Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста
статья

Ранний возраст – это тот возраст, когда восприятие окружающего мира, накопление багажа знаний об окружающем мире, совершенствовании органов чувств необходимо для сенсорного развития. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sensornogo_vospitaniya_detey.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного воспитания детей

раннего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития детей раннего возраста неоспоримо и заключается в следующем:

 необходимая основа для развития интеллекта;

 при взаимодействии с внешним миром происходит процесс упорядочения представления о внешнем мире;

 способствует развитию наблюдательности, внимания, мышления, воображения;

 формирует способность познать и применить на практике различные способы обследования предметов;

 способствует усвоению сенсорных эталонов.

Усвоение сенсорных эталонов – процесс, происходящий сложно и длительно, так как ребенок должен научиться узнавать и запомнить таким образом, чтобы сформировалось четкое представление о каждом свойстве, самое важное научиться пользоваться полученными знаниями и представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности. В течение длительного времени происходит умение ребенка пользоваться сенсорными эталонами, как способами восприятия окружающего, и этот период имеет свои определенные отрезки времени (этапы):

Предэталонный этап – используется образец одного предмета при восприятии другого. В данном случае происходит подготовка для дальнейшего усвоения сенсорных эталонов. Именно свойства предметов, а не сами предметы выступают в качестве образцов. Это происходит весьма успешно у детей раннего возраста, то есть определенная характеристика формы предмета выступает в качестве сравнения для другого предмета (легкий – тяжелый). Систематизация эталонов у детей на данном этапе начинает происходить, когда ребенок владеет несколькими сенсорными эталонами. В данном случае доступны все сравнительные характеристики предметов начиная от цвета, формы заканчивая величиной. Таким образом, в раннем детстве подготавливается и накапливается некоторый объем представлений о различных свойствах предметов, и какая-то часть этих представлений выступает в качестве образцов, с помощью которых ребенок проводит сравнительную характеристику свойств новых познаваемых предметов при их узнавании и ознакомлении с ними.

В дошкольном возрасте ребенок, умея воспринимать сенсорные эталоны, начинает их использование. Можем отметить, что понятие сенсорных эталонов включает в себя определенные наработки, представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений - цвета, величины, формы предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.д. Историческое развитие человечества способствовало их развитию и использованию их как образцов и мерок. Обозначение свойства и отношения предмета происходит с помощью данных образцов. Процесс усвоения детьми дошкольного возраста начинается с ознакомления геометрии и цвета фигуры. Это происходит в результате разных видов продуктивной деятельности ребенка: рисования, конструирования, лепки. То есть происходит определенное обследование предметов на цвет, форму, размерность величине и прочих свойств, что в результате приведет к формированию образца. Способность использовать общепринятые сенсорные эталоны возникает у детей с трех лет. При восприятии цвета сенсорными эталонами выступают спектральные цвета, так называемые хроматические и ахроматические цвета – белый, серый, черный. Известно, что строгая последовательность спектра зависит от длины световой волны: вначале идет красный и от него через световую волну цвет доходит до фиолетового. Оттенок цвета получается в результате смешения двух рядом расположенных цветов, промежуточный цвет получается в результате смешения цветов, расположенных не подряд. Хроматические цвета делятся на две группы – теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Любой цвет, расположенный в спектре имеет свою насыщенность и теплоту. Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты. В первую очередь происходит формирование у ребенка представлений о белом, черном, хроматических цветах, формируются условия для запоминания названий цветов. Рекомендуется вначале вводить шесть цветов, исключая при этом голубой, так как даже взрослый человек любой более светлый оттенок синего может назвать голубым. Поэтому голубой цвет детьми усваивается с трудом.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Здесь предполагается знакомство с такими формами как круг, овал, треугольник, квадрат. Более позже может быть добавлена трапеция. В тоже время в отличии от математических представлений целью сенсорного воспитания является умение узнать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.). Использование плоскостных и объемных геометрических фигур имеет достаточно важное значение при обучении детей использования плоскостных фигур в качестве эталонов. Плоскостные фигуры в отличие от объемных, позволяют дать оценку формы предмета, отметить его контур, что является наиболее существенным для восприятия формы предмета. В частности, такая фигура как круг позволяет отразить особенности формы мячика или шара. Это в свою очередь дает возможность использовать данное восприятие в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Если вводить в деятельность, ознакомление ребенка объемных фигур, это может запутать, сбить с мысли. Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребенка. От того, как хорошо ребенок воспринимает на слух, зрительно отображает, осязает окружающее, насколько точно он может использовать полученную информацию, настолько более верно он сможет объяснить это словесно, то есть использовать в своей речи. Сенсорное воспитание отражает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. На основе восприятия формируются представления о свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д., то есть происходит работа по усвоению сенсорных эталонов. Что принято считать сенсорными эталонами? Это образцы, которые позволяют дать характеристику различных свойств предметов. Например, если рассматривать область цвета, то следует учитывать спектр, состоящий из семи цветов, а также белый и черный цвета. Если у ребенка произошло усвоение сенсорных эталонов, то значит у него сформировано представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего ребенок раннего возраста в предмете выделяет какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Поэтому, основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет происходить в процессе показывания и называния, в том числе должна присутствовать деятельность детей, когда они сопоставляют различные эталоны между собой, подбирают одинаковые эталоны, закрепляют это в своей памяти. В этот момент происходит запоминание и в дальнейшем ребенок начинает использовать названия. 19 Для успешного овладения сенсорными эталонами детьми используются различные средства. К важнейшим средствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами относится создание оптимальной предметно-развивающей среды. Следует учесть некоторые момента при организации предметно-развивающей среды группы. А именно, безопасность оборудования: это избежание острых углов и выступов, закрепление оборудования должным образом, а также создание психологического комфорта каждому ребенку. В тоже время наличие дидактических материалов является одним из условий развития сенсорных способностей. При этом следует учесть подбор одинаковости насыщенного цвета. Если выбор упал на насыщенность красного цвета, то использование остальных цветов спектра должно быть также насыщенным. Иначе, у ребенка с нарушением цветового зрения возникнет необходимость ориентироваться на интенсивность цвета, и в этом случае происходит смешение, в частности светло-красный и светло-зеленый предметы дети объединяют вместе, а темно-красные группируют с темно-синими и темно-зелеными. Особое значение в сенсорном развитии детей трехлетнего возраста имеют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В процессе этих видов деятельности дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами в соответствии с программой детского сада. Если даже не происходит обучение ребенка подразделять разновидности свойств в соответствии с эталонами, то материал, который используется в каком-либо виде деятельности, это может быть рисование, аппликация, конструирование, мозаика, сам по себе уже содержит необходимые образцы. Так, рисуя, ребенок пользуется красками, цвета которых подобраны в соответствии с цветами спектра; конструируя из кубиков, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины, в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные круги, треугольники, квадраты и т. д. При проведении работы по формированию сенсорных эталонов необходимо побуждать детей к выполнению определенных действий: выполнять поисково-примерочные предметно-специфические действия, подсказываемые свойствами предметов: втыкать, вынимать, нанизывать, накладывать, открывать, закрывать; перекладывать предметы в мисочки, ведра, открывать и закрывать коробки. Если ребенок усвоил действие, необходимо способствовать его применению в несколько измененных условиях. В этих упражнениях у ребенка вырабатывается способность найти правильные действия, необходимые для определенных игр: что-то большое не войдет в маленькое отверстие, маленький предмет наверняка войдет в большое отверстие, но тогда оно не будет полностью закрыто, и тогда остается тот предмет, который наверняка подойдет для данного отверстия. Большую роль в развитии сенсорного опыта играют строительные материалы. Они способствуют появлению у детей элементарных представлений о форме, величине предметов, ориентировке в пространстве. При показе воспитателем резко контрастных нескольких фигур, у ребенка вырабатывается навык узнать детали, а также различить геометрию: прямоугольник, треугольник и призму. Одним из эффективных средств сенсорного воспитания у детей трех лет является природа. Именно познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка. Однако, доминирующим средством в формировании сенсорных эталонов на третьем году жизни играет дидактическая игра, как средство всестороннего воспитания личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте

Сообщение  на педсовет  и в родительский уголок....

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности , служит основой позн...

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата....