Развитие познавательной активности дошкольников, через использование элементов технологии ТРИЗ в экспериментировании
опыты и эксперименты (старшая группа)

Некрасова Наталья Викторовна

Статья, где описываются отдельные элементы технологии ТРИЗ для старших дошкольников: метод маленьких человечков в экспериментировании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_triz.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ.

                                                  Агошкова Валентина Фёдоровна

 воспитатель

                                                         Некрасова Наталья Викторовна воспитатель

                                                         МДОУ  «ЦРР – д/с №8 «Золотая рыбка»

г.Валуйки, Белгородская область

       Модернизация системы образования выдвигает на первое место проблему обновления содержания, решая вопрос, чему и как обучать.

      Поэтому перед педагогами ДОУ поставлена ключевая задача по обновлению содержания дошкольного образования:

-  создать для ребенка социальную ситуацию развития через его содействия со взрослыми и сверстниками в основных видах детской деятельности;

- создать условия для развития инициативности и творческих способностей [1].

      Решение данных задач по экспериментальной деятельности  у дошкольников побуждает педагогов МДОУ «ЦРР – д/с №8 «Золотая рыбка»  к использованию современных инновационных технологий, которые не только результативны, но и увлекательны для детей. К таким технологиям относится  технология «ТРИЗ» - теория решения изобретательных задач

       В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:

- метод противоречий;

- метод мозгового штурма;

- системный оператор;

- моделирование маленькими человечками.

       Один из  методов этой технологии позволяет  наглядно увидеть и почувствовать весь окружающий мир.  Это - метод маленьких человечков.  Именно его выбрали  педагоги  для   применения  в экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.  Для объяснения изучаемых объектов используются ассоциативные рисунки, поэтому    педагоги изготовили карточки с изображением разных человечков, а еще сами дети могут зарисовывать модель на бумаге, используя те же изображения. Этот метод дает возможность детям представить окружающий мир, состоящий из множества человечков. Очень часто слова «молекулы», «атомы»  не дают ясного образа происходящих процессов [2]. А маленькие  человечки, как сказочные герои,  могут производить действия, думать, вести себя по – разному. При моделировании дети представляют  себя на  месте «маленьких человечков». Тем самым, через действия и ощущения, дети  лучше чувствуют  и понимают  происходящие процессы.

        «Маленькие человечки» ведут себя по – разному. В твёрдых веществах (лед, камень и т.д)  – крепко держатся за руки, в жидких (человечки -  капельки) – руки у них на поясе, в газообразных (воздушные человечки) – они   постоянно двигаются – куда – то бегут, летят [2].

         В ходе совместного экспериментирования педагоги ДОУ придерживаются структуры, которая соответствует современным требованиям:

- ребенок определяет и ставит проблему;

- ищет возможные варианты решения;

- проверяет возможные решения, опираясь на данные;

- делает выводы, полагаясь на результаты проверки, анализирует;

- применяет выводы к новым данным;

- делает обобщение.

        Для лучшего понимания метода «маленьких человечков» приведем несколько примеров.

       При исследовании живой природы на этапе предварительной работы была прочитана сказка В.Катаева «Цветик - семицветик». Ребята загорелись желанием вырастить своими руками волшебный цветок в подарок маме, который бы исполнял все её желания. Но не знали,  как превратить сказку в жизнь. Используя знания о том, что растениям необходима вода, детьми  старшего возраста была выдвинута гипотеза о том, что если использовать цветную воду, то можно получить разноцветные лепестки.

         С этой целью был проведен эксперимент «Удивительные розы». В ходе  эксперимента нужно   было доказать, что растение проводит цветную воду к лепесткам цветка и поэтому лепестки окрашиваются в разные цвета. При помощи дополнительных вопросов выяснили, что нужно для решения этой проблемы (для этого черенок розы нужно разделить на три части и опустить части в ёмкости с водой разного цвета). По истечении двух недель дети проанализировали и самостоятельно подвели итог эксперимента о том, что стебель проводит воду к цветку и окрашивает лепестки в разные тона.

         Результаты эксперимента были представлены детьми при помощи моделирования цветными человечками, которые изображены на карточках.

Воображая  себя  стеблем (твердые человечки), дети стали в два ряда взявшись за руки, а другие дети изображали цветную воду (жидкие человечки), которые  держали  руки на поясе и двигались между рядами к девочке, которая изображала бутон цветка. Добравшись до бутона, они его окрасили в разные цвета.

         Следующий эксперимент, доказывающий эффективность метода МЧ был проведен по вопросу ребенка.

         Однажды ребенок делился впечатлениями о рыбалке, на которую он ездил с отцом. Рассказывая о том, какую рыбу он поймал, один из детей вдруг спросил: А как плавает рыба? Почему она не тонет? Что за пузырьки она выпускает?

         Чтобы объяснить принцип действия плавательного пузыря у рыбы с детьми был проведен опыт  «Рыбкам помогает плавать воздух» [3].

Большинство детей при  решении  проблемы   высказывали свои предположения и домыслы о том, что рыбы держатся на  плаву, с помощью  плавника и хвоста. За основу гипотезы было взято это предположение. Для доказательства гипотезы дети экспериментировали с виноградинкой, опущенной в газированную воду. Во время эксперимента каждый ребенок наблюдал в своей емкости, как происходит поднимание и опускание ягоды, окруженной пузырьками воздуха.  

          При анализе  результатов опыта дети сделали вывод, что предмет окруженный воздухом в воде не тонет. При рассматривании строения рыбы, дети узнали, что у неё есть плавательный пузырь с воздухом, который и не дает утонуть рыбе.

          Таким образом, гипотеза выдвинутая детьми в ходе эксперимента была опровергнута.

           При помощи карточек жидких, твердых  и газообразных человечков дети построили модель, в которой отразили результаты опыта. Модель выглядит так: внутри толпы жидких  человечков (вода), находятся твердые человечки (виноградина), которых окружили воздушные человечки (воздух) и поднимают их вверх.

           Для закрепления результатов  эксперимента была проведена   игра  «Рыбка плавает». Дети по собственной  инициативе   выбрали для себя роли жидких, твердых и газообразных человечков. Каждый ребенок действовал согласно взятой на себя роли,  и тем самым объясняя, почему рыбы не тонут.

           Детям очень нравится такая деятельность, где они психологически чувствуют себя раскрепощенными, а значит, и думать начинают по - другому.

           Таким образом,   работа педагогов по организации экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ является эффективной для развития познавательной активности дошкольников.

Список литературы:

  1. «Дорожной карты» обновления содержания дошкольного образования (утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 23 марта 2015 года № 147-рп).- 1c.
  2.  С.И.Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». — Гомель, 2014г.- 26с., 126с.
  3. Интернет ресурсы: https://infourok.ru

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП.

Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП" в подготовительной группе...

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.    Поиск новых методов обу...

Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»

Интерактивное обучение   - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ.

Чтобы судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста, необходимо оценить его речевое развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процес...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ. Презентация

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, мы пришли к выводу, что необхо...

Презентация на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование музыкальной площадки в ДОУ» на муниципальном семинаре

Выступление на муниципальном семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды в детском саду»Презентация на тему: «Р...