"Как уберечь себя от беды"
материал

Рекомендации для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uberech_ot_bedy.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Как уберечь себя от беды.

        

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких  детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

        Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок.

        Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психическим травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам.

        Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

        Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

        Программа « Основа безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни.

                                Основные разделы.

1. Ребенок и другие люди (контакт с незнакомыми людьми, а также ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого; ребенок и другие дети (например, подросток предложил забраться на чердак дома и вылезти на крышу; чужой приходит в дом).

2. Ребенок и природа (Бережное отношение к живой природе – не ломать ветки; ядовитые растения – нельзя пробовать все подряд ягоды; контакты с домашними животными – можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на  руки, могут  поцарапать, укусить).

3.Ребенок дома (прямые запреты и умение обращаться с некоторыми предметами – спички, электроприборы; открытое окно, балкон как источник опасности).

4. Ребенок на улице (проезжие части, правила поведения в транспорте).

5.Здоровье ребенка  о навыках личной гигиены; изучаем свой организм).

        В соответствии с современными психолого – педагогическими ориентирами в ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

        Определяя основные содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым  учреждением  право на использование различных форм и методов организаций обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразие домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

        Вместе с тем данная программа, в силу его особого значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдение следующих принципов:

1.Принцип полноты. Содержание программы должна быть     реализовано по всем разделам. Если какой – либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

2.Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня (следует учитывать такой фактор, когда детей мало, летом или во время карантина, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал).

3.Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (летом организовать экскурсию в лес).

4.Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другим – для средней, третьем – для старших дошкольников.

5. Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию; игры и развлечения, режимные моменты – гигиенические и оздоровительные процедуры. Иными словами, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

6. Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы (например, инструктор по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека).

        7. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях      дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступить активными участниками педагогического процесса.

                                Работа с родителями.

        

Эффективность этой программы в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогом следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если они сами не всегда ему следует (например, сложно объяснить  детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают). Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, т.к. разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, может вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

        Направления работы педагогов с родителями:

- организация общих и групповых собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (информация в «Уголках для родителей»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Как уберечь себя от опасности"

Данный материал поможет воспитателям и родителям уберечь себя и своих детей от опасности....

Памятка для родителей "Как уберечь себя и своих детей от гепатита А"

Полезные советы родителям на тему "Как уберечь себя и своих детей от гепатита А"....

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ГРИППА И ОРВИ

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ГРИППА И ОРВИ...

Как уберечь себя от простуды?

Как уберечь себя от простуды?О пользе витаминов в зимний период...

Как уберечь себя от коронавируса? Полезные советы.

  Уважаемые родители, обязательно расскажите детям о профилактике коронавируса.Они тоже могут заразиться этим вирусом. Нужно объяснить детям, что на руках и на поверхностях предметов много...

Консультация "Коронавирус, что должны знать родители чтобы уберечь себя и своего ребенка"

Что стоит знать родителям о коронавирусеНе паникуйте.По данным Всемирной организации здравоохранения, вспышка коронавируса не является международной чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения. П...

Как уберечь себя и детей от заражения.

Правила поведения в условиях пандемии коронавируса для предупреждения распространения COVID-19...