Нравственное воспитание дошкольников через сотворчество детей и родителей (при реализации кружка «Коллективное чудо»)
статья (подготовительная группа)

Орлова Оксана Витальевна

Нравственное воспитание дошкольников через сотворчество детей и родителей (при реализации кружка «Коллективное чудо»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Совместный труд воспламеняет

 в людях такую ярость свершения,

 какой они редко могут достичь в одиночку.

Ральф Уолдо Эмерсон

Актуальность.

                        В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

             Развитие у детей способности творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

  • творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
  • учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
  • управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

          Советские психологи, занимающиеся проблемами совместной деятельности – В.Г.Асеев, Ф.Д.Горбов, А.И.Донцов, Н.Н.Обозов, Д.А.Ошанин, Л.И.Уманский, А.С.Чернышев и другие – выделили три основные формы ее организации: совместно индивидуальная, совместно-последовательная и совместно- взаимодействующая.

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

К достоинствам данной формы организации деятельности относится то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

        Чтобы приобщить детей к духовным ценностям общества нужно в первую очередь сформировать нравственные и эстетические качества личности. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги рассматривают процессы нравственного и патриотического воспитания детей в тесной взаимосвязи. Нравственное воспитание может достигаться при помощи разных средств, одним из важных является изобразительная деятельность детей, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию.              

            Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование личности. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственное воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

- договариваться о совместной работе, её содержании;

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

 Как правило, результат – работа, созданная всеми вместе, - получается более  впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

        Изобразительная деятельность оказывается наиболее эффективной в решении задач нравственного воспитания детей,  поэтому именно она лежит в основе кружковой работы «Коллективное чудо».

Цель: Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия.

- Развить у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление;

- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату,

- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.

             Программа «Коллективное чудо» рассчитана в основном на детей дошкольного возраста (6-7 лет). Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой  деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к  действиям как самостоятельным, так и коллективным.

          Получение детьми дошкольного возраста своих первых уроков нравственности происходит в семье, где формируются основы характера человека, его отношения к труду, нравственным качествам, культурным ценностям. В первый же месяц функционирования кружка мы поняли, что без помощи родителей нам просто не справиться. На территории сада мы с ребятами не нашли нужного  природного материала для наших поделок и попросили родителей, совместно с детьми, по дороге домой или во время семейных прогулок собирать  для нас все интересное, что они только найдут. И вместо одного итогового коллективного панно «Паучок на паутинке», у нас появился «Детский сад для зверят». Ребята не были ограничены в выборе материала для изготовления поделок, поэтому животные получились разнообразные, по-своему прекрасные.

В блоке «С чего начинается Родина» мы предложили детям совместно с родителями придумать и изобразить на формате А4 герб своего маленького государства – своей семьи. Работы были настолько интересны и разнообразны, что мы оформили ими уголок в приемной. Дети и их родители с интересом рассматривали чужие работы и делились своими идеями и приемами, воплощенными в Гербе.

Ноябрь месяц в перспективном планировании нашего кружка посвящен технике «торцевание». Дети с большим интересом знакомились с  новым творчеством. У многих ребят сначала не получалось овладеть данной техникой, но они не стеснялись попросить помощи у своих друзей. Каждый воспитанник смастерил в данной технике свою рыбку и затем мы их «поместили» в большой аквариум. Родителям очень понравилась наша коллективная работа, многие мамы заинтересовались данной техникой, и мы предложили им собраться перед собранием и смастерить солнышко  для оформления приемной. Мамы с радостью откликнулись, некоторые пришли с детьми, и у нас под разговоры и песни появился красочный символ нашей группы «Солнышко».

Наш кружок функционирует всего три месяца, но мы очень рады, что не только детям, но и родителям, он доставляет массу приятных эмоций. Наша группа стала сплоченнее, никто не смеется, если у другого, что-то не выходит, а с охотой спешит помочь своему другу, вместе решить проблемму. Вот уж поистине Коллективное чудо.

 Мы планируем и дальше привлекать родителей к нашей кружковой деятельности. Есть идея провести семейный выходной досуг во благо украшения нашей площадки к новому году, постройки сооружений из снега. Если будет много желающих принять участие – устроить конкурс построек.

В марте хотим совместно с папами придумать и изготовить сюрприз-подарок для наших дорогих мамочек.

Планируем приглашать родителей-профессионалов своего дела делиться особенностями своей професии, собственным опытом.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.  Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Литература

Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству».  – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.

Казакова  Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Смагина Т.В.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.

«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.

Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

КомароваТ.С. Дети в мире творчества. М.:1995.

«Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005. –№2. – С. 60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МИР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»

В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как социальная норма. В ряде нормативно-правовых документов определены ориентиры и н...

"Нравственное воспитание дошкольников через организацию работы с родителями"

Нравственное развитие – это процесс, предполагающий усвоение н норм, формирование  сознания и поведения.ФГОС дошкольного образования, как основной документ, регулирующий отношения в сфере о...

Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год

Актуальность выбранной темы:   В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...

«Социализация и духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта #отряддобрят»

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социо - культурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированно...