Тренинг для педагогов ДОУ «Совершенствование общения педагогов и родителей»
материал

Иноземцева Галина Анатольевна

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями

2.. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

3.  Помочь  воспитателям в организации сотрудничества с семьей; научить устанавливать контакты с родителями

4.  Учить проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

5.  Обучать  практическим приемам и упражнением по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями.

6.   Формировать  способности к адекватной оценке себя в общении с родителями.

7. Познакомить  педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.

8. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

9. Активизировать деятельность педагогов  по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыт коллег из других ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_ns.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ

«Совершенствование общения педагогов и родителей»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями

2.. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

3.  Помочь  воспитателям в организации сотрудничества с семьей; научить устанавливать контакты с родителями

4.  Учить проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

5.  Обучать  практическим приемам и упражнением по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями.

6.   Формировать  способности к адекватной оценке себя в общении с родителями.

7. Познакомить  педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.

8. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

9. Активизировать деятельность педагогов  по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыт коллег из других ДОУ

Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта: Мини – лекции, практические задания, деловые игры,  разбор конкретных ситуаций,  дискуссии,  креативные задания,  самостоятельная работа с карточками,   работа в малых группах, психологические упражнения,  презентация,

Упражнение «Деление группы на подгруппы по определенному признаку»  Предлагаем каждому  участнику семинара  взять  по одной карточке разного цвета.  Когда все соберутся, предложите каждому найти себе партнеров- педагогов с такими же цветами, которые соответствуют цвету радуги.(радуга лежит на столах)

1часть  - Вводно – ознакомительная

Ритуал приветствия

Цель: Знакомство присутствующих друг с другом, формирование «единого пространства группы», выявление запросов и ожиданий от встречи, работа над установлением позитивного эмоционального микроклимата

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Чтобы наше общения было приятным и полноценным, нам, прежде всего, необходимо поближе познакомиться

Игра «Приветствие»

Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства.  

Знакомство (назвать ИО – место работы ( детский сад, группа)

Сегодня тема нашей встречи "Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники  для установления позитивных отношений»

Сегодняшний семинар-практикум  мы  предлагаем  посвятить  вопросу: «Общению воспитателя с родителями воспитанников, развитию открытости, доверия, умения воспринимать родителей такими, какими они есть».

Работа педагога подчас сталкивается с некоторыми трудностями. В настоящее время запросы и требования родителей к детскому саду и в частности к педагогу очень высокие, что может привести к конфликтной ситуации.

-        Для того чтобы помочь,  педагогу в решении конфликтных ситуаций мы предлагаем вам поучаствовать в семинаре-практикуме. Напоминаем, что это не занятие, не лекции. Здесь есть возможность высказаться, здесь нет неверных ответов, все, что вы скажете - принимается и не осуждается.

На нашем семинаре – практикуме  мы хотели бы показать приемы, навыки, техники общения  через упражнения тренингого характера. Их выбор был обусловлен тем, что тренинг  рассматривается в качестве одного из методов социально – активного обучения подготовки педагога к общению. Общение при их  выполнении помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учит анализировать ситуацию общения, понимать другого человека (в данном случае  родителя), прогнозировать и проектировать его поступки.

     Результат тренинга:  

1. Приобретение коммуникативного опыта

2.  Умения  ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями

 3.  Конструировать программу  деятельности с родителями

 4. Моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями

 5. Преодолевать психологические барьеры общения с родителями

 6.  Осуществлять индивидуальный подход к родителям

 7.  Осознавать собственные трудности в общении  и умения их преодолевать

2  часть  Содержание семинара – практикума

1.Раздел

Мини – лекция

        Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют  новые  требования к характеру и качеству образовательных учреждений и семьи.

        В настоящие время становится все более очевидным, что повышение результативности  и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества  родителей и педагогов. На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образовании и воспитании, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.

       "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов

    Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 (Чтобы хлопнуть в  ладоши — нужны две  ладони. Каким будет  хлопок, зависит от обеих ладоней.  Восточная пословица)

Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

      Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществом, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам,  которым следует искать позитивные способы и формы общения.

Взаимодействие воспитателей с родителями, это:

во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители

Педагоги

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком

Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных).

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

    Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.

Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из  важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной  проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями  воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества.

Традиционные  формы (виды) взаимодействия с родителями

Инновационные формы  (виды)

взаимодействия с родителями

Консультации

Консультации с применением  мультимедийной установки

Родительские собрания

Презентация детского сада

Открытые просмотры

Совместные праздники

Праздники для родителей

Круглый стол. , Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например:  «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Беседы

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое    обучение   родителей   психологическим навыкам.  Например:

«Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты»

Конференции

Тематические занятия с родителями, семинары – практикумы.   Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например:«Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

Родительский уголок

Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

Тематические выставки

        Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.  Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготов ка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков,

украшений и др.

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Напри мер: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, ле пим», «Музыкальные занятия».

Создание персональных сайтов

Список предложенных форм  сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые

2. Раздел

Практическая часть(1)

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

3. Раздел.   Теоретическая часть «Общение»

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.

Выделяют три составляющих общения:

 1. Перцептивная (Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения)

2.  Интерактивная. ( Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партеров или обоих участников взаимодействия.)

3.  Коммуникативная (Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, - это то, что мы говорим.)

Все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; а паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.

4. Раздел.   Практическая работа (2)

1 . Игра «Тренировка интонации». (Интонация наиболее приемлема в общении с родителями).

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

1.  Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

2.  Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности, вызова (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия.

1) с оттенком упрека.

2) С иронией

3) С оттенком вызова

4) С оттенком безразличия

5) С оттенком требовательности

6) С оттенком доброжелательности.

По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

5. Раздел - Игра - разминка

1). Игра "Два полушария"

Инструкция. Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресовываться реально существующему родителю). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: "Почему Ваш ребенок опоздал на утреннюю зарядку? ". "Правое полушарие": "Мы... ". "Левое полушарие": "... проспали". Затем участники меняются местами.

2) Упражнение «Рука»

Инструкция. Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.

6. Раздел. Теоретическая часть  

     «Принципы взаимодействия с родителями»

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.   Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.   Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

7. Раздел

Теоретическая часть

Современные родители

       Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно /«как воспитали меня»/

Одни родители не хотят воспитывать ребенка. Другие не умеют. Третьи не  понимают, зачем это нужно

          Родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи,  а детский сад  посещают от случая к случаю. 

        Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители  выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

     Родители и педагоги часто  чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга. 

   Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого пространства развития каждого ребенка.

  Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым

   В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей  и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними

Во всех случаях необходима квалифицированная  помощь специалистов, педагогов ДОУ.

При этом родители зачастую не готовы принимать помощь в силу разных  субъективных причин. Все это провоцирует сложные отношения. Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества  в целом

8. Раздел

Теоретическая часть

«Правила построения эффективного общения»

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)

Самые универсальные – это:

  1. Улыбка,
  2. Имя собеседника
  3. Комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Ритуал прощания

Ведущий: На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Мы надеемся, что сегодня Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста. Желаю вам  успехов  в работе. Еще раз благодарим  вас. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Совершенствование общения педагогов с родителями"

В материале представлены новые формы и методы работы по взаимодействию с семьей...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

  Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга«Совершенствование общения педагогов и родителей» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопрос...

Семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга "Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отношений»

Для педагогов ДОУСеминар1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально з...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Совершенствование общения педагогов и родителей"

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, фо...

Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с...

Тема: Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: 1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении вз...