«Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей» (из опыта работы)
учебно-методический материал

Ирина Викторовна Перькова

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_zozh.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете детского сада

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей» (из опыта работы)

Чтобы ребенок был здоровым и счастливым,

надо просто удовлетворять его потребности.

Л.С. Выготский

     Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда  - один из важнейших элементов воспитательно-образовательной работы, поскольку ее цель- это обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности.

     Что понимается под развивающей предметно-пространственной средой? Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Она должна предоставлять ребёнку свободу, оказывать положительное влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение.

     В современном мире проблема здоровья детей-это комплексная государственная задача, это проблема не только медицинская, но и педагогическая. Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Мы, педагоги, можем помочь детям в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, создавая для этого развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети каждодневно будут получать заботу о своем здоровье, успешно жить и развиваться. Именно поэтому мы  создали в нашей группе «Солнышко»  такую максимально комфортную и насыщенную среду.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы является насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. При создании предметно-развивающей среды нашей группы мы использовали здоровьесберегающий подход. Мы освободили центральную часть группы для двигательной активности детей. Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает детям игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Есть у нас в группе физкультурный уголок, в котором размещен разнообразный спортивный инвентарь  и атрибуты для подвижных игр: мячи разных размеров, обручи, кегли, мешочки с разными наполнителями.  Он служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Спортивный уголок размещен таким образом, что он способствует проявлению двигательной активности детей и находится в свободном доступе. Выдвижная корзина с физкультурным оборудованием позволяет детям размещать ее в любом пространстве группы.

Физкультурный уголок наполнен фотографиями детей, на которых запечатлены моменты физкультурных занятий, гимнастики после сна, прогулки.

Здесь также хранятся массажные коврики, атрибуты для закаливания, изготовленные заботливыми руками наших родителей из подручных материалов. После сна маленькие спортсмены выполняют гимнастику с использованием этих предметов.

В группе оборудован уголок «Будь здоров», где дети в свободное время любят играть в сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь». Здесь в свободном доступе находятся дидактические игры  по валеологии: «Малыши-крепыши», «Валеология», «Будь здоров».

Обогатили среду группы дыхательными тренажерами: «Поймай бабочку», «Дождик», «Горячий чай». Эти тренажеры находятся в речевом уголке и  способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний.

Развивающая предметно-пространственная среда  нашей группы организована с учетом возможности для детей играть и заниматься подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.

     Так как физическое здоровье малышей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, нами организован уголок уединения.Ребенок, находясь целый день в детском саду, порой, устает от общения со своими сверстниками, от игр, от окружающей его обстановки, поэтому ему необходимо дать возможность уединиться, чтобы отдохнуть от эмоционального напряжения. Наш уголок населяют мягкие игрушки, с которыми можно обниматься, веселые подушки, на которые ребенок может прилечь и отдохнуть. Само пространство организовано  таким образом, что в нем не тесно, мягко и полутемно – это  воссоздает атмосферу норки.  В оформлении уголка присутствует спокойный голубой цвет, который благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. Находясь в уголке и взглянув наверх, ребенок может полюбоваться порхающими бабочками, которые напоминают радугу-все это развивает чувство прекрасного и способствует хорошему настроению. В спальне располагается домик для уединения, где дети также могут отдохнуть.

     Есть в нашей группе уголок для игры с кинетическим песком, который хранится в пластиковой песочнице. Игры с кинетическим песком  помогают развивать мелкую моторику рук , оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься, способствует расслаблению.

Таким образом, внедряя в практику нашей работы  новые подходы в организаци  развивающей предметно-пространственной среды мы обеспечиваем полноценное развитие дошкольников, сохранение и укрепление физического, психического здоровья, повышение устойчивости к стрессам, развиваем полноценную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы  наиболее...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

Методическая разработка на тему «Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

laquo;Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста".

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

«Здоровьесберегающая среда, как условие сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально – гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно – оздоровительных, образовательных системных мер, обе...

Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей (из опыта работы воспитателя дома ребенка)

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особо важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особенности ребёнк...