Консультация «В игры играем – память развиваем»
консультация

Гусарова Светлана Геннадьевна

Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью периода от рождения до поступления в школу является обеспечение общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_gusarova_1.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«В игры играем – память развиваем»

                                                                                                           

Материал подготовила учитель-дефектолог Гусарова С.Г.                

Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью периода от рождения до поступления в школу является обеспечение общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.

Многие дети, в большей степени дети с проблемами в  развитии (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психоречевого развития, нарушение слуха), в силу   своих психофизиологических особенностей   не всегда могут подолгу удерживать в памяти   объем знаний, который предлагает им педагог. В результате  этого у  них возникают информационные перегрузки, ведущие к физическому, умственному, психическому перенапряжению  и  неврозам. В данном случае на помощь приходит грамотно выбранная методика преподнесения информации, а именно   мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), это система различных приемов, облегчающих запоминание, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Связки, то есть введение какого либо действия.

Бывают математические связки. 

Например, ребенку необходимо запомнить последовательность цифр 3 5 2 7. Как это проще и быстрее сделать? Надо представить, что «5» это 3+2, а «7»  -   5+2 (соседние перед 7 цифры).

Существуют ассоциативные связки.

(«На что похоже?»). Например, чтобы запомнить слова (или картинки): роза   кошка   кактус   арбуз – их можно связать следующим образом: у розы и кошки – шипы (когти); колючки кактуса похожи на когти; кактус одного цвета с арбузом.

Ассоциации.

 Например, чтобы запомнить слова – яблоко, мяч – надо представить, что все это круглое.

Очень важно и полезно научить ребенка умению перекодирования слов в рисунки.  В принципе, каждое слово можно нарисовать. Необходимо лишь проявить немного фантазии. Данный прием можно широко использовать при заучивании стихотворений, когда ребенок вместе со взрослым, или сам зарисовывает основные слова в стихотворении, а потом   опирается на них.

В работе с детьми можно использовать следующие игры и упражнения, основной целью которых является развитие памяти, внимания и мышления,  поскольку все психические процессы взаимосвязаны.

                                         

«Не запутайся»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать умение распределять внимание,  закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.

 

«Асимметричная гимнастика»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи:  развивать умение распределять внимание.

  • «Голова – живот»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу.

  • «Стол – стена»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.

  • «Попробуй напиши»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой писать «+++++++++++++», другой – «00000000000».

 

 «На что похожа буква?»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует какую – либо букву и предлагает ребенку подумать, нарисовать и сказать, на что она похожа?  Например,  Ж похожа на жука, Ш – на расческу, В – на половинку бабочки

и т.д.

      

«Дорисуй»

Данная игра – упражнение подходит для детей  4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.  

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует геометрические фигуры или любые закорючки, как усложнение, и предлагает детям подумать, что из них можно нарисовать.

                                                       

 «Съешь, вспомни, назови»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание.

Оборудование: продукты питания, картинки, платок.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог сначала показывает  продукты питания, затем, предварительно, завязав ребенку  глаза, предлагает съесть   2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.

«Узнай буквы, вспомни, повтори»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.

Оборудование: тактильные (объемные буквы). 

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку узнавать  на ощупь тактильные буквы, а затем повторить   последовательность, с которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.

 «Запомни и назови»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи:  развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: картинки, предметы, платок.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол   игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине  и т.д.). После этого игрушки накрываются платком и педагог просит назвать или  разложить из картинок последовательность.

«Посмотри, запомни, повтори»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи:  развивать внимание, двигательную память.

Оборудование: картинки со схематическим  изображением поз человека.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет детям последовательно картинки с изображением различных поз человека. Дети выполняют необходимые движения, затем, через время педагог предлагает детям воспроизвести последовательность движений.

Литература:

  1. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память: рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. Санкт – Петербург. «Светлячок» 2000 г.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления у дошкольников с помощью мнемотехники. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2001 г.
  3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении  рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Играем в пальчики-развиваем память"

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная активно...

"Играй свою память развивай!"

Память - это способность ребенка сохранять опыт взаимодействия с окружающим.«Что запоминаем»Образная: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная.Словесно-логическая: механи...

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР. «Играем и память развиваем!»

Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти....

Играем и память развиваем

Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всесторонее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него д...

«Играем и память развиваем!»

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.«Играем и память развиваем!»Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности реб...

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития  «Играем и память развиваем!»...