Конспект-экскурсия по мини-музею боевой славы в ГБДОУ№93
статья (старшая группа)

Гагарина Лариса Вацлавовна

Цель: сохранить память и уважение к павшим бойцам, через знакомство с экспонатами музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл exkursia_my_pamyat_khranim.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект экскурсии по мини-музею  боевой славы

«Мы память бережно храним» для детей старшего дошкольного возраста


Актуальность темы:
В соответствии  с ФГОС ДО программные требования включают в себя: формирования знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. В наше время в основном патриотическое воспитание ведётся со школьного возраста, а на дошкольников обращают меньше внимания.                
Цель: сохранить память и уважение к павшим бойцам, через знакомство с экспонатами музея.
Задачи:
•    Формировать семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к родному дому, городу.
•    Формировать чувства гордости за достижения страны, вызвать у детей сопереживательные эмоции, уважение к армии.
•    Воспитывать гордость за мужество воинов.
•    Развивать познавательные интересы (интерес к истории и культуре отечества, родному городу, к доступным явлениям общественной жизни).
•    Формировать интерес к коллективной, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности.
•    Развивать внимательность, коммуникативные и творческие способности детей.
Участники: дети старшей группы, воспитатели.
Предполагаемые результаты:
•    Вызвать интерес
к памятникам, к личным предметам героев.
•    Вызвать желание узнать больше информации о периоде В.О.В.
•    Сформировать знания у детей о быте солдата во время В.О.В.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, технология исследовательской деятельности.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование: запись песни: «Вечный огонь» - Владимир Златоустовский (От героев былых времён) - песня из фильма «Офицеры». Музыкальный центр, репродукция памятника «Вечный огонь», свеча, картон, CD диски, карандаши, клей.

Предметы музея: лопатка, мина, патроны, котелок, фляжка, каска, кружка, ложка, орден (Отечественной Войны первой степени).

Ход экскурсии:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сегодня поговорить о героях, о подвигах солдат. Вам это было бы интересно?  Знаете ли вы кто такой герой? Что означает это слово?
Дети: - ответы.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня узнать про жизнь солдата, его интересы, а может и подвиги через его личные вещи. Согласны?
Дети: - ответы.
 
1.
Дети садятся в круг.
 Воспитатель зажигает свечу и читает стихотворение.
«Свеча памяти»
                                                                           
        Пускай свеча,
        Не гаснет никогда,
        Горит в сердцах,
        Как память о войне.
        Мы помним тех,
        Кто победил врага,
        Дав жизнь и мир,
        Всем людям на Земле.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на горящую свечу и рассказать, какие чувства она вызвала, о чем они думали в этот момент.
Дети: - ответы.
Воспитатель: - Но, есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания.
Воспитатель тушит свечку и подводит детей к доске, на которой располагается репродукция памятника «Вечный огонь» на Пискаревском кладбище.
Воспитатель: - Дети вы когда-нибудь видели  такой огонь? С кем вы были? По какому случаю?
Дети: - ответы.
Воспитатель: - Дети этот памятник был воздвигнут в честь павших защитников Отечества. Вечный огонь был зажжен в их честь. Этот огонь горит вечно и не дает забыть наших героев. Он горит зимой и летом, днем и ночью и потому его называют вечным.

Воспитатель читает стихотворение:

Горит, сверкая, солнце в высоте,
           Плывёт в просторы голубого неба,
           А на гранитной розовой плите
           Лежат цветы, лежит кусочек хлеба.
            Год сорок первый…
            Год сорок второй…
            Хранит их память город над Невой.


Воспитатель: - На Пискаревском кладбище находятся братские могилы, в которых хоронили неизвестных солдат. Как вы думаете, почему этих солдат называют неизвестными?
Дети: - ответы.
Воспитатель: - А неизвестными они были потому, что при них не было документов и их не могли опознать. И этот огонь горит в память о том неизвестном солдате вещи, которого сохранились. Давайте представим, каким же был этот солдат с помощью вещей, которые его окружали. Давайте пройдем к нашему мини-музею и рассмотрим их.

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на эти предметы, что вы можете о них рассказать?

Дети: - ответы.

 Воспитатель: - Это армейский котелок. При раздаче пищи повар первое блюдо наливает в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.

                 Эх, дороги, пыль да туман.

                 Холода, тревоги да степной туман…

Воспитатель:  Да, и в жару, и в холод приходилось нашим солдатам без пищи, а может и без воды, двигаться на врагов. И, конечно, незаменимым другом в такое время становилась вот такая простая фляжка.  В ней солдаты хранили воду или чай. Фляжку они носили при себе на ремне, потому что вода человеку всегда была жизненно необходима, особенно во время войны. Обратите внимание, из какого материала изготовлена фляжка? Как вы думаете, почему они металлические, а не стеклянные? Солдат на фронте без фляжки – не солдат. Поэтому они всегда держали фляжку при себе. Чтобы не путать с чужой, красноармейцы могли нацарапать на ней свою фамилию.

Воспитатель: А это что такое? Для чего она нужна?

Дети: - ответы.

Воспитатель:  В годы войны каска спасала жизнь солдатам. В нашем музее есть каска времен В.О.В.

Дети: как хочется потрогать и примерить каску.

Воспитатель: Найденная каска говорит нам о том,  что на территории Ленинградской области шли тяжелые и ожесточенные бои.  Как вы думаете из чего сделана каска? (из стали)

Дети: - ответы.

Воспитатель: Каска была такой прочной, что фронтовики рассказывали: «Видели немцев в наших касках».  Как ни странно, враг предпочитал их своим.

Воспитатель показывает  и спрашивает у ребят:    

 -  Ребята, как вы думаете что это?
Дети разглядывают и высказывают свои версии.

Воспитатель: Это мины. Вот такими минами немецкие солдаты минировали поля, чтобы наши солдаты не могли к ним близко подойти и напасть, но русские сапёры делали проходы в минных полях и подрывали немецкие доты и дзоты (укрепления). Работа сапёра спасла много жизней. Когда сапёр находит мину, он её аккуратно выкапывает, чтобы она не взорвалась, специальной лопатой.

Затем воспитатель предлагает обратить внимание на лопату и подумать что ещё делал солдат с её помощью?
Дети: ответы.
Воспитатель: С помощью этой лопатки солдат копал окопы – углубления в земле, куда можно лечь и спрятаться от глаз противника.

Воспитатель: А это что такое?
Дети: ответы.
Воспитатель: Граната -   нужна для того, чтобы производить взрыв и уничтожать противника.
Воспитатель: Ребята, если он не боялся всё это держать в руках и защищаться, значит, каким был этот солдат?
Дети: ответы.

Воспитатель показывает солдатскую ложку и  предлагает поразмышлять, зачем она нужна солдату.
Дети: ответы.
Воспитатель: Ложка наравне с автоматом помогала солдату воевать. Солдат без ложки – голодный солдат, а голодный солдат не боец. Ложку держали при себе за голенищем сапога, царапали на ней свою фамилию. Поисковые отряды находят ложки и благодаря им узнают фамилии  бойцов, воевавших в местах раскопок.

         Алюминиевая  ложка как прекрасна, как проста,

         Но солдату эта ложка очень, очень дорога!

         С ней солдат не расстается

         На привале и в бою

        Алюминиевая  ложка помогает жить ему

        Ведь без ложки и без щей

        Будет наш солдат слабей

        А ему слабеть нельзя

        За плечами вся страна,

        За солдатом вся Россия

        И ему нужна так сила

        С автоматом наравне

        Ложка служит всей стране!

Воспитатель: Многие ветераны хранят свои ложки и говорят, что ложка прошла с ними всю войну. Ведь приём пищи для солдата – это не просто утоление голода. Это редкие минуты спокойного отдыха, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща или каши. В эти минуты он вспоминает и думает о своих родных и близких.

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомились с вещами неизвестного солдата. Глядя на эти предметы,  мы можем сделать вывод: на сколько, он  был смел и отважен. Что этот солдат был, лишён всяких удобств и ему приходилось выполнять тяжёлую работу, но он был терпелив и умел добиваться намеченной цели. Вечная память героям.

2. Физкультминутка: повторяем движения за воспитателем.
(Шагаем на месте, как солдаты, приставные шаги, поклон ветеранам, повороты влево, вправо, кругом…повторяем движения несколько раз).

Возвращаемся в группу с детьми.

3. Прослушивание песни: «Вечный огонь» - Владимир Златоустовский (От героев былых времён) - песня из фильма «Офицеры».
Воспитатель: О чем эта песня?
Дети: ответы.
Воспитатель: Какая она: грустная, веселая или торжественная?
Дети: ответы.
Воспитатель: Какие слова в этой песне главные?
Дети: ответы.

4. Воспитатель предлагает подойти детям к столам и выполнить поделку «Свеча памяти», в  память о неизвестном солдате!
После воспитатель предлагает «зажечь» все свечи и почтить память погибших солдат минутой молчания.

Подведение итогов:
Выяснить, что запомнили дети, что их потрясло или удивило, какие эмоции они испытали, дети любуются своим творчеством, после работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ

Приобщение детей к истории своего народа,своей Родины происходит через детский музей.Музей - это практический способ ознакомления детей с фактами и событиями прошлого....

РППС младшая группа. Мини-музей «Транспорт – боевой техники»

знакомство детей с различными видами транспорта;развитие умения классифицировать транспорт по видам;формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.В основу решения этих задач положен...

Проект для родителей и детей "Мини-музей боевой славы"

Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании дете...

Презентация "Мини-музей боевой славы"

Презентация "Мини-музей боевой славы"...

Мини- музей " Боевой славы"

Мини - музей " Боевой славы"...

Конспект экскурсии «Путешествие в мини – музей кукол» знакомство с экспозицией «Народные куклы»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.Задачи: - создать условия для формирования интереса детей к народным традициям и духовным ценнос...