Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста
статья по обж

Балачевцова Елена Георгиевна

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_obzh_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кирилловский детский сад «Теремок»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель: Балачевцова Е.Г.

М. Кириллы

2019г.


Безопасность — это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I "О безопасности").

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям и умению находить выход из них возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, формирования опыта безопасной жизнедеятельности. Такие знания прививаются уже в дошкольном возрасте.  Дети наиболее незащищенная и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, говоря «Это не трогай!», «Это нельзя!», но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

При изучении этой темы мы руководствовались парциальной программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией, Р.Б. Стеркиной,  Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, которая разработана специально для дошкольных учреждений.

Цель нашей работы по данной проблеме - формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Для достижения цели были определены задачи:

  • Создать развивающую предметно - пространственную среду
  • Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице.
  • Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, с животными.
  • Дать знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях. Развивать осознанное отношение к безопасному поведению.
  • Воспитывать самостоятельность и ответственность.

В работе мы руководствовались следующими принципами:

Принцип системности

Работа  проводиться системно весь год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.

Принцип полноты

Содержание работы  реализуется по всем, направлениям. Если какое то, направление выпадет из рассмотрения,  то дети окажутся незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.

Принцип  возрастной адресованности

Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах, с соответствующим усложнением от группы к группе.

Принцип интеграции

Работа  по воспитанию безопасного поведения детей  проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Принцип наглядности

Для работы используется тщательно подобранный наглядный материал.

Принцип сезонности

При ознакомлении детей с природой учитываются сезонные изменения и местные условия.

Принцип преемственности 

Взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.  Педагог и родители в вопросах безопасности ребёнка  придерживаются единой концепции.

В первую очередь нами был разработан методический инструментарий: составлен план, подобраны конспекты занятий, бесед, составлен план работы с родителями.

Перспективный план по основам безопасности  жизнедеятельности  детей содержит в себе 5 блоков:

  • Ребенок дома.
  • Здоровье ребенка.
  • Ребенок на улицах города.
  • Ребенок и другие люди.
  • Ребенок и природа.

Работу с детьми ведем через:

- Организованную образовательную деятельность (занятия, прогулки, экскурсии);

- Совместную деятельность – беседы, чтение художественной литературы, конструирование, разыгрывание ситуаций, продуктивная деятельность, развлечения;

- Самостоятельную деятельность  – сюжетно – ролевые  игры, дидактические игры, настольно – печатные игры.

Создание развивающей предметно – пространственной среды – одно из важных условий по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир,

в группе  был создан  «Уголок безопасности по ПДД» и «Уголок пожарной безопасности», в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия.

В уголках представлен разнообразный материал:

- картотека дидактических и подвижных, словесных игр;

- папки  на тему: «Опасные ситуации», «Транспорт», «Пожарная безопасность», «Дорожные знаки», «Детям знать положено», плакаты по ОБЖ.

- детская художественная литература (сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки) -  С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди»,  «Маша и медведь», К. Чуковский  «Путаница»,  «Айболит»,  «Машины помощницы».  Стихи  А. Усачёва в стихотворной форме дети легко запоминают  правила поведения: «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком или  не открывайте тете, если мама на работе».

- игротека, которая включает в себя:

  • макет улицы с дорожными знаками, домами, игрушки - машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика;
  • обучающие и развивающие игры «Опасно – не опасно», «Четвертый лишний», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару», «Светофор», «Найди машину специальную», «Собери знаки», «Можно - нельзя», «Добрый и злой огонь»,  «Что нужно для пожарного щита?» и «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», «Найди опасные предметы», «Узнай и назови транспорт», «Азбука безопасности», «Я хороший», «Домино», «Кубики», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей»,  «Лото», «Зубы, зрение, слух», «Собери машину» и др.  
  • сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «ДПС», «Водители». Атрибуты для игр: пожарная машина, пожарный щит, дома, жезл, телефон, светофор и пешеходный переход. Одежда  для пожарного, диспетчера, полицейского, доктора.

Это наиболее любимый вид деятельности мальчики, так и девочки с большим удовольствием играли в игры  «Мы пожарные», «Юные спасатели», придумывая сюжеты: «Пожар в высотном доме», «Пожарные на учениях», «Помоги Собачке», «Оказание первой помощи», «Вызов службы спасения» и т.д.

  • атрибуты для подвижных и театрализованных игр: «Воробьи и автомобиль», «Цветные автомобили», «Красный,  жёлтый, зеленый»; «Гуси - лебеди», «Маша и медведь».

В своей работе широко используем ИКТ.  Компьютерные презентации по теме безопасности «Опасные предметы», «Правила дорожного движения» «Безопасность ребенка дома», «Опасные ситуации для ребят», «Правила пожарной безопасности». Просмотр обучающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы», «Хочу все знать», «Робокар Поли – Как переходить дорогу», «Анимашка  - «Светофор», «Доктор Машинкова.  Пожарная машина». Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности родители принимали активное участие:

- совместные рисунки;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов;

- анкетирование;

Подготовили цикл консультаций, ширм для родителей: «Огонь - опасность», «Правила пожарной безопасности», «Советы родителям», «Азбука безопасности для родителей», памятки «Правила поведения детей при пожаре», буклеты «Как вести себя при пожаре», «Пристегни самое дорогое!» «Закрой окно!», «Зимняя дорога», « Что бы дома было меньше опасных ситуаций», «Зимние травмы» и др.

В связи с внедрением ФГОС каждый воспитатель ищет новые идеи, подходы, методы и формы в своей работе с детьми, которые были бы интересны детям, соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно.  

В своей работе мы применили новые методические пособия:

- Лэпбук (обучающая папка на заданную тему) Его могут использовать и дети, и воспитатель, интересен и полезен тем, что это отличный способ закрепления и повторения материала. В нашей папке копилке по ПДД собран материал для занятий с детьми – «Транспорт», «Дорожные знаки», «Что нужно полицейскому?», «Собери картинку», «Советы Светофорика»

В лэпбуке  «Пожарная безопасность» -  «Что нужно пожарному для тушения пожара», «Лото», «Причины пожара», лабиринт «Машина спешит на вызов»,

В кармашках  собрана информация по теме. Материалы лэпбука можно дополнять.

- Бизиборд - это развивающая доска с различными видами фурнитуры (шпингалеты, замки, крышки, крючки, болты, и т.д.).  Развиваем мелкую моторику, мышление, внимание, память, самостоятельность, обучаем основам безопасности.  Бизиборд называется «Каждый ребенок должен знать»  (причины пожара, пожарная часть, пожарная машина и что нужно для тушения пожара, что есть в машине, по какому номеру звонить, машина может ехать на любой сигнал светофора)

 «Специальные виды транспорта», дети закрепляют транспорт специального назначения, номер телефона, дорожные знаки, пешеходный переход, о работе пожарного, полицейского, врача, причины пожара.

- Многофункциональная ширма  - широко  используем для  игровой  и познавательно-образовательной деятельности детей при обучении правилам дорожной и пожарной безопасности.  Дает возможность закрепить знания в игровой форме, формирует познавательную активность. Отвечает всем требованием, предъявляемым развивающей предметно – пространственной среде: безопасность, насыщенность, трансформируемость, вариативность, полифункциональность,  доступность.

 Состоит из игровых полей: «Светофор», «Дорожное движение», «Виды транспорта». В этих играх мы закрепляем знания детей об элементах дороги, проезжая часть, перекресток, о движении транспорта, пешеходов, о работе светофора, виды транспорта. Также с помощью ширмы можно организовать сюжетно – ролевые игры: «Спасатели», «Пешеходы и водители», «Медицинский кабинет». Многофункциональность пособия безгранична.

Наша группа в этом году  принимала участие в Муниципальном конкурсе по пожарной безопасности «Останови огонь» где заняли 1 место - бизиборд  «Каждый ребенок должен знать» и 2 место – сюжетно - ролевая игра  «Юные спасатели».  Наши работы отправлены на областной конкурс. Бизиборд  - занял 3 место.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами.

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе нашей группы. Мы будем продолжать осуществлять работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

"Перспективный план работы с детьми по теме: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста"

  План предназначен для работы с детьми младшего возраста по теме ОБЖ.Главные задачи плана:- формировать знания о простейших  правилах дорожного движения;- формировать знания о просте...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей младшего  дошкольного возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в совреиеннных условиях улицы, транспорта, природы, быта....