Консультация для педагогов " Использование интерактивной доски в познавательном развитии дошкольников"
консультация

Вотинцева Людмила Иосифовна

Данный материал в помощь педагогам при освоении интерактивной доски , использование её на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведущее место в сфере использования прогрессивных технологий в детском саду занимают интерактивные доски. Их поэтапное внедрение в дошкольных образовательных организациях делает учебную программу более захватывающей и познавательной. Мультимедийные устройства помогают с легкостью привлечь внимание ребенка к чему-то новому и неизвестному. Перед педагогом открываются большие возможности для познавательного развития дошкольника. Говоря об информационно – коммуникативных технологиях, всегда стоит отмечать преимущества в работе с интерактивной доской, как для педагогов, так и для детей. Наш небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Можно использовать доску практически на всех занятиях: ознакомлении с окружающим миром, математике, развитии речи, подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях. И хотим отметить её преимущества для занятий в детском саду. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды.

Рассмотрим применение интерактивной доски Screen Media в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

В настоящее время в образовательной практике возникает противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста и недостаточным использованием дидактического потенциала интерактивной доски для решения данной проблемы.

Каковы возможности интерактивной доски в процессе формирования познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста? По нашему мнению, именно ее применение может способствовать успешному формированию познавательного интереса у дошкольников за счет следующих возможностей:

- демонстрация сведений и информации на экране монитора в игровом формате;

- возможность ярким, выразительным и эффектным способом, в доступной детям форме подать еще неизвестный материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечение внимание детей движением, звуковыми эффектами, мультипликацией;

- вознаграждение и стимулирование детей при решении трудной и сложной задачи, применяя возможности воспитательного процесса, что является также стимулом для формирования их познавательной деятельности.

Рассмотрим приёмы использования интерактивной доски.

Интерактивная доска Screen Media – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

На поверхность доски через проектор можно выводить любую визуальную информацию с компьютера. Интерактивная доска Screen Media снабжена специальными датчиками, которые делают ее поверхность чувствительной к нажатию. Если взять в руки маркер, лежащий в предназначенном для него гнезде, то отдельный оптический датчик тут же зафиксирует отсутствие этого маркера и даст команду компьютеру включить режим рисования выбранным цветом (связанным с конкретным гнездом для маркера). В результате вся информация о перемещении кончика маркера по поверхности доски, когда вы рисуете или пишете им что-либо, будет передаваться в компьютер. Аналогично действует и специальный ластик, но при его изъятии в компьютер передается уже команда «включить режим стирания».

Поверх выводимого на поверхность доски Screen Media (и одновременно на экран монитора) изображения формируется еще один «информационный слой». Именно в этом слое специальная программа, называемая «цифровые чернила», рисует или стирает линии, соответствующие переданной в компьютер траектории движения кончика маркера или ластика по доске, а цвет рисования определяется тем, из какого именно гнезда был взят маркер[43].

Этот прозрачный слой по мере его создания проецируется через проектор обратно на доску вместе с основным изображением под ним. Так достигается эффект рисования на интерактивной доске Screen Media. А поскольку вся информация формируется в компьютере, ею можно управлять, преобразовывать, сохранять, распечатывать, использовать в качестве иллюстраций в других программах и документах.

В дополнение к технологии «цифровых чернил» возможен и режим, когда доска просто используется как сенсорный экран: любым маркером (или пальцем) можно управлять используемой программной средой точно так же, как обычной мышью. Прикасаясь к поверхности доски Screen Media, можно нажимать экранные кнопки, перетаскивать, масштабировать и поворачивать объекты, работать с любыми компонентами пользовательского диалога, проецируемыми на доску, а при желании – набирать текст касаниями маркера на клавишах виртуальной клавиатуры [43].

Основными атрибутами интерактивной доски Screen Media являются:

  1. функции в панели инструментов: заметки на экране, захват экрана, рукописный ввод и другие;
  2. выбор написания: Один маркер, одновременное написание двумя маркерами;
  3. Запуск: На несколько секунд прикоснитесь ладонью к месту управления и программа запуститься автоматически;
  4. Перемещение посредством прикосновения или движения пальцем по доске;
  5. уменьшение / Увеличение: можно выбрать объект и двумя пальцами изменяйте масштаб.

Доска M-80 от Screen Media имеет функцию управление жестами. С помощью устройства можно пользоваться большими базами шаблонов, добавлять видеофильмы, фото к страницам флипчарта, оставлять примечания на рабочем столе, рисовать, настраивать панель управления под конкретные задачи и многое другое.

Как показал анализ литературы, работа с интерактивной доской Screen Media включает в себя: дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры; проблемные ситуации; овладение символами, моделями, мнемотехникой; творческие задания; совместную деятельность детей и многое другое. Большая площадь поверхности доски Screen Media превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически (тактильное восприятие), понимают и усваивают предложенный с помощью интерактивной доски Screen Media материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Также интересна функция «Случайное число» - при клике на значок кубик начнет крутиться, затем нужно дважды кликнуть и кубик остановится и выпадет случайное число. Функция «Часы» показывают время, а также могут использоваться, чтобы вести отсчет в обратном порядке или как таймер.

Данное задание будут способствовать познавательному развитию детей, за счет за счет развития внимания (переключение; концентрация; объем), а также формирования мыслительных операций (анализ; синтез; обобщение).

Достаточно интересным является инструмент «выбрать или выделить элемент». Задание используется в ситуациях, когда нужно ребенку найти соответствие между элементами, заданными в виде картинок.

Данное задание будут способствовать познавательному развитию детей, за счет за счет развития внимания (переключение; концентрация; объем), а также формирования мыслительных операций (анализ; синтез; обобщение).

При подготовке задания используются такие элементы, и заготовки стрелок. На рабочей зоне закрепляется первая колонка данных, тем самым она становится недвижимой. Далее вставляются картинки во вторую колонку. Между этими видами делаются заготовки стрелок разного цвета и стиля, при этом они имеют свободное перемещение и изменение размера и положения.

Также достаточно интересными являются задания, основанные на распределение объектов по группам. Данное задание будут способствовать познавательному развитию детей, за счет за счет развития внимания (переключение; концентрация; объем), а также формирования мыслительных операций (анализ; синтез; обобщение).

Данный блок заданий можно применять на третьей стадии познавательного развития (развитие познавательной активности).

Инструмент «прожектор» можно использовать в задание «части и целое», когда на целостную картинку накладывается эффект прожектора с помощью которого открывается только часть изображения, ребёнку требуется угадать целое. При этом прожектор можно перемещать увеличивать или уменьшать его размер в зависимости от конкретной ситуации на занятия. Данное задание будут способствовать познавательному развитию детей, за счет за счет развития внимания (переключение; концентрация; объем), а также формирования мыслительных операций (анализ; синтез; обобщение). Данный блок заданий можно применять на второй и третьей стадии познавательного развития (развитие любознательности и познавательной активности).

Достаточно весомым потенциалом задания с использованием объектов из галереи интернета. Например, можно предложить детям составить слово из первых букв картинок, которые выбираются и закрепляются в рабочей зоне интерактивной доски. Данное задание будут способствовать познавательному развитию детей, за счет развития психических процессов (мышление, внимание), а также речевого развития.

Данный блок заданий можно применять на второй и третьей стадии познавательного развития (развитие любознательности и познавательной активности).

Хочется отметить задание на развитие комбинаторных умений. В данном задании с помощью стилуса ребёнок должен заполнить различными фигурами прямоугольник, который расположен в правой части страницы. Данное задание можно сравнить с дидактической игрой «Кубики Никитина».

В задание «Собери пазлы» ребёнок с помощью стилуса собирает фрагменты изображения животных и описывает их. Данное задание будут способствовать познавательному развитию детей, за счет развития внимания, мышления, а также развитие навыка выделять характерные признаки объекта. Данный блок заданий можно применять на третьей стадии познавательного развития (развитие познавательной активности).

В целях речевого развития можно использовать задания «В гостях у сказки» или «Расскажи сказку по картинке». Например, педагог берёт знакомую сказку. В данном задании с помощью стилуса ребёнок должен последовательно перемещать световое пятно и, таким образом, открывать изображения иллюстрирующую сюжет сказки. Данное задание будут способствовать познавательному развитию детей, за счет развития речи и эмоциональной сферы. Данный блок заданий можно применять на второй стадии познавательного развития (развитие любознательности).

На занятиях также можно использовать интерактивные ролики, которые также создаются в программе Power Point. Интерактивное видео фильмы позволяют передать всю информацию сюжета, тем самым задействовать большинство психических познавательных процессов (память, мышление, воображение). Кроме того, просмотр познавательных видеороликов и презентаций на большом экране Screen Media позволяетповысить уровень познавательного интереса, пополнять словарный запас, узнавать интересные факты о том или ином объекте, усилить инициативность, активность, уверенности в своих силах.

           Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности

На занятиях также можно использовать интерактивные ролики, которые также создаются в программе Power Point. Интерактивное видео фильмы позволяют передать всю информацию сюжета, тем самым задействовать большинство психических познавательных процессов (память, мышление, воображение).

Таким образом, использование различных инструментов интерактивной доски позволяют повысить интерактивность и наглядность материала, расширить спектр деятельности и возможностей детей, тем самым стимулируя его познавательное развитие.

По нашему мнению, в дошкольной образовательной организации Screen Media доску можно использовать практически на всех занятиях – подготовке к обучению грамоте, сенсорному воспитанию, развитии экологических представлений, ознакомлении с художественной литературой и развитии речи, развитии элементарных математических представлений, конструировании, развитии элементов логического мышления, интегрированных занятиях.

Использование интерактивной доски Screen Media в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе. Мультимедийные презентации в детском саду с использованием компьютеров или проекционных экранов ...

Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"

В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....

Консультация для педагогов: «Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников»

Вы создали новый педагогический проект или методическую разработку? Как сделать эту работу наглядной и доступной для дошкольников? Изготовьте вместе с детьми лэпбук - тематическую интерактивную папку,...

Мастер - класс для педагогов «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.

Мастер - класс для педагогов на тему  «Использование камней Марблс в познавательном развитии дошкольников» - 2020г.Цель: раскрытие эффективности использования камней Марблс в познават...

Использование интерактивного плаката в познавательном развитии дошкольников

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различн...