МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Маршрут выходного дня:«Путешествие к озеру Долгое"
методическая разработка (подготовительная группа)

Савченко Алёна Викторовна

Маршрут выходного дня. Тема: «Путешествие к озеру Долгое».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_vyhodnogo_dnya.docx546.27 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрут выходного дня.

Тема: «Путешествие к озеру Долгое».

Как добраться: путь к этому озеру можно совершить двумя способами. Первый способ пройти весь маршрут пешком.  А второй пройти часть пешком и на общественном транспорте.

Автобус №180.

Время пути: от улицы Маршала Новикова, 2к2 -14 мин, 1,2 км. 182до «Озера Долгое».

 Возраст детей: дошкольники.

 Цель: Знакомство детей с понятием - озеро (водоём). Познакомить ребенка с  разными природными  водоемами  (река, озеро, ручей и т.д.). Формировать  основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, правильного  отношения к окружающей среде, животному, растительному, водному миру.

Полезная информация об объекте:

Озеро - это природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. «Озеро Долгое»  получило такое название за свою вытянутую форму. Потом известно что «Озеро Долгое»  ещё с допетровских времен: на финских картах обозначалось Питкяярви («длинное озеро»). Расположено в парке «Озеро Долгое» вдоль ольховой улицы между улицей Маршала Новикова и проспектом Королева. Во время застройки жилищного района в 1980-е годы «Озеро Долгое»  значительно обмелело, уменьшилась его площадь.

Подходя к озеру можно рассказать по пути несколько сказок об озере, для того, чтобы ваш ребенок оказался в мире таинственном и интересном. Пусть этот мир будет ваш и вашего ребенка. Обратите внимание на берега и растительность, которая окружает это озеро.  Если подойти к озеру поближе, то сразу видно, что по берегам растут ольха и ива, а вдоль кромки воды - тростник, камыш, рогоз. Чуть дальше, по поверхности озера заметны кувшинки, кубышка жёлтая. Дайте детям знания что, озеро Долгое находится в черте города, и оно служит домом, защитой, и питанием для множества птиц, насекомых, растительности и рыб. Это малый мир в большом мире природы.

Рассматривая растительность деревья, кусты, траву помните о том, что, наблюдая за природой вы лишь гость. Предложите ребенку рассмотреть травинки у воды с точки «великана», он обязательно удивится. Маленький кустик может быть домом для маленького мотылька, причудливый ствол дерева быть жилищем для какого- то зверя. Наблюдая за деревьями, насекомыми, рыбами, птицами   обращайте внимание на ствол, крону, форму листьев, цвет. Обратите внимание на цвет природы (защитный «камуфляж»).

Важно для ребенка и ваше присутствие рядом с ним.  Наблюдая мир природы, обратите внимание на красоту, растения, животных, птиц. Прогуливаясь по берегу озера, слушайте с детьми звуки природы: шум воды, крики чаек.

Знакомство с растительным миром.

Разные  виды  ивы  получили  в  народе  собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита, ветла, чернотал. Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге – это огромные 30-метровые деревья. У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте – где-то совсем рядом есть вода – пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз – значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами. Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.
Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком – корешком, а вверх поднимается стебелек.
Молодыми побегами ивы питаются многие животные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне  лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки.

Загадки.

Глядятся расцветки в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды
В нём всё отражается ...

Как это зеркало называется?    (озеро)

Почки – серебряные,
Цветки – золоченые,
А кожа на ветке —
Красной. (Верба)

Словесные игры

«Найди по описанию», «Третий лишний».

Стихи.

Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

(И. Токмакова)

Сказка  «Спор деревьев»

Однажды маленькая птичка летела через лес и решила она отдохнуть. Села она на ветку березы и стала чистить свои пёрышки. И вдруг, слышит сквозь шум листвы такой разговор. «Я, самый главный в лесу»- сказал могучий кедр. «Я много делаю добра, мои орешки едят белки, бурундуки, а шишки со вкусными орехами собирают люди». «Нет, я самая главная» - сказала ёлочка. «Я украшаю лес и дома людей в Новогодний праздник, меня украшают, вокруг меня водят хороводы, поют песни». «Нет, я самая главная» - ответила сосна. «Под моими корнями строят норы звери, я им даю приют и тепло, а еще дятел делает дупло для белочек, значит я самая главная!» «Я тоже главная в лесу»- сказала береза. «Я красивая, стройная, мною любоваться можно, посмотрите какие тонкие у меня веточки, а сколько на моих ветвях вьют гнёзда птицы. И в знойный день под моей тенью можно найти прохладу, а ещё я даю полезный березовый сок». Тут и другие деревья, и кустарники присоединились к спору: клён, осина, черёмуха, рябина. Каждое дерево говорило, что оно самое главное в лесу. Слушала, птичка, слушала и говорит: «Что же вы спорите, без вас и леса бы не было, не где было бы лесным зверям и птицам жить. Вы всем даёте приют и пищу, оздоравливаете  воздух, не обойтись без вас никому, вы все главные в лесу!» Притихли деревья, подумали о том, что сказала им маленькая птичка, а ведь и правда, права птичка, каждое дерево приносит свою пользу. А маленькая птичка, отдохнув, полетела дальше, и долго деревья махали ей вслед своими ветвями.

Подвижные игры

П/и «Поедем в лес»

Цель: уточнить названия растений, развивать ориентировку в пространстве.

Взрослый изображает паровоз.

Чух! Чух! Тых-чу!

Тых-чу, вор-чу!

(Дети стоят на месте, в такт тексту двигают

вперед – назад руками, топают ножками.)

стоять на месте не хочу!

Колесами сту-чу, вор-чу,

Садись скорее, прока-чу!

Поезд начинает двигаться сначала медленно, затем «едет» быстро.

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повез.

Чу-чу-чу!

Но вот остановка. «Шшшш!». «Куда это мы приехали?»  «Поезд привез всех к озеру, где растут цветочки».  «Поезд» едет через мостик в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Цель опыта: познакомить со свойствами воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается).

Оборудование:

Оборудование: 2 стаканчика: один стаканчик с чистой водой, один стаканчик с «грязью».

Ход  эксперимента: Перед началом эксперимента расскажите ребенку занимательную сказку. (Сказка  «Маленькое озеро).

Сказка «Маленькое озеро»

“Жило-было одно маленькое озеро.  Вода в нём была прозрачная. Если посмотреть в него, можно увидеть, как резвятся рыбки – яркие, серебристые. Поэтому озеро называли Чистым.

Вокруг озера рос камыши – высокие, стройные, красивые. Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы. Одна из них была очень весёлая и озорная.

Каждую весну на озеро прилетали прекрасные белые птицы – лебеди. Они вили в камышах гнездо, а летом в этом гнезде появлялись малыши-лебеди.

Глубоко на дне озера жил старый сом. Он был очень большой и умный. Он всё знал. Озорные жители – рыбки, лебеди, стрекозы – уважали его.

Солнышко своими лучами согревало маленькое озеро. Все вокруг любили чистое озеро и заботились о нём.

Но вот однажды пришли к озеру нехорошие люди. Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало. Эти люди решили, что Чистое озеро теперь принадлежит им. Они построили на берегу озера огромный дом. В этом доме никто не жил, у него была большая труба, а оттуда в Чистое озеро стекала грязь чёрная – чёрная.

Маленькое Чистое озеро заболело  оно стало совсем чёрным. Думали-гадали друзья озера: что же делать, ведь злые люди совсем погубят его. Рассердился старый сом на этих людей, хлопнул по дну хвостом, поднялась большая волна и разрушила дом. Дом-то разрушила, да вся грязь от него и чернота попали в озеро. Поняли все обитатели озера, что без солнца не обойтись, не справиться с бедой.

Посылает солнышко свои лучики по всему миру: может, попадут они в добрые сердца людей, а они помогут озеру. И, правда, нашлись такие люди. Их сердца были открыты, пришли на помощь. Лебеди, стрекозы, сом, солнышко и добрые люди долго чистили озеро. Трудная была эта работа, но все вместе справились.

Стало маленькое озеро опять чистым. Друзья заботились о нём. Теперь рядом были добрые люди с открытыми сердцами. Они заботились об озере, оберегали его и любили все вокруг”.

Вот такая была история. Скажите, пожалуйста, почему маленькое озеро называли Чистым? Кто жил в глубине озера? Кто прилетал на озеро каждую весну? Что сделали злые люди? Кто помог озеру? А если бы вы услышали зов о помощи, помогли бы вы озеру? Часто ли вы выезжаете со своими родителями на природу? Давайте вспомним с вами как нужно вести себя на природе.

Вывод. Не бросать мусор, перед отъездом костёр потушить, мусор закопать, пластиковые пакеты и бутылки забрать с собой, потому что природа не сможет их переработать.

Ход эксперимента: 

Экспериментальная деятельность тоже будет помогать Вашему ребенку в познании этого мира. Прозрачная вода, мутная. Какая вода лучше для водного мира, чистая или грязная? Почему?

Взять воды из водоема и посмотреть на нее. (она чистая) а если в нее добавить земли, то она становится грязной. Могут ли рыбы, растения  в ней жить. Нет. (вывод нельзя загрязнять водоемы и природу).

Правильно. А как думает, ваш ребенок, какой из этих водоёмов подходит больше для жизни сома, лебедя, стрекозы? Озеро. Правильно.  Этот дом называется озером.

Совместная продуктивная деятельность.

Рисование восковыми мелками: Загадочное озеро.

Цель: Знакомство ребенка с техникой рисунка восковыми мелками. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность.

Оборудование: плотная белая бумага, цветные карандаши, восковые мелки.

Предложить ребенку нарисовать деревья, кусты, птиц, озеро. Словом, все то что, ему понравится на природе. Это может быть совместный рисунок вас и вашего ребенка.  Например, дерево рисуете вы, а ваш ребенок озеро. Пусть этот рисунок украшает ваш дом. Напоминая о путешествии к озеру.

Естественные водоемы это-реки, озера, ручьи.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253064/cf14ccb0_190f_0133_5519_376a9c593878.jpg         https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253065/d0892d60_190f_0133_551a_376a9c593878.jpg            https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253066/d1fef2b0_190f_0133_551b_376a9c593878.jpg

         Река.                             Озеро.                           Ручей

Что такое озеро?

Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Состоит оно из озерной чаши или ложа, заполненного водой до края. Этот водоем не соединяется с морем и океаном.

Типы озер

 Как правило, озера бывают естественные и искусственные. В первом случае они образуются природным путем, в то время как искусственные озера – создание человека. Положение воды в озере может быть наземным и подземным. Воды, находящиеся на поверхности, участвуют в кругообороте, в то время как подземные воды не принимают в этом участия. Наличие минералов в воде позволяет делить озера на пресные, ультрапресные, а также соленые.Каким бы ни был водоем, естественным, искусственным, он украшает нашу землю, радует нас своей красотой. В пресных водоемах мы берем воду, без которой не обойтись ни в быту, ни на производстве. В водоемах мы  купаемся, рядом с ними загораем, по воде путешествуем на судах, перевозим грузы. Значение водоемов в природе велико. Пресная вода является важнейшим условием существования человека на Земле, а для животных, которые живут в воде, это еще и единственный дом. В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, воздух и растворенные минеральные вещества.

Экосистема озера.

Растения водоемов. Какие же растения растут и какие животные обитают в пресных водоемах? Оказавшись у водоема в теплое время года, вы могли наблюдать только тех его обитателей, которые живут на поверхности. Но жизнь в водоеме есть везде: и у берегов, и на поверхности, и в толще воды, у самого дна и на дне. На берегах водоемов можно увидеть листья и стебли камыша, тростника, рогозы, стрелолиста. Небольшая глубина  позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема. Если рассмотреть срез стеблей тростника, камыша, рогоза, то можно увидеть воздушные каналы, которые проходят в стеблях этих растений. Воздухоносные каналы есть и в листьях, и в корнях водных растений.

https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/44973/234279686/S122x122                    https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/61037/132624515/S122x122                     https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/114969/234253752/S122x122

Тростник                                 Рогоз                                 Камыш

У кувшинки белой и кубышки желтой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами, по которым проникает кислород, необходимый для дыхания. Срывая цветок, человек  наносит вред всему растению. В место разрыва в растение начинает проникать вода, это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели всего растения.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253070/d81fcee0_190f_0133_551f_376a9c593878.jpg                          https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253071/d9a44c80_190f_0133_5520_376a9c593878.jpg

             Кувшинка белая.                                               Кубышка желтая.

Трава ряска в виде мелких зеленых пластинок тоже плавает на поверхности водоема, но корнями ко дну не прикрепляется, а в толще воды – мельчайшие зеленые водоросли, рассмотреть их можно только под микроскопом. Но их присутствие выдает цвет воды. Когда их в водоеме очень много, цвет воды становится зеленым.

http://ejv.ru/img/636392787901479080.jpg

Ряска

 

Насекомые

Какую роль играют растения в жизни многочисленных жителей водоемов? Во-первых, зеленые растения под воздействием солнечного света из воздуха берут углекислый газ, а выделяют в воду кислород, необходимый для всех животных. Во-вторых, в зарослях водоема находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы. Животные в водоемах есть везде: на поверхности и в толще воды, на берегу, на дне, на водных растениях. Главные связи между животными и растениями – пищевые. Вот водомерки стремительно бегут по поверхности воды и охотятся на комаров и других мелких животных.

Водомерка.

Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их и держит. А на водных растениях обитают улитки: прудовик и катушка.

  https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253074/de61dbd0_190f_0133_5523_376a9c593878.jpg    https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253075/dfef0d80_190f_0133_5524_376a9c593878.jpg     https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253076/e169f590_190f_0133_5525_376a9c593878.jpg

       Водомерка                  Пудовик                        Катушка

Без кого же река жить не может? Очень маленькие рачки водоемов, дафнии и циклопы, живут и зимуют в воде. Их величина немного больше запятой в книжке.

Дафния -Самое примечательное у дафнии длинные усы. Взмахнут усами, резко опустят, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. У циклопа есть непарный лобный глазок, из-за которого он и получил свое название.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253077/e2cb1490_190f_0133_5526_376a9c593878.jpg

Циклоп. - Без рачков река жить не может, так как они очищают воду от невидимых глазу бактерий, зеленых водорослей и мельчайших животных, если бы не рачки, река быстро бы переполнилась ими. Дафнии и циклопы, как и другие обитатели речки, питаются этими организмами, тем самым очищая воду. Сами служат кормом малькам рыб, моллюскам, головастикам, личинкам насекомых.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253078/e4367360_190f_0133_5527_376a9c593878.jpg

Жук плавунец. - Охотится на других насекомых, а также червей, улиток, головастиков. Лягушки кормятся в прибрежных частях водоемов, в основном летающими насекомыми, а сами являются кормом для тритонов и хищных рыб, окуня и щуки. За рыбой и тритонами охотятся цапли, чайки, зимородки.

Плавунец-жук-Образ-жизни-и-среда-обитания-жука-плавунца-1

Стрекоза - Всем стрекозам нужна вода, потому что только там могут жить их личинки. Личинки не похожи на взрослых стрекоз, только глаза у них одинаковые. Каждый глаз состоит из почти 30 000 крохотных глазков.

Оба глаза выпуклые, благодаря чему стрекоза одновременно может смотреть во все стороны. Все стрекозы хищники, они охотятся в воздухе, на лету хватают насекомых.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253081/e8964d80_190f_0133_552a_376a9c593878.jpg                 https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/253083/ebaf0170_190f_0133_552c_376a9c593878.jpg       

 Птицы:

Стрижи - семейство длиннокрылых птиц. Клюв короткий, с широким разрезом. Крылья длинные, узкие, серповидные. Ноги короткие, 4 пальца направлены вперед. Стрижи собирают гнездовой материал и скрепляют его слюной, затвердевающей на воздухе. По твердой поверхности они способны лишь ползать. Кормятся летающими насекомыми. Пьют, собирают гнездовой материал, спят на лету. Гнезда располагают высоко.

Стриж-птица-Образ-жизни-и-среда-обитания-стрижа-2

Чайки. - трудно себе представить озеро без чаек. Неутомимые летуны, они отлично регулируют свой полет. Он, то стремительный, то спокойный, то совсем медленный, а то птица будто застывает на одном месте, чтобы лучше рассмотреть добычу. Чайки прекрасно плавают, спокойно, как поплавки, покачиваясь на волнах. Кормом чайкам кроме рыбы служат различные насекомые, моллюски, ягоды, черви, яйца птицы, грызуны и отбросами свалок. Умные, наблюдательные, они приносят пользу людям как санитары водоемов, вылавливая больную и слабую рыбу.

https://zelenyjmir.ru/wp-content/uploads/2017/06/CHayka-11-1.jpg

Лебеди - род птиц семейства утиных. Удивительно красивые птицы с белым оперением.

Белый лебедь

Утка-кряква — это птица средних и небольших размеров с относительно короткой шеей. Окраска оперения разнообразна, у многих видов на крыле имеется особое зеркальце. Кормится растительной пищей.

http://www.stihi.ru/pics/2010/06/16/3642.jpg

Рыбы:

Карась - на зиму обыкновенные караси закапываются в ил и выживают даже в сильные морозы. В благоприятных условиях карась быстро растет. Он питается растительными и животными организмами.

http://akvariumnyerybki.ru/wp-content/uploads/2015/12/karas-v-akvariume_1.jpg

Окунь - пресноводная хищная рыба, на первом спинном плавнике сзади черное пятно. Хвостовой плавник и плавники на брюхе красные.

http://o-polze.com/wp-content/uploads/2016/06/PercaFluviatilisGSchmida.jpg

Гольян - рыба семейства карповых. Тело толстое, высокое. Рот небольшой, конечный, глоточные зубы двуядерные, слегка сжатые с боков, зеленоватым отливом и мелкими пятнышками. В зависимости от прозрачности и цвета воды в водоёме окраска гольяна может быть темнее и светлее. Гольян озёрный предпочитает не чистую воду, а заиленные водоёмы. Это стайная рыба, большую часть жизни проводит в придонных слоях. В летний период держится в прибрежной полосе среди водной растительности. Зиму эта рыба проводит, зарывшись в ил, подобно карасю или линю. К нересту гольян озёрный приступает довольно поздно в мае-июне. Основным кормом гольяну служат водоросли, детрит, личинки насекомых и другие придонные организмы. Реже в его рационе присутствуют насекомые.

http://forum.vitawater.ru/sites/default/files/imagepicker/24418/golyan_obyknovennyy.jpg

Щука - Туловище рыбы отличается вытянутой, удлиненно-стреловидной формой. Голова щуки длинная, с узким рылом, нижняя челюсть заметно выступает вперед. Хищную рыбу отличает необычное строение ротовой полости, благодаря чему ее прозвали “речной акулой”.

http://ekvideo.com/images/thumb/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%89%D1%83%D0%BA%D1%83-.-Spearfishing.-Big-pike-584742.jpg

Подготовил воспитатель: Савченко А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут выходного дня "Путешествие паровозика Непоседы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11701695","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11701706","...

Методическая разработка "Маршрут выходного дня. Памятка родителям о музеях города Санкт-Петербурга и города Пушкина"

Музеи – замечательные помощники для мам и пап, которые хотят развить в своём ребёнке заложенное природой и дать ему широкий кругозор, что поможет маленькому человеку обрести собственное видение ...

Методическая разработка Маршрут выходного дня “Я качу-качу, быстрее ветра лечу! ”

Методическая разработкаМаршрут выходного дня “Я качу-качу, быстрее ветра лечу! ”Составитель Воспитатель Ускова Д.Н.Цель: Катание на самокатах и велосипеде способствует развитию динами...

Культурно-образовательная практика- маршрут выходного дня «Путешествие за новогодним настроением»

Культурно-образовательная практика на тему «Путешествие за новогодним настроением» проводилась в младшей группе для улучшения взаимодействия между участниками образовательного процесса. Использование ...

Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективное средство взаимодействия с родителями воспитанников»

Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективноесредство взаимодействия с родителями воспитанников» Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимоде...

Методическая разработка маршрута выходного дня для старшей группы «Малая дорога жизни»

Маршрута выходного дня для старшей группы «Малая дорога жизни»...