Самоанализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды средней группы
учебно-методический материал (средняя группа)

Стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость формирования такой среды, которая бы наиболее полно способствовала реализации всех возможностей развития, обеспечивала физическое и психоэмоциональное благополучие воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_rpps_sr._gr.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ и оценка

 развивающей предметно-пространственной среды

средней группы №2

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость формирования такой среды, которая бы наиболее полно способствовала реализации всех возможностей развития, обеспечивала физическое и психоэмоциональное благополучие воспитанников.

  1. Насыщенность. 1 балл

В группе достаточное количество игрового оборудования и инвентаря, все доступные детям развивающие средства соответствуют их возрастным потребностям и обеспечивают детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Познавательное развитие.

Для детской экспериментальной деятельности в группе имеется мини-лаборатория, здесь дети изучают свойства воды и воздуха, особенности почвы, рассматривают под микроскопом листья растений, песчинки, и др. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки опытов, наборы  для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки, лупы, микроскопы и т.д.).

В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Чтобы сформировать у детей временные представления в уголке есть макеты времен года, оформлены картотеки комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними. Коллекция семян, камней, ракушек, минералов, гербарии, образцы грунта позволяют детям получить представление о многообразии мира природы.

В уголке математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений: «Волшебный круг», «Сложи квадрат»; игры Воскобовича «Черепашки», «Теремок», «Царство Попугавия», «Геоконт», на классификацию и сериацию игры «Город», «Собери цветок», конструкторы  «Тико», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,

Для конструктивной деятельности в группе создан строительный уголок: мягкий модуль и различный строительный материал, который хранится на открытых полках и коробах.

Речевое развитие.

Для развития у детей всех компонентов речи в группе имеется картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам, различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для развития мелкой моторики (массажные мячики, игры с прищепками, мозаика разного размера и формы, мелкие игрушки,  игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.

 «Социально-коммуникативное развитие»

В группе создаются специальные условия для своевременного социального развития детей.

Патриотический уголок  оснащен глобусом,  флагами и гербами России, города  Белгород,  фотографиями  села Пушкарное, фотографиями  людей, прославивших Белгородчину, дидактическими играми, позволяющими узнать историю, культуру малой родины.  Для реализации парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья»  сшит белгородский народный костюм для куклы Белогорочка, планируется сшить костюм для куклы Белогор.

Для знакомства с правилами дорожного движения изготовлен макет дорог,  повторяющих направление дорог села Пушкарное, собраны модели специального транспорта, но мало дидактических игр этой тематики. Атрибутов для игры «Пожарные», «Спасатели» недостаточно.

В группе нет стенда для информирования  родителей о достижениях ребенка. Для этого планируется «вырастить»   «Дерево добрых дел»,   которое будет  способствовать  поддержанию стремления ребенка быть первым, активным, совершать хорошие поступки, а родителей  привлечь   к жизнедеятельности группы,  коррекции поведения детей.

Художественно – эстетическое развитие. 

В Уголке художественного творчества -  карандаши, фломастеры, пластилин, мелки, алгоритмы изображений  и конструирования различных предметов, раскраски, трафареты, шаблоны, штампики из различных материалов, которые позволяют детям самим создавать, строить   изображения разными способами, экспериментировать с формой и цветом, вызывают желание детей освоить различные техники изображения. 

В театральном уголке наборы различного кукольного театра (пальчиковые куклы, би-ба-бо, настольный театр)

В музыкальном уголке имеются музыкальные инструменты (бубен, игровые ложки, маракас,   музыкальные колокольчики, металлофон)

В шумном пространстве игровой комнаты   есть островок тишины и спокойствия - уголок уединения, который располагает к   наблюдению, мечтам и тихим беседам.   Он находится в спальне, отделен ширмой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют  мягкий диван, коврик на полу, мягкие игрушки, «подушка для битья», «подушка-подружка», «банка для крика», шумовые палочки, семейный фотоальбом, мелкий игрушки.   

Физическое развитие:

В группе имеются спортивные уголки и «уголки здоровья», которые оснащены нестандартным оборудованием для физического развития детей, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, кегли, скакалки, дартц,  мешочки с песком, ленты, флажки, скакалки.

  1. Трансформируемость. 2 балла

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

В зависимости от целей НОД или замысла игры детей, для двигательной активности и индивидуального развития расставляются столы, стулья,

Игровые центры легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации. Например: на месте природного уголка организовывается музей, творческая мастерская природы, путешествие по горам и др. В патриотическом уголке организовываются выставки детского творчества, путешествия по странам и континентам Пространство спальни используется    для двигательной активности детей, для индивидуальной работы. В группе имеются три многофункциональные ширмы, которые помогают  изменить предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации, зонировать пространство, а также дают возможность создать индивидуальное пространство ребенку или группе детей.

  1. Полифункциональность. 2 балла

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, игровых маркеров в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры. Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ. Разнообразно используются игрушки: например, вкладыши-стаканчики от пирамидки, каштаны, различные крышки могут использоваться в сюжетно-ролевой игре, используются как счетный материал, в уголке художественного творчества для выкладывания фигур, составления узоров, на дорожке здоровья.

  1. Вариативность. 2 балла

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.

Наша группа условно разделена на три сектора: активный, спокойный. рабочий. Активный (уголок сюжетно-ролевых игр, уголок двигательной деятельности, уголок конструирования,  музыкальный уголок, уголок театрализованной деятельности). Спокойный (уголок художественной литературы, уголок уединения, уголок природы). Рабочий (уголок исследовательской деятельности, уголок продуктивной и творческой деятельности).

Игровой материал периодически сменяется, в зависимости от тематической недели годового плана ДОУ.  Периодически меняются выставки детских работ, фотоотчеты для родителей «Вот так мы живем в детском саду».

  1. Доступность. 2 балла

Игровые пособия в группе, стационарные и мобильные, размещены на уровне глаз ребенка, нет высоких стеллажей, закрытых коробок, весь материал в свободном доступе для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.  

  1. Безопасность. 2 балла

Одно из самых важных требований при создании предметно-пространственной среды – это её безопасность. В нашей группе оборудование соответствует росту и возрасту детей, вся мебель имеет маркировку, соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям;  стулья и столы одной группы мебели  промаркированы, подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей; рабочие поверхности столов имеют матовое светлое покрытие; столы для занятий устанавливаем вблизи светонесущей стены при левостороннем освещении.

Игровая и издательская продукция сертифицирована.

- используются игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции;

Всё оборудование группы находится в исправном состоянии, соответствует требованиям безопасности, шкафы закреплены к стенам. При обнаружении неисправностей оборудования, незамедлительно принимаются меры к их устранению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

В результате многолетнего творческого поиска в группе «Детский сад №2»  разработала модель предметно-пространственной и оздоравливающей среды. Предметно - пространственная  среда в групповой...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа...