Использование здоровьесберегающих технологий при организации взаимодействия с семьями воспитанников
статья

Самовилова Алла Владимировна

 Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий при организации взаимодействия с семьями воспитанников

Вороная  Н.А.

воспитатель МБДОУ д/с №100  г. Таганрога

voronayana@yandex.ru

Самовилова А.В.

учитель – логопед МБДОУ д/с №100 г. Таганрога

samovilova.alla@yandex.ru

Охрана жизни и здоровья детей важная, требующая серьезного комплексного подхода задача, стоящая не только перед родителями, но и перед системой дошкольного образования. В современных условиях достаточно не просто вырастить здорового ребенка.

Сегодняшние тенденции таковы, что большую часть времени дошкольники проводят дома за компьютерными играми, просмотром телевизионных передач. Дети ведут малоподвижный образ жизни, что противоречит принципам сохранения и укрепления здоровья. Развивающаяся гиподинамия ведет к ухудшению снабжения кислородом органов и тканей растущего развивающегося детского организма, недостаточному развитию, атрофии мышц, деформации опорно-двигательного аппарата, проблемам с позвоночником и нарушению осанки. Ухудшается работа работы сердечно-сосудистой, пищеварительной и иммунной систем. Ребенок быстрее устает, проявляет эмоциональную неустойчивость, снижение интереса к обучению и способности к концентрации внимания.

По мнению специалистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), одной из причин малоподвижного образа жизни современных дошкольников является недостаточная осведомленность родителей о необходимости соблюдения ребенком правильного режима сна и отдыха, некомпетентность родителей относительно организации физической активности. Большая загруженность родителей и неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в городах, лишает детей возможности полноценных прогулок и игр на свежем воздухе. Часто родители рассчитывают, что пребывание в ДОУ покроет все потребности ребенка в оздоровительных программах и физическом воспитании. Что конечно же, не представляется возможным. Поэтому для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимо внедрять и развивать комплексное взаимодействие и сотрудничество ДОУ и родителей.

Дошкольные образовательные учреждения, согласно современным тенденциям дошкольного образования, внедряют в свои программы здоровьесберегающие технологии, призванные сохранить, поддержать, укрепить и обогатить детское здоровье. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования физического и психического здоровья, которое является основополагающим условием полноценного развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются и формируются привычки, раскрываются способности и творческие наклонности. Дошкольный возраст важен для всестороннего развития двигательной активности, формирования гармоничной личности ребенка. Исходя из этого, здоровьесберегающие технологии становятся перспективным средством коррекционного и развивающего обучения дошкольников в детских образовательных учреждениях.

Применяемые в ДОУ методики — эффективные коррекционные средства, успешно применяемые коррекционными педагогами для решения вопросов связанных как с речевыми трудностями у ребенка, так и для общего улучшения состояния здоровья.

Специалисты ДОУ стремятся создать условия, которые параллельно с поддержкой и улучшением здоровья дошкольников, направлены на общее гармоничное развитие детей. Которые:
• способствуют повышению речевой активности;
• развивают речевые умения и навыки;
• снимают напряжение, восстанавливают силы и способность к обучению;
• активизируют интерес ребенка к процессу познания;
• улучшают концентрацию внимания и способствуют легкому переключения внимания ребенка с одного вида деятельности на другой;
• укрепляют здоровье;
• улучшают коммуникативные навыки;
• развивают и активизируют познавательную активность дошкольников.

В работе по всестороннему сохранению и укреплению здоровья, как психического, так и физического у дошкольников в ДОУ используются такие оздоровительные приемы как:
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Гимнастика для глаз;
• Логопедический массаж;
• Самомассаж;
• Релаксация;
• Физминутки
• Кинезеологические упражнения и т.д.;

Все приемы оздоровления, применяемые в ДОУ ставят своей целью, кроме общего оздоровления, привить дошкольнику навыки здорового образа жизни, которые он сможет в дальнейшем применять самостоятельно.

Для успешной реализации оздоровительных программ применяемых в ДОУ необходимо активное непосредственное участие родителей и семей в комплексных оздоровительных программах и мероприятиях детского сада. Важно, чтобы элементы здорового образа жизни, к которым ребенка приучают в дошкольном образовательном учреждении, находили каждодневную поддержку дома, в семье. Для этого в ДОУ необходимо проводить работу с семьями воспитанников. Внедрять семейные традиции здорового образа жизни, что станет важной составляющей в сохранении здоровья дошкольников, повышающей эффективность применения здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования.

Для успешной работы с родителями воспитанников, в дошкольных образовательных учреждениях проводятся мероприятия и разрабатываются программы, вовлекающие родителей в процесс оздоровления детей. Родители привлекаются к активному участию в совместной с детьми деятельности, направленной на укрепление здоровья. Создаются, прививаются и укрепляются семейные традиции здорового образа жизни, основы физического воспитания, физической культуры. При таком подходе из пассивных наблюдателей педагогического процесса родители переходят в активных участников, последователей здоровьесберегающего направления деятельности ДОУ. Понимая цели и задачи воспитания здорового дошкольника, родители применяют методы и физкультурно-оздоровительные приемы, внедряемые в ДОУ, дома. Таким образом формируется лучший опыт семейного воспитания, прививается систематичность, последовательность и согласованность всего комплекса мероприятий по оздоровлению дошкольника совместными силами семьи и ДОУ в течении всего периода пребывания ребенка в детском саду. Кроме этого с учетом индивидуальных потребностей, интересов и способностей ребенка и семьи разрабатываются и даются индивидуальные педагогические рекомендации.

На уровне ДОУ проводятся:
- спортивно – оздоровительные мероприятия, праздники ;
- санитарно-просветительская работа (освещающая вопросы режима дня, питания, закаливания);
- диагностика состояния здоровья и психомоторного развития ребенка и ознакомление родителей с их результатами;
- обучение оздоровительным методикам, таким как пальчиковые, дыхательные упражнения, самомассаж и закаливание;
- выступления и консультации профильных специалистов, медиков, психологов, успешных родителей;
- организация и проведение семинаров, практикумов, тренингов.

В ДОУ так же проводятся физкультурный досуг. Различного вида физические и психические оздоровительные мероприятия и взаимодействия родителей и детей на мероприятиях ДОУ, позволяют выявить и впоследствии скорректировать скрытые проблемы в отношениях между родителем и ребенком.

Проводимые в ДОУ мероприятия призваны предупредить переутомление детей и взрослых, содействовать повышению осознанности в вопросах укрепления и сохранения здоровья на уровне семьи.

Специалисты ДОУ так же практикуют такие формы работы с семьями воспитанников как родительские собрания, домашние задания с физическими упражнениями, совместные просмотры тематических фильмов с последующим их разбором, участие родителей в формировании библиотечки по здоровому образу жизни и воспитанию. Привлекают родителей к активному участию в повседневной жизни ДОУ такому, как утренняя зарядка, прогулки, питание детей.

Ценность мероприятий, в которых родители активно участвуют вместе со своими детьми и педагогами, состоит так же и в:
- наглядности, очевидности результатов физического и духовного воспитания дошкольника;
- возможности отследить динамику развития, приобретения тех или иных навыков ребенком;
- сближении родителей и детей;
- приобретении родителями новых навыков воспитания, обучения и развития своего ребенка;
- ощущения себя «хорошими родителями», активно участвующими в образовании своего ребенка.

Сотрудничество ДОУ и семьи очень важно для воспитания у самого ребенка-дошкольника активного и правильного бережного отношения к состоянию и укреплению своего здоровья. Ведь здоровье это самая большая ценность, данная нам природой.

Список использованной литературы

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

2.Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

4.Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

·


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных технологий в организации взаимодействия с семьями воспитанников» (круглый стол)

Основная цель использования ИКТ в работе с родителями - оптимизация управления взаимодействием детского сада с семьей, на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с ...

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, кото...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

"Использование интерактивных технологий в процессее взаимодействия с семьями воспитанников"

Использование в практике дошкольных образовательных учреждений интерактивных методов и приемов в процессе взаимодействия  с родителями....