Мастер – класс: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»
материал

Мастер – класс:

«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_razvitie_detskoy_initsiativy.doc2_.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».

Мастер – класс:

«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»

Выполнила:

 Воспитатель МБДОУ №2 «Дюймовочка»

 Варфоломеева Галина Владимировна

г. Шарыпово   2017 г

    Цель мастер - класса:

   Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию детской инициативы в процессе проектной деятельности.  

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса в организации проекта;

- предложить  технологию организации и реализации информационно – исследовательского проекта;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование проектную деятельность для развитие детской инициативы.                                                                            

Форма проведения: Мастер-класс с элементами презентации + практическая  работа.                                                                         

 Оборудование:  проектор, компьютер.

 Дидактический  материал:   презентация,  раздаточный материал (маркеры, ватманы, фишки - мишени, ватман с изображением мишени).    

 Структура мастер- класса:

1.Вступительная часть.

2. Теоретико – демонстрационная часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия.              

 

Актуальность:  Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника как «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития.

Проблема:  Каким образом можно раскрыть личностный потенциал ребенка?

 Ход мастер - класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предлагаю поиграть в простую, но важную игру «Будем рады встретиться». Приглашаю всех встать в круг. Правило такое: имя свое назови, соседу руку протяни. У нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель - воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни. А сейчас приглашаю вас на игровую площадку. Хозяином площадки будет всем нам известный проектный метод.

 

Тема мастер-класса: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности». Уникальным средством  развития детской инициативы       является проектная деятельность. По утверждению О.С. Газмана, при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектной деятельности и саморазвитием его участников.

        Таким образом,   проектная деятельность может стать  средством социального и интеллектуального  творческого саморазвития детей.                                                 Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную.                                                                                                

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов:                                          

1. Создание проблемной ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе используется несколько стратегий:                                  

 А) создаю одну и ту  же проблемную ситуацию для всех детей;

 Б) внимательно наблюдаю за деятельностью детей и выявляю сферы интересов каждого ребенка, затем создаю ситуацию, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу;

 В) привлекаю родителей, которые совместно с ребенком находят информацию по поставленной задаче.  

 2. Оформление проекта.  Родители помогают дошкольнику, но организатором темы, выбор способов достижения поставленной цели проекта является ребенок.                                                                                                 

3.  Защита проекта.

  Существует несколько методов организации проекта:

  • Модель «Трех вопросов». Она, на мой взгляд, эффективна при организации индивидуального проекта.     Использую модель «Трех вопросов» в конце недели во второй половине дня.   (Слайд «Трех вопросов»). После прогулки дети заходят в группу и обращают внимание на то, что появились новые плакаты, сюжетные картины, дидактические игры. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете о чем мы будим говорить на следующей недели? Что мы знаем по этой теме, что хотим узнать, из каких источников будим узнавать» Предлагаю вам рассмотреть модель трех вопросов по теме «Домашние   животные», «Космос». Информацию о предстоящей теме помещаем в родительский « уголок».С родителями детей, которые предложили приготовить проект по теме, обговариваем дату выступления ребенка.
  •     Что бы вовлечь детей в технологию  индивидуального проекта  был создан стенд «Познай, ты удивишься  сам и удивишь других». Дети сами придумывали символы, с которыми себя ассоциируют. Проектное сообщение отмечалось значком. Значок дети придумали самостоятельно. В конце учебного года ребенок   награждались грамотой. На итоговом родительском собрании родителям объявляется благодарность за активное участие в образовательном процессе.  (демонстрация стенда)   
  • Для создания группового проекта я использую   метод   «Мыслительная карта». Мыслительная карта помогает выявить имеющие знания   у детей, упорядочить их, затем добавить новые и органично соединить их друг с другом.  Она составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены значками идеи, задачи, проблемы. Групповую проектную деятельность, чаще всего, организую для решения проблемы возникшей в группе. Наблюдая за тем как дети относятся к книгам, возникла необходимость создание проекта. Обращаю внимание детей на книгу «Атлас диких животных». Спрашиваю у детей интересная ли книга, о чем она, почему в таком состоянии. Дети предлагают отремонтировать книгу. Будит книга выглядеть   как раньше? Предлагаю детям провести опытно-экспериментальную деятельность. Задача опыта: показать детям какие действия человека приводят к порче книги, и можно ли привести книгу в изначальное состояние. После эксперимента дети проводят рефлексию. Высказывание детей: Можно купить такую же новую книгу. Каждый раз покупать где столько денег взять. Можно взять книгу в библиотеке. Книги могут закончится. Новые сделают. Так деревьев станет совсем мало. Раньше книги делали из глины. Предлагаю детям найти информацию на поставленные ими вопросы. Один и тот же вопрос может возникнуть у нескольких детей. Вопросы немного видоизмененные. Воспитатель должен обратить на своеобразие вопроса и решение его. Нужно поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.        Рассмотрим составление «Мыслительной карты» при организации информационно – исследовательского проекта «Откуда взялась книга» В центре листа размещаем основную тему в виде рисунка «Книга». Далее рисуем толстые ветки к углам листа с вопросом, что дети хотят узнать. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово. Дети добавляют слово рисунком.   Затем работаем по очереди с ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений в зависимости от возникающих вопросов.      (Элементы презентации проекта «Откуда взялась книга» + практическая  работа:  рассказ по детским рисункам, исследовательская деятельность)                                                                                

  Практическая часть: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам разделиться на две команды и составить Мыслительные карты к проектам: «Собака друг человека», «Берегите птиц!»    

  Демонстрация мыслительных карт.

  Рефлексия:                                                                                                                         

 Апробируя данную технологию, я сделала вывод: проектирование меняет роль детей в педагогическом процессе, они выступают активными участниками, а не исполнителями. Создание проекта помогает детям научиться работать в команде; подключаться к целям и задачам, преодолевать тревожность, страх перед выступлением.  Метод проекта помогает выйти на взаимодействие с родителями, меняет отношения в системе «дети – родители – воспитатель». В проектной деятельности появляются ценные отношения в этой триаде: родители начинают видеть в педагогах своих  помощников по воспитанию детей. Они понимают, что воспитатель оказывает необходимую поддержку, поскольку имеет необходимые и достаточные знания и опыт в области педагогики  психологии.      

 Уважаемые коллеги, если вы   будете в своей работе применять данный метод,   прикрепите зеленую фишку. Если вы   не будете применять его в своей работе,   прикрепите красную фишку. Поделитесь, пожалуйста, с нами почему вы приняли такое решение.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности (проектная деятельность)»

Актуальность данной темы В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также услови...

«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»

Эксперимент – кратковременного исследования , на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному» организованное педагогом, которое безопасно знакомит детей с различн...

Мастер – класс: «Поддержка детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенка»

Участники мастер-класса: Педагоги дошкольного образования.Цель: обмен опытом педагогической деятельности в поддержке детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенкаЗадачи:-...

Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей

Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...

консультация на тему: "Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности"

Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ и содержит материал по использованию эффективных форм работы с детьми для поддержки детской инициативы в процессе музыкальной деятел...