Консультация для педагогов " Психологические особенности преодоления трудностей в общении"
консультация (старшая группа)

Золотых Ольга Анатольевна

У детей дошкольного возраста существуют особенности формирования коммуникативных функций ,с помощью которых ребенок учится социализироваться в детском коллективе и познавать мир, извлекая практическую познавательную или личностную информацию . однако есть дети, которые имеют трудности в общении ;ихрешает педагог в ходе воспитательной деятельности.                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Психологические особенности  преодоления трудностей в общении»

Дети дошкольного возраста, как правило любят играть, рисовать, танцевать, охотно вступать в контакты со взрослыми и сверстниками.; они любознательны, инициативны и порой, как часто кажется взрослым, даже слишком. Однако встречаются и такие ребята, которым трудно наладить  отношения со сверстниками, педагогами. Разумеется, это обстоятельство отрицательно сказывается на их развитии, на формирование личностных качеств. Естественно возникает вопрос «Как помочь таким детям?».

      В этой статье мы коснемся вопроса о том , какое значение для психического развития детей имеет содержание общения, т.е. та информация, которая сообщается и  усваивается в ходе коммуникативного взаимодействия.

Итак, перед нами ребенок – дошкольник. Его поведение вызывает у нас тревогу, и нам необходимо уяснить причину его нежелания идти на контакт со взрослыми и сверстниками. Сосредоточим внимание на особенностях развития у него опыта общения. Каково содержание его коммуникативных контактов с педагогом? Какую информацию он предпочитает в общении? Посредством какой обогащает свой познавательный опыт?

Ответы на поставленные вопросы можем получить в специально организованном наблюдении, по ходу которого отметим главный интерес, побуждающий ребенка к общению, частоту контактов, эмоциональную насыщенность, инициативность, желание возобновить коммуникативное сотрудничество со взрослым.

С той же целью можем применять и некоторые специальные методы. Вот один из них. Он включает три ситуации, в каждой из которой доминирует один из трех видов информации – практическая, познавательная или личностная.

Первая ситуация  - игра в «строительство». Педагог ,рассказав ребенку о замысле и содержании игры, о том, как следует пользоваться некоторыми игрушками, какие умения необходимы, чтобы игра получилась, дает ему возможность самостоятельно поиграть в предложенный сюжет. Педагог при этом не только наблюдает за происходящим , но и  оказывает необходимую помощь – помогает советом, отвечает на вопросы. Общение в этой первой ситуации строится на фоне практического взаимодействия.

Вторая ситуация – познавательная информация. Она включает чтение и обсуждение специально подобранной  новой  книги. Педагог читает книгу, расспрашивает о прочитанном, объясняет трудные для понимания страницы.

Третья ситуация – информация о других людях и самом ребенке. Это беседа , в ходе которой затрагиваются вопросы, касающихся родных, друзей, отношения со сверстниками, знания о себе.

Со всеми тремя ситуациями ребенок знакомится в первый день.  В следующие дни ему предлагают выбрать ситуацию, наиболее интересную; поиграть ( первая ситуация), почитать ( вторая ситуация) или поговорить (третья ситуация).

Оказывается предпочтение и будет индикатор того,, на каком этапе развития общения находится ребенок. Если обнаруживается, что ребенок, к примеру, в шесть – семь лет ограничивается практическими  контактами и познавательная и личностная информация вне сферы его интереса, необходима коррекционная работ, суть которой – заинтересовать воспитанника новыми видами, обогатить опыт общения новым содержанием.

Первый принцип воспитательной работы – поэтапность продвижения к новой информации. В начале следует вызвать интерес к познавательной информации, углубить этот интерес , а затем уже развивать  формы общения, побудитель которых – интерес к человеку, к его личности.

Второй принцип – поддержание эмоционального комфорта, который ребенок испытывает при общении со взрослыми. Основной труд ложится на плечи педагога. Он, с одной стороны, открыто, доброжелательно относится к ребенку, подавляя в себе нетерпение, раздражение, а с другой – устанавливает равноправие, взаимоотношение, т.е не подавляет своего партнера безбрежным морем новой информации, своими знаниями, непререкаемым авторитетом, а, напротив, внимателен, следит за тем, как тот принимает и понимает новое, насколько активно стремится к нему.

 напротив, внимателен, следит за тем, как тот принимает и понимает новое, насколько активно стремится к нему.

На начальном  этапе работы хорошо зарекомендовали себя игрушки с «секретом». Ребенок ими действует практически, и в тоже время игрушки открывают ему нечто новое, привлекательное, неожиданное, что и стимулирут познавательную активность.

Помогают и излюбленные игрушки. С их помощью можно разыграть сценку из знакомой книги. Так педагог перекидывает мостик от практической информации к познавательной . Хороший материал для познавательного общения и прогулки. Здесь важно одно:  в занимательной  форме обратить внимание ребенка на интересное и новое. К примеру сравнить машины,, увязать передвижение транспорта с действиями регулировщика, пешеходов, попытаться запомнить маршрут от детского сада до дома,  попутно отмечая здания, скверы, памятники, другие достопримечательности. Когда познавательные контакты в общении налажены педагог постепенно приоткрывает перед ребенком  мир человеческих чувств, дел, стремлений, забот. И для этого вовсе не обязательны специальные занятия. Просто используется окружающая действительность. Так, встретив на прогулке строителя, дворника воспитатель акцентрирует внимание на особенностях их труда; увидев пожилого человека, учит тому, как ведут себя младшие по отношению к старшим. Неоценимый материал  для развития общения  - книги. Поступки героев в простой и доступной форме расскажут своему слушателю о характерах персонажей, об их взаимоотношениях.  Так на основе усвоения личностной информации будут развиваться у детей такие чувства, как понимание и сопереживание, уважение и самоуважение. Важно, и подчеркнем это особо, не только читать сказку, не только побуждать к пересказу сюжета, но обсуждать поступки действующих лиц, мотивы, побуждающие их к тому или иному действию, результат совершенного действия. Такая методика позволит педагогу добиться того, что ребенок будет обращаться ко всем новым аспектам окружающей действительности.

И перед ним откроются новые грани жизни, которые несомненно обогатят его опыт. Этот психологический толчок распространяется затем на все виды активной деятельности ребенка – на игру, на рисование. Теперь он, моделируя, осваивая новую информацию, общаясь со сверстниками и педагогами, будет учиться владеть собой, вести себя правильно, так, как поступили бы его любимые герои.

И тогда, когда ребенок с интересом воспринимает окружающую его действительность, можно сказать: педагог добился многого., так как налаженные деловые контакты – это уже источник развития практического интеллекта, познавательный интерес – двигатель постоянного стремления к новым знаниям, интерес к человеку, побуждаемый общением, - основа нравственного развития, сферы чувств и высших эмоций. Расширяющиеся умения и знании, понимание окружающих людей помогают ребенку интересно играть, увлекательно общаться со сверстниками, налаживать контакты со взрослыми. Теперь из жизни ребенка уходят многие затруднения, сложности, а им на смену приходят неомраченная радость детства, радость открытия и познания мира.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Психологические особенности детей с нарушениями речи»

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности дитя, на формирование всех психических действий. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенн...

Консультация для педагогов. Психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет

Таблица. Психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет....

Консультация для педагогов "Психологические особенности детей с ОВЗ"

Консультация для воспитателей ДОУ«Психологические особенности детей с ОВЗ» Цель: повышение психолого- педагогической компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ.Форма проведения:...

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста....