Краткосрочный проект по развитию речи "Здравствуй, сказка"
проект по развитию речи (младшая группа)

Наталья Викторовна Иванова

Цель: формирование речевого развития детей второй группы раннего возраста посредством приобщения к сказке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_skazka.docx78.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»

            Краткосрочный проект по развитию речи

            "Здравствуй, сказка".

https://i.pinimg.com/originals/b7/f1/49/b7f149f0ae7e0cb210c24c2bdeba4bcc.jpg

                                                                       Подготовили воспитатели:

                                                                       Кравченко Н.В.

                                                                       Иванова Н.В.

г. Гагарин, 2020 г.

Актуальность проекта

        Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность - дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным и наоборот.В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

        Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывает любовь к книге. Проект "Здравствуй, сказка" мы выбрали потому, что эта тема наиболее близка нашим малышам. Поскольку многое дети имеют недостаточный словарный запас и плохо говорят, в проекте мы постарались при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире.  

        Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.         Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому изложению и знакомым жизненным ситуациям. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению словарного запаса. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. В устном народном творчестве как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

        Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Внимательно рассматривая иллюстрации,  ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.

Цель:  формирование речевого развития детей второй группы раннего возраста посредством приобщения к сказке.

Задачи: 

Образовательные:

 - учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, выделять характерные особенности животных;

- способствовать формированию интереса у детей к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам;
 - создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Развивающие:

 -  развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
 - развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, интерес к сказкам.

Воспитательные: 

 - учить играть дружно, вместе, не ссориться;

- воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки.

Тип проекта: информационно-познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный , (1 неделя)

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Методы: игровые, словесные, наглядные, практические.

Формы: ООД, беседы, объяснение, рассказывание, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровые ситуации, работа с родителями.

Ожидаемые результаты для детей:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками. 
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций. 
3. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас. 
4. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям. 
5. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях. 

Результаты проекта: 

1. Дети  познакомились со сказками.

2. Дети  научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

4. Дети были зрителями  кукольных спектаклей.

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы и актуальности проекта.

2.Постановка цели и задач.

3.Определение форм и методов работы.

4.Подбор аудио записей сказок, иллюстраций к сказкам, мультипликационных фильмов.

5.Приготовление материалов для совместной деятельности с детьми.

6. Подбор художественной литературы.

7.Оформление книжной выставки.

8. Подбор методического и дидактического материала.

9. Оформление папки-передвижки для родителей по теме проекта.

Основной этап:

Пятница    сказка «Курочка Ряба»:

- Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба».

- Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке.

- Лепка «Червячки  для Рябы».

- Настольный театр «Курочка Ряба».

- Рисование красками «Яйцо для Курочки Рябы».

Понедельник    сказка «Колобок»:

- Чтение сказки «Колобок» с показом иллюстраций.

- Рисование карандашами «Колобок».

- Подвижная игра «Веселый колобок».

- Кукольный театр «Колобок».

- Рассматривание плоскостных кукол к сказке «Колобок».

- Лепка «Колобок».

Вторник    сказка «Репка»:

- Чтение сказки «Репка».

- Рисование красками с элементами дорисовывания «Репка».

- Показ сказки «Репка».

- Прослушивание сказки «Репка» перед дневным сном.

- Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке.

Среда      сказка «Теремок»:

- Рассматривание иллюстраций «Дикие животные».

- Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

- Конструирование «Построим теремок».

- Чтение сказки «Теремок» .

- Просмотр мультфильма «Терем- теремок»

Четверг       сказка «Маша и медведь».

- Чтение сказки  «Маша и медведь»

- Рисование «Цветы для Маши».

- Подвижная игра «У медведя во бору».

- Ролевая игра «Напоим Машу чаем».

- Просмотр мультфильма «Маша и медведь».

Пятница(итог) – выставка совместных работ родителей и детей  по одной из сказок на выбор (книжка -малышка, аппликация, рисунок, поделка из бросового материала, из пластилина ит.д.), фотоотчёт о проделанной работе воспитателей.

Заключительный этап:

Мероприятие

Участники

Примечание

Выставка совместных работ родителей и детей  по одной из сказок на выбор

Родители, дети

Оценка результатов и отчетность

        В результате проведенных мероприятий дети познакомились с русскими народными сказками. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Ребятишки  обогатили словарный запас.

        Проектная деятельность очень эффективна в работе с дошкольниками. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. В результате проведённого проекта увеличилась доля детей с развитой речью, у детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными.

Консультация для родителей

"Роль сказки в жизни ребёнка".

«Сказка – великая духовная культура народа, 
которую мы собираем по крохам, 
и через сказку раскрывается перед нами  
тысячелетняя история  народа».

А.Н.Толстой

        Сказка формирует духовно-нравственное, трудовое, эстетическое,  умственное  воспитание детей, нормы поведения в обществе и отношение к окружающей жизни. С помощью сказки передаются накопленные знания и социальный опыт от одного поколения к другому, в сказках  отражены представления народа о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Народные сказки всегда были доступны,  интересны и понятны детям, их сюжет и поступки сказочных героев заставляют ребенка думать, рассуждать, они помогают ему разобраться в своих собственных  поступках, учат  жизненной мудрости. 


«Сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам – урок».
 

                                                                                                     А.С.Пушкин

        Сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли. Но, к сожалению, сегодня взрослые чаще всего знакомят детей  с диснеевскими мультфильмами, а не с русскими народными сказками, что, безусловно,  является серьезным упущением в воспитании детей и в приобщении их к народной культуре.

        Подробно слушая сказки, дети постигают взаимоотношения людей, ищут выход из трудных ситуаций и преодолевают различные трудности, и самое главное, учатся отличать добро от зла, верить в силу правды и  справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка. 
        Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка  помогает  детям разобраться  в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни. Все эти моменты делают   сказки ценным материалом для  воспитания  детей дошкольного возраста.
        Сказки развивают  фантазию, мышление, внимание и память.  Почти все  дети  любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности,  развивает речь малыша,  творческие способности. И потом,  на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.
        Сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок  малыша. Впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми  те чтения и обсуждения сказок, которые были  с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы.

         Несмотря на то, что в наше время существуют сказки в аудиофайлах, в медиафайлах,  живого общения взрослого с ребенком никто не заменит. Никто не требует отказываться от современных технических средств использования  сказок, но и  старомодное чтение сказок в кругу семьи нельзя забывать. Ведь магнитофон или компьютер не могут задать ребенку вопрос, разобрать непонятные слова, сравнить поступки героев. Это может сделать только живой человек, в первую очередь – мама. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием, с хорошим настроением  - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, удовольствие передадутся и ребёнку. 
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
        Так какие же сказки  читать своему ребенку?
        К выбору сказки для ребенка следует подходить осознанно. Чтобы правильно выбрать сказку, нужно учитывать и возраст ребенка, и особенности его темперамента. От сказки на душе у малыша должно становиться радостно.

        Дети очень любят читать сказки в стихах. Стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и скоро они вслед за вами начнут повторять строчки из «Мухи-Цокотухи», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» или стихов Маршака и Барто. Постепенно ребенка нужно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Буратино», «Золушка»,  «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, Ершова, некоторые сказки Пушкина.
        Самое важное для детей – правильное осознание смысла прочитанного.
 А поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Делайте это как можно чаще и как можно дольше. Помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих детям правильно, гармонично развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в средней группе "Сказка- для светлого ума закваска"

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

Краткосрочный проект "Папа, почитай мне сказку!"

Вовлечение родитедей, а именно пап в процесс воспитания....

Краткосрочный проект в подготовительной группе « Сказки в жизни детей»

Приобщать детей к художественной литературе, развивать коммуникативные навыки, прививать интерес к театральной деятельности...

Краткосрочный проект в средней группе «СКАЗКИ РОЖДЕСТВА»

Проект направлен на формирование у детей интереса к основам православной культуры, создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно- нравственных качеств каждого ребёнка....

Краткосрочный проект по развитию речи на тему : Народная сказка "Рукавичка"

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей, т. к. играет большую роль в формировании личнос...

Краткосрочный проект "В гостях у сказки"; Долгосрочный проект "Витамины - наши друзья" в группе раннего возраста

Краткосрочный проект«В гостях у сказки» в группе раннего возраста.Авторы проекта:Воспитатели группы раннего возраста «Звездочки»Подготовила: Фай А.А.Тип: информационн...

Краткосрочный проект по развитию речи детей 2 младшей группы по сказкам К. И. Чуковского "Чудо-дерево"

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Продолжительность проекта:...