Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности
рабочая программа (старшая группа)

Цветкова Анастасия Владиславовна

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности ГБОУ школа № 1503 г. Москва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_issledovatel.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
 «Школа № 1503»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

Кружок „ Я - исследователь“.

Курс проектной деятельности

Утверждено и введено в действие

директором ГБОУ Школа № 1503
Приказ № ____/01 от __.08.2020

Заместитель директора

______________ Третьякова Г. М.

Принято решением
Педагогического совета
Протокол № ____ от __.08.2020

Секретарь Совета

______________  Шикина Ю. А.

Аннотация к программе

Паспорт программы

Полное наименование программы

Кружок „Я- исследователь“. Курс проектной деятельности

Код программы в соответствии с принятой классификацией программ

Тип программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

Направленность программы

Естественнонаучная

Уровень программы

Ознакомительный

Объем программы в часах

32 занятия по 30 минут

Нормативный срок освоения

1 год

Возраст начала обучения по программе

 5-6 лет

Количество обучающихся в группе

15-23

Разработчики программы

Лабай О.В.,Филимонова В.Г.,Цветкова А.В.

Руководитель группы разработчиков

Лабай О.В.

Согласование с предметно-методическими объединениями

Утверждение и ввод в действие

Решение Педагогического совета
Протокол № 001 от 01.01.2001

Введено в действие с 01.09.2020

Приказ по ГБОУ Школа № 001/01-18 от 01.01.2001

Используемые при реализации программы учебно-методические комплекты

Н.Е. Веракса,А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников Издательство «Мозаика-синтез», 2014

Набор для экспериментирования

Рекомендуемая дополнительная литература по программе

1.З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева ,Л.М. Кларина, З.А.Серова Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников

Издательство «Детство-пресс», 2012

2.Л.А.Королева «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»Издательство «Детство-пресс», 2014

3.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Издательство «Детство-пресс», 2009


Пояснительная записка

 Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач. Проектная деятельность — метод реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников  и направлена на поддержку детской познавательной  инициативы, в ходе которой развиваются

познавательные способности и творческое мышление, повышается самооценка, дети учатся искать информацию и использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Проекты в детском саду — результат совместной деятельности взрослых и детей, направленный на: развитие предметных навыков и знаний у дошкольников; формирование компетентностей, необходимых для успешного обучения в школе (формируется умение ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения); гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности). 

Особенности проектной деятельности:

1.Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и  задумывается над его решением

2.В процессе проектной деятельности ребенок исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный

3.Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности

4.Проектная деятельность предполагает  реализацию идеи и замыслов ребенка

5.Проектная деятельность имеет адресный характер

Цель данного курса- с помощью проектной и исследовательской  деятельности активизировать творческую  познавательную деятельность ребенка.

В основу содержания программы и ее реализации положены принципы организации образовательного процесса:

1. Позитивная социализация

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей.

3. Индивидуализация образования

5. Развивающее образование.

6.Научность материала

7.Систематичность и последовательность изложения

8.Наглядность

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Ученик научится:

  • проявлять поисковую и интеллектуальную инициативу
  • находить проблему
  • самостоятельно выбирать способ решения и продуктивно его осуществлять
  • прогнозировать
  • экспериментировать и исследовать
  • систематизировать полученные результаты

Метапредметные результаты

По результатам освоения программы у ученика будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Уметь работать по инструкции педагога.
  2. Уметь планировать свои действия в соответствии с конкретной задачей (выбирать последовательность действий в работе).
  3. Контролировать и оценивать свои результаты (адекватно смотреть на свою законченную работу. Видеть, что получилось, а над чем ещё следует поработать).
  4. Уметь адекватно понимать и принимать оценку взрослого и сверстников.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Уметь слушать и правильно воспринимать информацию.
  2. Приобретать опыт работы в коллективе.  Ребёнок будет уметь договариваться со сверстниками.
  3. Уметь отстаивать свою точку зрения.
  4. Приобретать навык взаимопомощи и поддержки ребят в группе.

Познавательные универсальные учебные действия

  1. Уметь анализировать, обобщать, делать выводы
  2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между объектами
  3. Уметь проявлять инициативу и творчество в проблемно-поисковой деятельности
  4. Уметь работать самостоятельно, ориентируясь на собственные знания.
  5. Уметь применять правила

Личностные результаты

По завершении освоения курса у учеников Школы будут сформированы :

  1. Интерес к исследовательской деятельности.
  2. Стремление к саморазвитию.
  3. Способность самостоятельно ставить цели.
  4. Мотивация к обучению.

Используемые технологии обучения

При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров,  учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для возрастного периода.

Образовательная деятельность с детьми носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение педагога и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Организация образовательного процесса заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых, смысл которой заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

При таком подходе используются разные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: 

  • прямое обучение, в котором педагог занимает активную позицию, решая обучающие задачи;
  • партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в которой замыслы, идеи, способы действия выбираются детьми, а педагог оказывает помощь в их осуществлении, помогает организовать взаимодействие между детьми;
  • опосредованное обучение, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.

Вариативность форм, методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с дошкольниками, зависит от:

  • возрастных особенностей воспитанников;
  • их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
  • личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
  • степени организации деятельности воспитанников.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих    личностное развитие ребенка в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Для реализации данной программы используются следующие технологии обучения:

1). Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность— это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

2). Технология исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности выбирается доступные и интересный детям старшего дошкольного возраста тип исследования:

  • опыты (экспериментирование)

3). Здоровьесберегающие технологии. При организации детской деятельности соблюдаются требования СанПиН.

4). Технологии проблемного обучения( постановка проблемы и желание ее решить)

5). Технология развивающего обучения. При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Педагог оценивает труд дошкольников по индивидуальным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них

6). Информационно – коммуникационные технологии.

Широко используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в целях повышения эффективности образовательного процесса.

7). Игровая технология.

Игра - это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является основной формой реализации данной Программы, успешно используется при организации  исследовательской деятельности.

Педагогически целесообразной формой работы являются различные игровые ситуации.

8). Технология интегрированного обучения.

Интегрирование  - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При  этом  решается несколько задач развития. В форме интегрированной деятельности  проводятся обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.        

9). Личностно – ориентированные технологии.

Основная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательн6ость и устойчивость к социальным воздействиям.

10.Технология разноуровневого обучения. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

В процессе реализации программы данного курса широко используются методы: словесные (эвристические беседы, чтение художественной литературы), наглядные и практические.

При осуществлении образовательного процесса используются  следующие формы его организации:

индивидуальные, подгрупповые и групповые

Курс реализуется через серию практических и теоретических занятий в форме кружка  познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки соответствуют результатам обучения по основной общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС ДО.

Методы и формы оценки результатов освоения

Формы оценки результатов

Основными формами и видами контроля результатов являются:

  1. Вводный контроль в начале года не проводится.
  2. Текущий контроль познавательно-исследовательской деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы проводится в форме наблюдений и бесед с детьми.
  3. Контроль полугодия выполняет поэтапное подведение итогов (проводится в конце января в форме  анализа творческой и исследовательской деятельности детей
  4. В конце года также проводится анализ творческой и исследовательской деятельности детей

Дополнительными формами и видами контроля результатов являются:

  1. Учёт результатов участия в конкурсах на базе Школы, а также межрайонного и городского уровней.

Содержание курса и календарно-тематическое планирование

Даты занятий

Тема,
Содержание

Объем содержания,
в занятиях

Продолж. занятия, мин.

07.10.2020

14.10.2020

21.10.2020

«Откуда хлеб пришел»

1.Организация и проведение экспериментов

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Путь от зернышка к булочке?»

5.Просмотр презентаций «Как выращивают хлеб?», «Как хлеб выпекают», «Виды хлеба» «Хлеб в разных странах»…

6.Продуктивная деятельность

7.Чтение художественной литературы

8.Рассматривание репродукций картин

1

1

1

1

30

30

30

30

28.10.2020

11.11.2020

18.11.2020

«Такие разные зонтики»

1.Организация и проведение экспериментов

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Почему мы не промокаем под зонтом?»

5.Просмотр презентаций «Кто придумал зонт?», «Какие бывают зонты?»

6.Продуктивная деятельность

1

1

1

30

30

30

25.11.2020

02.12.2020

09.12.2020

«Вкусная каша-здоровье наше»

 1.Организация и проведение экспериментов (рассматривание зерен, размельчение в муку)

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Что такое злаки и какие каши из них можно приготовить?

5.Просмотр презентаций «Какая техника работает на поле?», «Люди каких профессий выращивают злаки?», «Какие каши любят дети в разных странах»…

6.Продуктивная деятельность  

7.Чтение художественной литературы

1

1

1

1

30

30

30

30

09.12.2020

16.12.2020

23.12.2020

30.12.2020

«Бумажная страна»

1.Организация и проведение экспериментов

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Как можно использовать разную бумагу?»

5.Просмотр презентаций «Когда бумага появилась?», «Виды бумаги», «Производство бумаги»

6.Продуктивная деятельность (аппликация, конструирование из бумаги, детский дизайн)

1

1

1

1

30

30

30

30

13.01.2021

20.01.2021

27.01.2021

03.02.2021

«Белый снег кружится…»

1.Организация и проведение экспериментов

2.Проведение наблюдений

3.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристических бесед («Что может случиться с человеком, если он съест снег? «Почему снег в городе грязный?», «Откуда прилетают снежинки»….)

5.Просмотр презентаций

6.Продуктивная деятельность

7.Чтение художественной литературы

1

1

1

1

30

30

30

30

10.02.2021

17.02.2021

24.02.2021

03.03.2021

«Да здравствует мыло душистое!»

1.Организация и проведение экспериментов ( «Мыло», «Мыльные пузыри»)

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Зачем нужно мыло?»

5.Просмотр презентаций «Чем мылись раньше?», «Какое бывает мыло», «Производство мыла»

6.Продуктивная деятельность

7.Чтение художественной литературы

1

1

1

1

30

30

30

30

10.03.2021

17.03.2021

24.03.2021

31.03.2021

«Огород на окне»

1.Организация и проведение экспериментов

2.Проведение наблюдений

3.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристических бесед («Что можно вырастить на окне?, «Что нужно для роста растений?»…

5.Просмотр презентаций

6.Продуктивная деятельность

1

1

1

1

30

30

30

30

07.04.2021

14.04.2021

21.04.2021

28.04.2021

«Волшебные краски».

 1.Организация и проведение экспериментов ( «Акварель», «Гуашь», «Масляные краски»)

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Зачем нужна краска?»

5.Просмотр презентаций «Чем рисовали раньше?», «Виды красок», «Производство красок»

6.Продуктивная деятельность

7.Рассматривание репродукций картин

1

1

1

1

30

30

30

30

05.05.2021

12.05.2021

19.05.2021

26.05.2021

«Разноцветный пластилин»

1.Организация и проведение экспериментов

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Как можно использовать пластилин?»

5.Просмотр презентаций «Кто изобрел пластилин?» «Виды пластилина», «Производство пластилина»

6.Продуктивная деятельность

1

1

1

1

30

30

30

30

Система условий реализации программы

Материально-техническая база и средства обучения

Требования к помещению

Для проведения занятий необходимы помещения, удовлетворяющие следующим требованиям:

1.        Помещение с хорошим освещением.

2.        Наличие столов и стульев, размер которых подобран согласно возрасту и росту детей.

3.        Наличие раковины для соблюдения санитарно-гигиенических норм ребёнка.

Перечень необходимых средств обучения

Для проведения занятий требуется следующее оборудование и инвентарь из расчета на 15 человек

Наименование

Краткие характеристики

Количество

Доска

Доска магнитная

1 шт.

Экран

Экран для мультимедийного оборудования

1 шт.

Магниты

Набор магнитов для доски

20 шт.

Ноутбук

1

Мультимедийное оборудование

1

Набор для экспериментирования

1 компл.

Перечень необходимых расходных материалов

Для проведения занятий требуются следующие расходные материалы из расчета на 15 человек.

Наименование

Краткие характеристики

Количество

Клеёнка полиэтиленовая

Размер 60 см х 1м 20 см

10 шт.

Фартук

Клеёнчатый детский фартук на тканевой основе

15 шт.

Предметы индивидуального использования, предоставляемые обучающимися (родителями, законными представителями)

Не предполагаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Образовательная программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности в средней группе

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности. Подготовительная группа

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я - исследователь" Курс проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет". ГБОУ Школа №1503 г. Моск...