Проект по обучению грамоте в подготовительной группе "Игры со звуками и словами"
проект (подготовительная группа)

Романенок Валентина Васильевна

Обучение элементам грамоты детей предшкольного возраста  через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_gramote.docx805.29 КБ

Предварительный просмотр:

детсад.jpg

Автор: Романенок В.В.

Воспитатель первой квалификационной категории

2017-2018 уч.г.

Актуальность.

  В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие дошкольников прописана задача -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

   Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

В результате первичной диагностики выяснилось, что из 13 воспитанников

низкий уровень-  15 % (2 детей);

средний уровень – 85%  (11 детей);

высокий уровень – 0 %.

Дети затрудняются в:

- выделении звука на фоне слова;

- определении позиции звука в слове;

- подборе слова на заданный звук;

- не владеют понятиями «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.

Цель проекта: обучение элементам грамоты детей предшкольного возраста  через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.

   Задачи: 

1. Изучить методическую литературу по вопросам обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

2. Запланировать работу по обучению детей грамоте в игровой форме во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей (законных представителей).

3. Развивать фонематический слух, формировать языковой анализ и синтеза (звуковой анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, анализ и синтез предложения).

4. Воспитывать у детей любознательность, познавательный интерес, стремление наблюдать за явлениями языка, сознательно использовать различные языковые средства в собственной речевой деятельности.

5. Координировать усилия детского сада и семьи в решении вопроса подготовки дошкольников к овладению грамотой.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

 Участники проекта:  воспитанники 6-7 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

 Срок реализации проекта:

Долгосрочный:  октябрь 2017 г.  – май 2018 г.

Реализация проекта предполагает:

  • совместную деятельность родителей и детей;
  • взаимодействия педагогов с родителями;
  • взаимодействие педагогов с детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Ожидаемые результаты:

· имеют представления о слове, части слова, предложении, звуке,

· умеют правильно использовать термин «слово» в речи,

· умеют сравнивать слова по звучанию, по протяженности,

· умеют делить слова на части,

· умеют составлять простые предложения из двух-трех слов,

· умеют выделять слова в предложении,

· умеют интонационно выделять звук в слове,

· умеют находить и подбирать слова с заданным звуком,

· умеют определять место звука в слове

План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап.

(октябрь – ноябрь 2017 год)

  • Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
  • Составить конспекты  непосредственной образовательной деятельности.
  • Разработать перспективное планирование игр по подготовке к обучению грамоте детей
  • Обновить развивающую среду.
  • Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

(декабрь 2017 г. – май 2018 г.)

  • Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
  • Внедрить новые формы работы с детьми.
  • Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в  обучении дошкольников грамоте в игровой форме.
  • Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения педагогической компетенции по вопросам речевого развития.
  • Осуществить контроль реализации проекта.
  • Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

Заключительный этап.

(май 2017  года)

  • Провести мониторинг по  результатам реализации  проекта.
  • Презентация проекта.
  • Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. 

План реализации проекта.

Организационный этап

Срок реализации: октябрь - ноябрь

 

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель

1, 2 неделя октября

2

Составление перспективного плана игр по подготовке к обучению грамоте

Воспитатель

Октябрь

3

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель

1, 2 неделя октября

4

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

Воспитатель

1, 2 неделя октября

5

Составление плана практического этапа.

Воспитатель

Октябрь

  

Практический этап

Срок реализации:  (ноябрь 2017 г. – май 2018 г.) 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Проведение НОД по обучению грамоте.

Дети.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

Проведение игр по подготовке к обучению грамоте

Дети.

Воспитатель

Согласно перспективного плана.

3

Создание презентаций средствами PowerPoint для  НОД.

Дети.

Воспитатель

По мере необходимости.

4

Проведение артикуляционной гимнастики

Дети.

Воспитатель

Ежедневно.

5

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Родители.

Воспитатель

в течение реализации проекта.

6

Совместная деятельность с детьми.

Дети.

Воспитатель

Согласно календарно-перспективного планирования.

7

Самостоятельная деятельность детей.

Дети.

Воспитатель

Ежедневно.

8

Обобщающее игровое занятие

«Поможем Незнайке».

Дети, родители.

Воспитатель

Январь.

9

Промежуточный мониторинг детей.

Дети.

Воспитатель

Январь.

10

Семинар – практикум «Обучение грамоте детей 6- 7 лет через игру».

Родители.

Воспитатель

Октябрь.

11

Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка слов».

Родители, дети.

Воспитатель, учитель-логопед.

Ноябрь.

12

Конкурсы «Сделай букву сам»,

Родители, дети.

Воспитатель.

Март.

13

Конкурс «Придумай сказку о звуке»

Родители, дети

Воспитатель

Февраль

14

Создание игр: «Светофор - ударник», «Составь слово по первым буквам»

Родители.

Воспитатель

Январь.

15

Семинар – практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Воспитатели

Воспитатель

Декабрь

16

Итоговое родительское собрание.

Родители.

Воспитатель

Май.

 

Заключительный этап

Срок реализации: 1, 2 неделя мая

 

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Обобщающая игровая НОД

Родители, дети

Воспитатель

Май

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей   и результатов проекта.

Дети.

Воспитатель

Май.

3

Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации

 

Воспитатель

Май.

4

Презентация проекта

 

Воспитатель

Май.

Перспективный план игр по подготовке к обучению грамоте детей  предшкольного  возраста.

1.Выделение звука на фоне слова

Название игры, цель

Оборудование

Ход игры

«Где звук?»,

Ц.: Развитие умений определять, где находится звук.

Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук.

«Где спрятался звук?»,

 Ц.: Развитие умения устанавливать место звука в слове.

У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.

Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.

«Узнай звук»,

Ц.: Развитие умений находить слова с изучаемым звуком.

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

«Выдели звук»,

Ц.: Развитие умений выделять первый звук в слове.

Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка.

Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку.

2. Дифференциация гласных и согласных.  

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Найди место», Ц.: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»

Ц.:Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет» Ц.: Закрепление знаний  о гласных звуках.

У воспитателя – предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»

Ц.: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки.

Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

«Найди картинке место»

Ц.: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд»

Ц.:  Развитие умения выделять гласные звуки.

Поезд с буквами, предметные картинки.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

«Кто в домике живет»

Ц.: Развитие умения определять наличие звука в слове.

Домик, набор предметных картинок.

В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка.

3. Постановка ударения.

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Исправь ошибку»

Ц.: Развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки со словами (для воспитателя).

Воспитатель произносит слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка.

«Соберем урожай»

Ц.: Развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины.

Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай.

4. Выделение ударного слога.

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Цветы»

Ц.: Развитие умение определять количество слогов в слове.

Предметные картинки (цветы).

На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.

«Зоопарк»

Ц.: Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов.

Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

«Чудесный мешочек»

Ц.: Развитие умений делить слова на слоги.

Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.

Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.

«Купи игрушку»

Ц.: Развитие умения определять количество слогов в слове.

Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Воспитатель раскладывает на столе игрушки и   предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

«Молчанка»

Ц.: Развитие умения определять количество слогов в слове.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).

Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

«Слог – шаг»

Ц.: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

«Один – два – три»

Ц.: Развитие умения слышать слог в слове.

Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.

Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.

«Ударный слог»

Ц.: Закрепление умений выделять ударный слог.

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог.

«Загадка»

Ц.: Закрепление умений выделять ударный слог.

У воспитателя карточки с загадками и отгадками.

Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог ударный.

5. Слог, как часть слова (для читающих детей).

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Перевертыши»

Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Карточки со слогами у каждого ребенка.

Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились.

«Собери слова»

Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Карточки со слогами.

Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова.

«Домино»

Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя.

Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.

«Часы»

Ц.: Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур.

Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается, пока не используются все слоги.

«Цепочка»

Ц.: Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку.

Методическое обеспечение проекта:

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб: Лань, 1999.

2. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. – М.:Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.

3. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1982.

5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983..

     

6. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб: КАРО, 2004г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999г.

     8. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и

чтению.- Мозырь: Содействие, 2010г.

9. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». – М.:Просвещение, 1980.

10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

11. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007

12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в подготовительной к школе группе "Деление слов на слоги"

Презентация посвящена обучению детей делению слов на слоги разными способами....

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»

В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»

В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.

Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.Программное со...