Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Иванова Лидия Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. Знакомим детей с родным краем

.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания в семье. 

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. « Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.» ( С.А.Козлова,1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.  
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что…  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя  в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки:
           «В своём болоте и лягушка поёт»
           «Дома и стены помогают»
           «Всякая птичка своё гнездо бережёт»
           «Где родной край, там и рай»
           «Где родился , там и пригодился» и т.д.
У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то  сказка остаётся в душе ребёнка , как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Задача семьи - отобрать из массы впечатлений,  получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку  любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать. 
Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Старших дошкольников знакомят с районом в котором они живут, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют , в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, району наблюдения за трудом взрослых. 
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
- везде соблюдаются традиции
-повсюду живут люди разных национальностей
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в « сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. 
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.   Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Литература:
1. М.Д. Маханёва. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004.
2. Е.С.Евдокимова Воспитание маленького волжанина.Волгоград, Парус-н, 2003.
3. Е.С Евдокимова, Н.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность.Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...