Семинар-практикум для педагогов на тему: Влияние игры на психологическое здоровье ребенка
методическая разработка

Сонцова Альбина Ивановна

Семинар-практикум для педагогов

на тему:

Влияние игры на психологическое здоровье ребенк

                                                                                                                                                 «Чтобы вырасти здоровыми,

                                                                      детям не требуется уметь читать –  им требуется уметь играть»

 Фред Роджерс.

 

Цель: расширение знаний педагогов об особенностях детских игр, об их разнообразии, влиянии игры на сохранение психологического здоровья ребенка.

 

Задачи:

  1. Раскрыть психологический аспект игровой деятельности;
  2. Раскрыть терапевтическую функцию игры;
  3. Познакомить с основными направлениями работы с тревожными детьми;
  4. Дать рекомендации педагогам в организации:  комфортной среды в группе, игровой деятельности с тревожными детьми.

 

План занятия:

  1. Разминка: игра «Кричалки»;
  2. Практическое задание «Введение в проблему»;
  3. Мини-лекция «Характеристика игры дошкольника»:
  • возрастная динамика развития игры;
  • терапевтическая функция игры.
  1. Практическое задание «Игры с тревожными детьми»;
  2. Рекомендации для педагогов;
  3. Практический блок:
  • обучение детей умению управлять своим поведением;
  • снятие мышечного напряжения.

7.   Обратная связь.

 

1. Разминка:

Игра «Кричалки» (Заморев А.)

Цель: снятие напряженности, страхов.
Инструкция: «Сейчас я махну рукой, а вы, сидя на стульях, будете махать руками, топать ногами (только не заденьте соседа) и производить громкие звуки. Какие угодно. Кричите, вопите, рычите, свистите, мычите, фырчите... Но только хлопну в ладоши, замираете, чтобы наступила тишина. А теперь сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула, сложите руки на груди, смотрите на меня несколько свысока и постарайтесь ни на что не обращать внимания. А я буду пытаться вас рассмешить».

Комментарий: далеко не все дети могут уверенно, и не боясь наказания вести себя «громко». И, наоборот, некоторые кричат так, что стараются «заглушить» остальных, с трудом могут остановиться. И в том, и в другом случае учимся адекватно проявлять свои реакции (в игре, в свободе, в удовольствии) соразмерять себя с окружающими и не бояться. А заодно и «выбрасываем» накопившуюся в нас «неотреагированность», а то и агрессивность.

 

2. Практическое задание «Введение в проблему».

Цель: сосредоточить внимание на основном вопросе, который будет излагаться, выявить типичные стереотипы.

       Каждый участник встречи в течение 3 минут письменно отвечает на вопрос: «Каково ваше мнение по поводу трудностей, которые испытывают современные дети-дошкольники?» Ответы принимаются на любом уровне: на уровне абстрактно-логических размышлений, на уровне представления, на уровне образа.

 

3. Мини-лекция «Характеристика игры дошкольника».

      В настоящее время не может не настораживать то, что система дошкольного воспитания всё более превращается в начальную ступень школьного обучения. Такая тенденция неоправданна и опасна как с педагогической, так и с психологической точки зрения.

      Нельзя забывать о том, что формирование личности ребёнка происходит не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре. Интересно:  оказывается слово «играть» применительно к ребенку означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и в языке современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я больше не играю», что, по сути, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой не дружу».

     Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный  к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного к игре» значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.  

     В латинском языке понятие «игра» - «paideid» - этимологически близко к понятию «воспитание», что использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон полагал, что необходимо жить играя, дабы снискать себе благосклонность богов и прожить согласно свойствам своей природы. Итак, по Платону, игра - это источник удовольствия. 

      И.Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». Русский педагог начала XX  века Н.В.Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: « Игра ребенка - его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы, он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами  своей еще не сформировавшейся  души, чтобы жить своей полной детской и не полной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно  только для игры...».

      Конечно же, большинство игр служат, прежде всего, интересам  чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные детские игры). Именно благодаря этому  игры становятся важнейшим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жизненным перипетиям. Детская игра обеспечивает  ребенку и безопасность и « психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие  в глубине души потенциалы.     

     Специалисты до сих пор не могут прийти  к однозначному пониманию игры. К.Гросс классифицировал все игры как экспериментальные и символические. Он доказал, что экспериментальные игры состоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.д.

      А.Вейс сомневался в правомерности применения слова «игра» к различным видам игровой деятельности. П.П. Блонский считал, что игра - это собирательное понятие, обозначающее все многообразие детских видов деятельности. Теория Ж. Пиаже приписывает игре только биологическую функцию активного повторения и познания. Он считает, что игра начинается в сенсомоторном периоде развития ребенка (от рождения до 18 месяцев) и необходима для закрепления навыков. Д.Б.Эльконин рассматривает игру как, абсолютно своеобразную деятельность, а не как понятие, которое объединяет все виды деятельности детей. Л.С. Выготский показывает, что экспериментальная игра так относится к игре в собственном смысле слова, как лепет относится к речи. Он утверждает, что «игра - это своеобразное отношение к действительности, которое  характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие».

       Существует множество различных классификаций игры. Детский психолог Стем разделил все игры на индивидуальные и коллективные:

 

 

Индивидуальные

Коллективные

Совершенствование физической деятельности

 

Овладение свойствами предметов

 

Имитация

 

Борьба

бег

прыжки

лазание

созидательные игры

разрушительные игры

       

 

      Ш. Бахтер делит все игры на функциональные, игры-фантазии и игры с обманом чувств, пассивные игры и конструирование.     Г. Крайг все игры делит на следующие: сенсорные, игры-возни, языковые игры, ролевые, игры с правилами.

      В этом разделе ведущему следует напомнить о классификации игр, принятой в отечественной педагогике.

 

Возрастная динамика развития игры.

 

     Для детей раннего возраста, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся в песке, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус.  «Благодаря сенсорной игре  дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают».

     Бег, прыжки, лазание, кружение - моторные игры - дети осваивают уже в младенческом возрасте. Примерно до трех лет дети играют в такие игры в одиночку, без сверстников, хотя зачастую они начинают подражать другому ребенку, начинают прыгать и скакать так же как он.

     Игра-возня часто раздражат взрослых, и запрещается ими. Но игра-возня («куча-мала») - учит детей взаимодействию друг с другом. Подобные игры дают возможность выплеснуть отрицательные эмоции, учит регулировать свои чувства, силу физического воздействия на партнера, контролировать импульсивные желания. Родители часто прибегают к таким играм, тиская и щекоча малыша. Желательно, чтобы ребенок принимал активное участие в подобной возне, а не сидел пассивно на руках у взрослого. Игру-возню, шуточный «кулачный бой» часто рекомендуют для семей, в которых существуют проблемы во взаимоотношениях между отцом и сыном. В процессе «борьбы понарошку» папа научит малыша контролировать свои чувства, движения, а также умению достойно побеждать и проигрывать.

     Все дети любят играть в языковые игры  - главное в этих играх не передача информации (что свойственно речи), а экспериментирование со звуками и словами.

     Ролевые игры. В этих играх дети принимают на себя определенные роли, воспроизводят действия других людей (папы, мамы, доктора и др.). Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В раннем возрасте способность включаться в ролевую игру возникает в 2,5-3 года. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навыки сотрудничества.

     Игра с правилами и игра-состязание. Чтобы дети могли играть в подобные игры, им необходимо обладать, с одной стороны, определенными когнитивными навыками: понимать инструкцию, помнить правила, уметь прогнозировать последствия выполнения или невыполнения условий игры. С другой - эти навыки отрабатываются в процессе самой игры, от примитивной к более сложной. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определенным правилам игры, и в играх появляется элемент соревновательности.

 

Терапевтическая функция игры.

 

     Говоря об игре нельзя не коснуться ее терапевтической функции. Родители часто неосознанно проецируют на личность ребенка свои проблемы, которые в последствии усугубляют поведение и влияют на его адаптацию в коллективе сверстников и взрослых. Кроме того, все семейные ссоры, конфликты и неурядицы отражаются на восприятии малышом окружающего мира. Стиль воспитания, принятый в семье, оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и на особенности развития коммуникативных склонностей ребенка.

     Особое влияние на формирование личности ребенка оказывает эмоциональный климат в семье, зависящий в первую очередь от доминирующего психического состояния матери. «У нас в семье папа главный, а кто главный решает мама».

     К тому же, если ребенок единственный, он, как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось. В большом городе дети нередко лишены свободы. Подвижные игры заменяются интеллектуальными занятиями.

     В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают в воду, перебегают перед носом автомобиля, дерутся со сверстниками, иногда намеренно злят старших.

     В свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты. Игра, в рамках данного метода, рассматривается как одна из форм «самотерапии». В игре ребенок отражает то, что происходит с ним реальности (конфликты, проблемы), моделирует различные жизненные ситуации, отрабатывает навыки взаимодействия с другими людьми, исследует свои чувства. Клейн впервые стала использовать специальный игровой материал, который ассоциируется с членами семьи ребенка (игрушки небольшого размера, которые могли бы отождествляться с членами семьи). По мнению К. Мустакаса, игровая терапия может стать одной из форм «профилактической психогигиены» при работе со здоровыми детьми.

      Специалисты предъявляют следующие требования к оборудованию помещения для игровой терапии, которые можно использовать в группах:

  • безопасность организации пространства;
  • наличие «уголка уединения»;
  • создание комфортной для ребенка обстановки.

     Нельзя забывать, что работа с малышом на когнитивном уровне, невнимание к ещё не сформировавшемуся механизму эмоционального реагирования,  не только нежелательны, но и опасны, ведь у ребенка есть не только ум, но сердце.

     И в лучшем случае мы видим, что ребёнок легко «забывает всё, что в него вложили». При этом никто не учит его осознанию того, что есть «страшно», а что – «приятно», что есть «обида», а что «безопасность». Очевидно, что любая информация «проходит» только если она воспринимается не на фоне тревожности, а, тем более, страха, если восприятие её безопасно и если ребёнок чувствует себя комфортно.

     Таким образом, малышу нужны не, так называемые «развивающие интеллектуальные игры», а игры, упражнения, занятия, которые могут помочь ему сориентироваться в лабиринте своих эмоций, обрести уверенность.

     Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

  1. Повышение самооценки;
  2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  3. Снятие мышечного напряжения.

 

4. Практическое задание «Игры с тревожными детьми».

    Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут составляет список игр (желательно из своей практики), наиболее эффективных при работе с тревожными детьми. По окончании работы проводится групповое обсуждение, в процессе которого вырабатываются основные принципы в подборе игр, и составляется общий список (его воспитатели могут применять в дальнейшей практической работе).

5. Рекомендации  «Как играть с тревожными детьми»

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руковод­ствоваться следующими правилами:

  • Включение ребенка в любую новую игру должно проходить по­этапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмот­рит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захо­чет, станет ее участником.
  • Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в кото­рых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».
  • Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребе­нок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, луч­ше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, кар­точки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  • Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
  • Если ребенок высокотрёвожен, то начинать работу с ним лучше с ре­лаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный ша­рик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.
  • Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упраж­нениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосуль­ка», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».
  • В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у  него особых трудностей. На этом этапе работы будут полез­ны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусе­ница», «Бумажные мячики».

 

6. Практический блок.

Обучение детей умению управлять своим поведением;

       Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребёнок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не хочет и не может признаться.

       Важно, привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Такие беседы помогают осознать то, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им   казалось, только им одним.

       Конечно,  взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идёт о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Лучше сравнить достижения ребёнка с его результатами, полученными ранее.

       Таких детей желательно спрашивать в середине занятия, не следует торопить и подгонять с ответом. Важно запастись терпением. При общении установить контакт глаз.

       Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.

 

Упражнение «Я - Алла Пугачева» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Цель: отработка навыка уверенного поведения.

Ход игры: упражнение проводится в кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий героя).  Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Обсуждение: каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. 

 

Снятие мышечного напряжения.

       Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

       Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, массаж и просто растирание тела. Импровизированный маскарад, шоу (маски, костюмы и просто старая взрослая одежда).

       Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

«Релаксационные паузы»  рекомендуется включать в режим дня группы:

  • упражнение, направленные на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе утренней гимнастики, как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня;
  • упражнение, направленное на мышечную релаксацию по представлению проводится один раз в день, после дневной прогулки.

       Поскольку тревожные дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

 

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап: лечь удобно и расслабиться.

2 этап: прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть:

Участники ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

 

Релаксационные настрои:

 “Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «путешествия», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогло им приобрести спокойствие во время выполнения задания.

 

7. Обратная связь.

Каждый участник отвечает на вопросы:

  1. Чем полезна именно для вас данная встреча?
  2. Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?
  3. Какой вопрос вызвал у вас наибольший интерес, остался непонятым?
  4. Ваши пожелания на следующее занятие?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Семинар-практикум для педагогов

на тему:

Влияние игры на психологическое здоровье ребенка

«Чтобы вырасти здоровыми,

                                                детям не требуется уметь читать –                                                                 им требуется уметь играть»

 Фред Роджерс.

Цель: расширение знаний педагогов об особенностях детских игр, об их разнообразии, влиянии игры на сохранение психологического здоровья ребенка.

Задачи:

  1. Раскрыть психологический аспект игровой деятельности;
  2. Раскрыть терапевтическую функцию игры;
  3. Познакомить с основными направлениями работы с тревожными детьми;
  4. Дать рекомендации педагогам в организации:  комфортной среды в группе, игровой деятельности с тревожными детьми.

План занятия:

  1. Разминка: игра «Кричалки»;
  2. Практическое задание «Введение в проблему»;
  3. Мини-лекция «Характеристика игры дошкольника»:
  • возрастная динамика развития игры;
  • терапевтическая функция игры.
  1. Практическое задание «Игры с тревожными детьми»;
  2. Рекомендации для педагогов;
  3. Практический блок:
  • обучение детей умению управлять своим поведением;
  • снятие мышечного напряжения.

7.   Обратная связь.

1. Разминка:

Игра «Кричалки» (Заморев А.)

Цель: снятие напряженности, страхов.
Инструкция: «Сейчас я махну рукой, а вы, сидя на стульях, будете махать руками, топать ногами (только не заденьте соседа) и производить громкие звуки. Какие угодно. Кричите, вопите, рычите, свистите, мычите, фырчите... Но только хлопну в ладоши, замираете, чтобы наступила тишина. А теперь сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула, сложите руки на груди, смотрите на меня несколько свысока и постарайтесь ни на что не обращать внимания. А я буду пытаться вас рассмешить».

Комментарий: далеко не все дети могут уверенно, и не боясь наказания вести себя «громко». И, наоборот, некоторые кричат так, что стараются «заглушить» остальных, с трудом могут остановиться. И в том, и в другом случае учимся адекватно проявлять свои реакции (в игре, в свободе, в удовольствии) соразмерять себя с окружающими и не бояться. А заодно и «выбрасываем» накопившуюся в нас «неотреагированность», а то и агрессивность.

2. Практическое задание «Введение в проблему».

Цель: сосредоточить внимание на основном вопросе, который будет излагаться, выявить типичные стереотипы.

       Каждый участник встречи в течение 3 минут письменно отвечает на вопрос: «Каково ваше мнение по поводу трудностей, которые испытывают современные дети-дошкольники?» Ответы принимаются на любом уровне: на уровне абстрактно-логических размышлений, на уровне представления, на уровне образа.

3. Мини-лекция «Характеристика игры дошкольника».

      В настоящее время не может не настораживать то, что система дошкольного воспитания всё более превращается в начальную ступень школьного обучения. Такая тенденция неоправданна и опасна как с педагогической, так и с психологической точки зрения.

      Нельзя забывать о том, что формирование личности ребёнка происходит не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре. Интересно:  оказывается слово «играть» применительно к ребенку означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и в языке современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я больше не играю», что, по сути, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой не дружу».

     Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный  к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного к игре» значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.  

     В латинском языке понятие «игра» - «paideid» - этимологически близко к понятию «воспитание», что использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон полагал, что необходимо жить играя, дабы снискать себе благосклонность богов и прожить согласно свойствам своей природы. Итак, по Платону, игра - это источник удовольствия.  

      И.Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». Русский педагог начала XX  века Н.В.Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: « Игра ребенка - его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы, он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами  своей еще не сформировавшейся  души, чтобы жить своей полной детской и не полной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно  только для игры...».

      Конечно же, большинство игр служат, прежде всего, интересам  чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные детские игры). Именно благодаря этому  игры становятся важнейшим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жизненным перипетиям. Детская игра обеспечивает  ребенку и безопасность и « психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие  в глубине души потенциалы.     

     Специалисты до сих пор не могут прийти  к однозначному пониманию игры. К.Гросс классифицировал все игры как экспериментальные и символические. Он доказал, что экспериментальные игры состоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.д.

      А.Вейс сомневался в правомерности применения слова «игра» к различным видам игровой деятельности. П.П. Блонский считал, что игра - это собирательное понятие, обозначающее все многообразие детских видов деятельности. Теория Ж. Пиаже приписывает игре только биологическую функцию активного повторения и познания. Он считает, что игра начинается в сенсомоторном периоде развития ребенка (от рождения до 18 месяцев) и необходима для закрепления навыков. Д.Б.Эльконин рассматривает игру как, абсолютно своеобразную деятельность, а не как понятие, которое объединяет все виды деятельности детей. Л.С. Выготский показывает, что экспериментальная игра так относится к игре в собственном смысле слова, как лепет относится к речи. Он утверждает, что «игра - это своеобразное отношение к действительности, которое  характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие».

       Существует множество различных классификаций игры. Детский психолог Стем разделил все игры на индивидуальные и коллективные:

Индивидуальные

Коллективные

Совершенствование физической деятельности

Овладение свойствами предметов

Имитация

Борьба

бег

прыжки

лазание

созидательные игры

разрушительные игры

 

      Ш. Бахтер делит все игры на функциональные, игры-фантазии и игры с обманом чувств, пассивные игры и конструирование.     Г. Крайг все игры делит на следующие: сенсорные, игры-возни, языковые игры, ролевые, игры с правилами.

      В этом разделе ведущему следует напомнить о классификации игр, принятой в отечественной педагогике.

Возрастная динамика развития игры.

     Для детей раннего возраста, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся в песке, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус.  «Благодаря сенсорной игре  дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают».

     Бег, прыжки, лазание, кружение - моторные игры - дети осваивают уже в младенческом возрасте. Примерно до трех лет дети играют в такие игры в одиночку, без сверстников, хотя зачастую они начинают подражать другому ребенку, начинают прыгать и скакать так же как он.

     Игра-возня часто раздражат взрослых, и запрещается ими. Но игра-возня («куча-мала») - учит детей взаимодействию друг с другом. Подобные игры дают возможность выплеснуть отрицательные эмоции, учит регулировать свои чувства, силу физического воздействия на партнера, контролировать импульсивные желания. Родители часто прибегают к таким играм, тиская и щекоча малыша. Желательно, чтобы ребенок принимал активное участие в подобной возне, а не сидел пассивно на руках у взрослого. Игру-возню, шуточный «кулачный бой» часто рекомендуют для семей, в которых существуют проблемы во взаимоотношениях между отцом и сыном. В процессе «борьбы понарошку» папа научит малыша контролировать свои чувства, движения, а также умению достойно побеждать и проигрывать.

     Все дети любят играть в языковые игры  - главное в этих играх не передача информации (что свойственно речи), а экспериментирование со звуками и словами.

     Ролевые игры. В этих играх дети принимают на себя определенные роли, воспроизводят действия других людей (папы, мамы, доктора и др.). Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В раннем возрасте способность включаться в ролевую игру возникает в 2,5-3 года. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навыки сотрудничества.

     Игра с правилами и игра-состязание. Чтобы дети могли играть в подобные игры, им необходимо обладать, с одной стороны, определенными когнитивными навыками: понимать инструкцию, помнить правила, уметь прогнозировать последствия выполнения или невыполнения условий игры. С другой - эти навыки отрабатываются в процессе самой игры, от примитивной к более сложной. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определенным правилам игры, и в играх появляется элемент соревновательности.

Терапевтическая функция игры.

     Говоря об игре нельзя не коснуться ее терапевтической функции. Родители часто неосознанно проецируют на личность ребенка свои проблемы, которые в последствии усугубляют поведение и влияют на его адаптацию в коллективе сверстников и взрослых. Кроме того, все семейные ссоры, конфликты и неурядицы отражаются на восприятии малышом окружающего мира. Стиль воспитания, принятый в семье, оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и на особенности развития коммуникативных склонностей ребенка.

     Особое влияние на формирование личности ребенка оказывает эмоциональный климат в семье, зависящий в первую очередь от доминирующего психического состояния матери. «У нас в семье папа главный, а кто главный решает мама».

     К тому же, если ребенок единственный, он, как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось. В большом городе дети нередко лишены свободы. Подвижные игры заменяются интеллектуальными занятиями.

     В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают в воду, перебегают перед носом автомобиля, дерутся со сверстниками, иногда намеренно злят старших.

     В свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты. Игра, в рамках данного метода, рассматривается как одна из форм «самотерапии». В игре ребенок отражает то, что происходит с ним реальности (конфликты, проблемы), моделирует различные жизненные ситуации, отрабатывает навыки взаимодействия с другими людьми, исследует свои чувства. Клейн впервые стала использовать специальный игровой материал, который ассоциируется с членами семьи ребенка (игрушки небольшого размера, которые могли бы отождествляться с членами семьи). По мнению К. Мустакаса, игровая терапия может стать одной из форм «профилактической психогигиены» при работе со здоровыми детьми.

      Специалисты предъявляют следующие требования к оборудованию помещения для игровой терапии, которые можно использовать в группах:

  • безопасность организации пространства;
  • наличие «уголка уединения»;
  • создание комфортной для ребенка обстановки.

     Нельзя забывать, что работа с малышом на когнитивном уровне, невнимание к ещё не сформировавшемуся механизму эмоционального реагирования,  не только нежелательны, но и опасны, ведь у ребенка есть не только ум, но сердце.

     И в лучшем случае мы видим, что ребёнок легко «забывает всё, что в него вложили». При этом никто не учит его осознанию того, что есть «страшно», а что – «приятно», что есть «обида», а что «безопасность». Очевидно, что любая информация «проходит» только если она воспринимается не на фоне тревожности, а, тем более, страха, если восприятие её безопасно и если ребёнок чувствует себя комфортно.

     Таким образом, малышу нужны не, так называемые «развивающие интеллектуальные игры», а игры, упражнения, занятия, которые могут помочь ему сориентироваться в лабиринте своих эмоций, обрести уверенность.

     Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

  1. Повышение самооценки;
  2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  3. Снятие мышечного напряжения.

4. Практическое задание «Игры с тревожными детьми».

    Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут составляет список игр (желательно из своей практики), наиболее эффективных при работе с тревожными детьми. По окончании работы проводится групповое обсуждение, в процессе которого вырабатываются основные принципы в подборе игр, и составляется общий список (его воспитатели могут применять в дальнейшей практической работе).

5. Рекомендации  «Как играть с тревожными детьми»

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

  • Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  • Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».
  • Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  • Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
  • Если ребенок высокотрёвожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.
  • Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».
  • В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у  него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

6. Практический блок.

Обучение детей умению управлять своим поведением;

       Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребёнок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не хочет и не может признаться.

       Важно, привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Такие беседы помогают осознать то, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им   казалось, только им одним.

       Конечно,  взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идёт о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Лучше сравнить достижения ребёнка с его результатами, полученными ранее.

       Таких детей желательно спрашивать в середине занятия, не следует торопить и подгонять с ответом. Важно запастись терпением. При общении установить контакт глаз.

       Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.

Упражнение «Я - Алла Пугачева» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Цель: отработка навыка уверенного поведения.

Ход игры: упражнение проводится в кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий героя).  Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Обсуждение: каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.  

 

Снятие мышечного напряжения.

       Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

       Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, массаж и просто растирание тела. Импровизированный маскарад, шоу (маски, костюмы и просто старая взрослая одежда).

       Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

«Релаксационные паузы»  рекомендуется включать в режим дня группы:

  • упражнение, направленные на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе утренней гимнастики, как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня;
  • упражнение, направленное на мышечную релаксацию по представлению проводится один раз в день, после дневной прогулки.

       Поскольку тревожные дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап: лечь удобно и расслабиться.

2 этап: прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть:

Участники ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои:

 “Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «путешествия», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогло им приобрести спокойствие во время выполнения задания.

7. Обратная связь.

Каждый участник отвечает на вопросы:

  1. Чем полезна именно для вас данная встреча?
  2. Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?
  3. Какой вопрос вызвал у вас наибольший интерес, остался непонятым?
  4. Ваши пожелания на следующее занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для педагогов "Влияние игры на психологическое здоровье дошкольников"

Консультация для педагогов ДОУ о значении игры в дошкольном возрасте, видах игр, этапах развития игровой деятельности....

Мероприятие в рамках краевой акции «Большое родительское собрание» на тему: «Влияние гаджетов на психологическое здоровье детей».

Цель: сформировать у родителей представление о влиянии современных гаджетов на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на до...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему "Методика решения педагогических ситуаций"

Участвуя в семинаре-практикуме, молодые педагоги учатся решать разные педагогические ситуации  с детьми, родителями, коллегами....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»...