"Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лаборатория почемучек»"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

совместная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с применением ТИКО-конструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sovmestnoy_poznavatelno_detyat.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 131 Невского района г.Санкт-Петербург

Методическая разработка

 Совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного  возраста в подготовительной группе.

Тема: «Лаборатория почемучек»

Воспитатель: Карпушина Ирина Васильевна

                                               

               

             

2020г.

Задачи:

Образовательные:

-Углубить представления детей о живой и неживой природе;

-Закрепить и уточнить знания детей о  строении растений через игровые действия  с картинкой цветка.

- Учить использовать разные исследовательские действия.

Развивающие:

-  Развивать  у детей познавательной активность в процессе экспериментирования,  уметь сравнивать и делать правильные выводы, суждения «Растение живое, потому что...»

- -Способствовать проявлению  и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать  причинно-следственные связи  и отношении; Выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.

- Совершенствовать связанную речь, расширить кругозор.

-Познакомить детей с  лабораторным оборудованием -  микроскоп.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Образовательные технологии: игровая, проблемная ситуация, здоровьесберегающая, ТИКО-конструирование.

Оборудование:  таблицы, схемы, указатели, карандаши, почва, стаканы, лупа, стаканы с водой, цветы живые, искусственный цветок.

  1. Мотивационно-побудительный этап: Психогимнастика:

Наши нежные цветки открывают лепестки...

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают тихо засыпают.

  1. Организационно-поисковый этап:

Решение проблемной ситуации:

 стук в двери – приносят посылку. Давайте посмотрим  кто нам ее прислал и что же там такое?  Кто как думает – что там? (ответы детей).

Воспитатель заглядывает в посылку и достает послание от Профессора ПОЧЕМУЧКИНА.

Здравствуйте дети группы «Почемучки». Я профессор Почемучкин.

Я постоянно наблюдаю за вами и удивляюсь какие вы умные. Я много знаю и могу  ответить на любые вопросы, а вы? Предлагаю вам- посмотреть что я вам прислал? И надеюсь вы мне сможете ответить на вопрос? Что общего и в чем различие? Докажите?   И что за новый лабораторный инструмент я вам послал? Желаю успехов!

Итак дети давайте посмотрим что же нам прислал Профессор Почемучкин. ( достаем цветы- один настоящий живой, второй – искусственный из ТИКО –конструктора).

Это цветы! Так посмотрите и подумайте в чем сходство и в чем различие? Но сначала нужно вспомнить из каких частей состоит растение. (корень, стебель, листья, цветок).

-Правильно!  Игра «Собери разрезную картинку».

Вспомнили. Хорошо.

А теперь возвращаемся к вопросу: Что общего и чем отличаются эти два цветка?

Сходство: цветы, есть стебель, есть цветок,

Различие: одно растение живое,  а  второе – не живое( искусственное) Почему?

А чтобы правильно и точно ответить на эти вопросы, мы  предлагаем вам отправиться в Лабораторию «Почемучек». Но  чтобы туда дойти нужно сначала размяться:

Физминутка:

На лугу растут цветы

Небывалой красоты

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты

Ветер дует иногда

Только это не беда

Наклоняются цветочки

Опускают лепесточки

А потом опять встают

И по прежнему цветут.

Ой, ребята, у меня был такой красивый цветок, но у него все же улетели лепестки, а я хотела вам его показать. Он удивительной красоты был. Но если вы мне поможете его собрать, то все вместе сможем увидеть небывалой красоты цветок и узнаем что ему необходимо, что бы быть таким красивым. А его лепестки разлетелись по всей нашей лаборатории  и их нужно будет собрать.  

Итак, отправляемся в лабораторию! Готовы?  Теперь вы будете называться Учеными -ЛАБОРАНТАМИ (это люди которые работают в лаборатории  проводят опыты)

Опыт № 1: «В погоне за светом»        

Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.

Оборудование: два  растения         

Ход опыта: Педагог обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисовывают.

лаборанты! Вот посмотрите мы нашли один лепесток от нашего цветка. Давайте его прикрепим на панно Вот уже есть цветок с одним лепестком, на котором есть обозначение  СОЛНЫШКО. (свет) Значит цветку необходимо – Свет!

Опыт № 2: Как дышат растения?

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа

Ход опыта: Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Педагог с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;

вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;

встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.

Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Вот вы прекрасные лаборанты! Мы нашли второй лепесток с обозначением  «Воздух». Прикрепляем его к нашему цветку.

Опыт № 3: Может ли растение дышать?

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Обучающиеся определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

И вот мы третий лепесток нашли – он с обозначением «Дыхание», значит он дышит. Прикрепляем его на панно.

Опыт №4: Запасливые стебли

Цель: выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

Оборудование: губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой

Ход опыта: Обучающиеся рассматривают брусочки разных пород дерева через лупу, рассказывают об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные емкости наливают одинаковое количество воды. В первую опускают бруски, во вторую — губки, оставляют на пять минут. Рассуждают, куда больше впитается воды (в губку — в ней больше места для воды). Наблюдают за выделением пузырьков. Проверяют бруски и губки в емкости. Уточняют, почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимают губку, из нее капает вода. Объясняют, где дольше сохранится вода (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверяются до высыхания бруска (1—2 часа).

Нашли четвертый лепесток – с обозначением «Влага» Вода.

Опыт №5 : Итоговый опыт. Фабрика питания (замкнутая система)

Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

Оборудование: горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.

Ход опыта: Внутрь прозрачной большой емкости дети помещают черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву поливают. Емкость герметично закрывают крышкой, ставят в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдают за растением. Выясняют, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают. (Растение кормит само себя).

Вот и пятый лепесток – с обозначением «Питание» Почва» Посмотрите мы собрали наш красивый, большой цветок.

Итак лаборанты! Закончились опыты и можем ответить на все вопросы.

Вывод: Какой он красивый! Нравится вам? Значит что же нужно растениям чтобы они росли хорошо и быстро? (ответы детей) .Смотрите на наш цветок из каких лепестков  состоит?т (воздух, солнце, почва, воды).

Значит давайте выясним что есть живое и неживое? ( живое- питается, дышит, размножается, растет.., а неживое – это что сделано человеком)

Значит мы ответили на вопросы Профессора Почемучкина?  Давайте этот красивый цветок отправим ему на память в качестве подарка.

А теперь скажите ребята, вам понравилось сегодня быть лаборантами? что больше всего понравилось?  Что увидели новое?

Правильно.  Молодцы.

А, если мы посадим наш ТИКО –цветок в землю, он вырастет? Или нет? А давайте посадим его в банку с водой, что бы он дал корни, а потом  в горшочек с землей и будем проверять что с ним станет?

Всем спасибо за внимание.

Здравствуйте дети группы «Почемучки».

Пишет вам  профессор Почемучкин!!!

Я много ЧИТАЮ, ПУТЕШЕСТВУЮ И МНОГО ЗНАЮ. Поэтому могу  ответить на любые вопросы, а вы?

Предлагаю вам- посмотреть что я вам прислал? И надеюсь вы мне сможете ответить на вопрос: «Что это?  Что общего и в чем различие? Докажите?   И что за новый лабораторный инструмент я вам послал?

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "Малахитовые бусы" лепка.

Занятие познакомит детей с поделочным камнем - малахитом, напомнит детям сказы уральского писателя П.П.Бажова, научит подбирать пластилин по цвету, смешивать его, добиваясь повторения фактуры малахита...

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема НОД «Бабушкин сундук».

Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физическому развитию с использованием русских народных иг...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....