. Создание лэпбука является средством помощи для закрепления и систематизации изученного материала.  Рассматривание папки в дальнейшем служит быстрому восстановлению в памяти пройденных тем. Преимущество данного пособия заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике или оформить по сказкам. Возможности таких обучающих папок безграничны.

В состав лепбука может входить не только конспект знаний по выбранной теме, но и дополнительные логические и творческие задания, в зависимости от возраста детей: «подбери пару», «стихи», «элементы для закрашивания», «найди отличия», «загадки», «дорисуй недостающее», «счетный материал».

Лепбук «лэпбук» - является отличным дополнением к развивающей среде, у этой интерактивной папки есть ряд других преимуществ:

  • осуществление системно - деятельностного подхода. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
  • поддержка детской инициативы. В процессе творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка
  • вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут обеспечить организационную, техническую, информационную, мотивационную поддержку. Совместное творчество педагогов, детей и родителей делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.

Результаты использования лэпбука:

  • быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики
  • проявление повышенного интереса к содержанию;
  • проявление самостоятельности при работе с лэбуком

Изготовление лэпбука является интересной формой совместной деятельности детей и взрослых. Здесь необходимо проявление  фантазии и разнообразный материал. 

Как изготовить лепбук

1. Определение темы лэпбука. Тема может быть любая. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение, эпизод наблюдения, значимое событие, тему недели.

2. Составить план. После того, как определились с темой, необходимо составить план лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать - это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.

3. Изготовить макет будущего лэпбука. На мой взгляд, это самый интересный этап. Теперь надо придумать, как в «лэпбуке» будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Потом все это нарисовать на черновике простым карандашом, чтобы можно было внести поправки в случае необходимости. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

«Лэпбук» состоит из картонной папки разных форматов А3, А4 в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по выбранной теме: от интересных игр до лексики и большого количества нужной и познавательной информации.

Форма «лэпбука» может быть разной:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

В содержимое «лэпбука» могут входить:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • стрелки;
  • пазлы.

 

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Лэпбук  это не просто метод, для закрепления и отработки полученных знаний, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Демонстрация лепбука «Профессии».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
  2. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].

Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. –Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста".

Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также  активизировать речь ребенк...

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста - Профилактика плоскостопия»

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строе...

Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Старшая дошкольная группа           Воспитатель: Киося Е.Г. Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие техноло...

Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развити...

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека....

Доклад на педагогическом совете «Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В докладе раскрывается ценность декоративно-прикладного искусства, как средства обогащения души ребенка и воспитания любви к своему народу....