Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования
методическая разработка

Темченко Ирина Николаевна

Актуальность выбранной темы

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Перед педагогами нашего коррекционного детского сада стоит важная задача формирования речи и ее дальнейшее развитее. Для развития речи детей большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяющих отразить в изображении свои впечатление об окружающим мире и свое отношения к нему. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей ОНР. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Опыт работы по теме:

«Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Воспитатель: Темченко Ирина Николаевна

                                        Введение.

Актуальность выбранной темы

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Перед педагогами нашего коррекционного детского сада стоит важная задача формирования речи и ее дальнейшее развитее. Для развития речи детей большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяющих отразить в изображении свои впечатление об окружающим мире и свое отношения к нему. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей ОНР. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Это и определило тему моей работы: «Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».

Степень новизны педагогического опыта заключается в том, что в нем проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.


Технология опыта

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Для достижения цели мною был определен ряд задач:

  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
  • Обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Развивать чувства композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Формировать умение оценивать созданные изображения;
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • Апробирование инновационных техник для развития художественных способностей детей
  • Воспитывать интерес у детей к изобразительной деятельности.

 Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сам того не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по одним критериям, одновременно проявились и низкие способности детей.

 Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения,  самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую

литературу. Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отсутствуют запреты и ограничения в этот момент  ребёнок абсолютно свободен.  Изучив методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения, новые публикации в периодических изданиях. Полученную информацию опробовала в работе с детьми.

      В практической деятельности я пользуюсь методиками и рекомендациями следующих авторов:

  • И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;
  • А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;
  • Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;
  • Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Практическая деятельность:

Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения. Я разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:

1.Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).

2.Совместное творчество взрослого (педагога) и ребят.

3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого.

         4.Самостоятельное творчество детей.

В учебный процесс я включаю самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, по ткани (батик), а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг).  Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

В своей работе я использую игровые приёмы: начинаю с упражнения-разминки с карандашом или кисточкой

  • Мадам Клякса приходит в гости;
  • Ниточка просит Кисточку научить её рисовать
  • волшебник Алладин  оставляет свою лампу и т.д.;
  • дети произносят заклинание, чтобы чудо произошло.

Также использую нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.).  Новый изобразительный материал вводится постепенно по мере ознакомления с ним ребят на занятиях.

Во время работы я использую музыкальное сопровождение, оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальный слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. Такая методика даёт возможность детям самостоятельно создавать изображение, отражая в них личное восприятие окружающего мира, заинтересованность ребёнка процессом художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют мне:

  • осуществлять индивидуальный подход к детям;
  • учитывать их желание и интерес в процессе детского творчества.

В основу моей работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.


          1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию. 

         2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей. 

         3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулирую к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность. 
        
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

          5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. 
        
В своей работе я опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности такие как:

7. Принцип наглядности. 

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.


        
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

         Учитывая значимость данного вида работы в группе создана и систематически обогащается эстетически-развивающаяся среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты:

         Оформлен ИЗО - уголок, где есть всё необходимое для самостоятельного творчества. Составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобраны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры: «Лабиринт», «Домики для пальчиков», «Цветные ладошки», «Радуга» и т.д. При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

         В работе с детьми постоянно провожу тематические выставки, творческие конкурсы детских работ, работ детей и родителей.

 Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи.

         С сентября 2019-2020 учебного года веду кружок «Чудо-пластилин», считаю, что дети очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в работе с пластилином. Согласовав эту идею с администрацией детского сада и родителями, разработала программу кружка с учётом лексических тем, где учитывала индивидуальные возможности детей, психологические особенности, сложности некоторых  техник нестандартного рисования. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Оно превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Благодаря этому дети развивают фантазию творчества, самостоятельности. Неотъемлемым стимулом были организованны общесадовские выставки детских работ. Дети увидели, что результат их творчества значительно интересен не только им, но и сотрудникам детского сада, а так же гостям. Вначале работы, столкнулась с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок захотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявили интерес чистоте, аккуратности ребёнка, но не к творческому порыву, поэтому было необходимо провести работу с родителями через семинар практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», где познакомила родителей с различными видами нетрадиционных техник рисования, после чего родители стали откликаться на просьбу детей, стали проявлять повышенный интерес к занятиям и работе кружка, видя результаты своих детей.

Результативность опыта

         Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы,, за счет эффиктивного использования современных технологий.

         - Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. 

         - Научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

         - Используют элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,
        
- Ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

         - Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

         Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).


        
В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.


        
Я ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.


        
Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.


        
Из опыта работы сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:


        
1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.


        
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.


        
3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.


        
4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

         Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень художественно – творческих способностей детей повысился, это видно из результатов диагностики.

Результаты освоения образовательной программы  по художественному – творчеству    за 2019-2020г.г.

Данные, полученные в результате мониторинга развития художественных способностей дошкольников по направлениям образовательной программы, представлены в следующих гистограммах по итогам 2019-2020 учебного года.   Общее количество диагностируемых детей -38 человек.

 Возраст 5-6

Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания.  

уровень

высокий

средний

низкий

Сентябрь-2019

16,1

50,4

33,5

май-2020

18,2

54,6

27,2


        
Результатом кропотливой работы по развитию художественно - творческих способностей детей стали персональные выставки рисунков в детском саду, такие выставки проходят ежеквартально, выставки рисунков кружка «Чудо-пластилин» ежемесячно.

- участие в районных конкурсах.

В планах на следующий год:

  1. На занятиях с детьми:
  • Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
  • Показать способы сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;
  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
  • Использовать занятие на улице;
  • Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;
  1. В работе с родителями:
  • Запланировать 4 семинаров – практикумов, пополняя знания родителей о способах нестандартного раскрашивания;
  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;
  • Ежемесячно проводить анкетирование на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
  • Организовывать различные выставки работ родителей с детьми, выполненными в домашних условиях;
  • Продолжать пополнять альбом «Мы и краски»;
  1. В работе с педагогами:
  • Запланировать 4 – 5 семинаров – практикумов с методическими рекомендациями для использования элементов нестандартного раскрашивания в совместных занятиях с детьми по изобразительной деятельности;
  1. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию художественных способностей, через нетрадиционные техники рисования "По дороге добра"

Способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»...

Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Актуальность.Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразитель...

Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Технологии развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования...

Технология развития художественных способностей средствами нетрадиционных техник рисования

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.Изобразительная дея...