План самообразования 2020-2021 Воспитателя группы №3 «Теремок» Усовой М.В.
рабочая программа (старшая группа)

Усова Марина Валентиновна

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Белочка»

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

                                          

 

 

                                        План самообразования

 

                                                  2020-2021

 

                             Воспитателя группы №3 «Теремок»

                                                 Усовой М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

                                          Город Котовск

 

 

Ф.И.О. педагога: Усова Марина Валентиновна

Должность: Воспитатель

Образование: Высшее

Стаж педагогической работы: 31

Квалификационная категория: 1 категория

Курсы повышения квалификации: в 2017 году.

Дата начала работы над темой: октябрь 2020

Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2021

Тема: «Гендерное воспитание младших дошкольников»

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и семье.

Задачи:

  1. повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы;
  2. - изучить теоретические основы психосоциальных различий мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;
  3. -создать развивающую среду в группе с учётом половой принадлежности детей;
  4. -составить картотеку игр по гендерному воспитанию;
  5. -научиться строить образовательный и воспитательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;
  6. -способствовать возникновению и поддержанию заинтересованности родителей к воспитанию ребёнка в семье с учётом гендерной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность выбранной темы

 

 

Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными. Наблюдая за детьми иногда можно заметить, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей настораживает: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Считаю, что гендерное воспитание должно осуществляться, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

В современном мире мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

С какого же возраста следует осуществлять гендерное воспитание? Специалисты рекомендуют начинать с возраста 3 лет, т.к. именно с этого возраста ребёнок начинать осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

 

      

 

 

 

 

 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов

2. Доронова Т.Н.

Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.

3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. Учебная литература, 2008.

4. Лыкова И.А. Играют девочки. Гендерный подход в образовании.

Цветной мир, 2014.

5. Лыкова И.А. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании.

Цветной мир, 2014.

6. Соколова С.Е. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14.

7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста, Сфера, 2006.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Октябрь-май

Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье.

Игры по гендерному воспитанию.

Ноябрь

Дидактическая игра «Одень куклу», сюжетно-ролевая игра «День рождения», рисование «Я и моя семья», беседа «Как я дома помогаю», работа с зеркалом «Мои эмоции», отгадывание загадок о частях тела.

Тематическая неделя «Вот они какие: мальчики и девочки!»

Февраль

Беседа «Мой папа»,  игровая программа «Ловкие и смелые, быстрые, умелые», продуктивная деятельность «Открытка для папы».

Тематическая неделя «Наши защитники»

Март

Рассказ воспитателя «У наших девочек праздник»,

рассматривание альбома «Мамины профессии», продуктивная деятельность «Цветы для мамочки».

Тематическая неделя «Праздник девочек, мам, бабушек».

Апрель

Наблюдения за работой дворника, шофера, помощника воспитателя, повара, прачки, швеи. Дидактическая игра «Кто что делает?», игры-шнуровки «Шьем одежду», конструирование из строительного материала «Строим дом». Совместная деятельность «Стирка кукольной одежды»

Тематическая неделя «В мире профессий»

Работа с семьёй

Октябрь

Анкетирование родителей с целью определения индивидуальных и гендерных отличий у детей дошкольного возраста

Анкеты для родителей «Гендерное воспитание дошкольника в семье»

Ноябрь

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Оформление уголка сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, уголка ряженья с учётом интересов мальчиков и девочек.

Январь

Консультация «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей».

Информация в уголке для родителей.

Апрель

Советы «Как воспитывать девочку?», «Как воспитывать мальчика?»

Буклеты для родителей.

Май

Открытое занятие «Мы-мальчики, мы-девочки».

День открытых дверей.

Самореализация

Октябрь

Сбор информации для составления картотеки игр по гендерному воспитанию.

Картотека сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр по гендерному воспитанию.

Ноябрь

Консультация для педагогов

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

Консультация

Февраль

Сообщение и презентация  из опыта работы «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста»

Консультация на сайте

Май

фотоотчёт о проделанной работе по теме самообразования

Фотоотчёт .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_usova_.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Белочка»

 

 

 

 

 

 

                                           

                                           

                                        План самообразования

 

                                                  2020-2021

 

                             Воспитателя группы №3 «Теремок»

                                                 Усовой М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                          Город Котовск

Ф.И.О. педагога: Усова Марина Валентиновна

Должность: Воспитатель

Образование: Высшее

Стаж педагогической работы: 31

Квалификационная категория: 1 категория

Курсы повышения квалификации: в 2017 году.

Дата начала работы над темой: октябрь 2020

Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2021

Тема: «Гендерное воспитание младших дошкольников»

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и семье.

Задачи: 

  1. повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы;
  2. - изучить теоретические основы психосоциальных различий мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;
  3. -создать развивающую среду в группе с учётом половой принадлежности детей;
  4. -составить картотеку игр по гендерному воспитанию;
  5. -научиться строить образовательный и воспитательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;
  6. -способствовать возникновению и поддержанию заинтересованности родителей к воспитанию ребёнка в семье с учётом гендерной принадлежности.

Актуальность выбранной темы

Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными. Наблюдая за детьми иногда можно заметить, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей настораживает: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Считаю, что гендерное воспитание должно осуществляться, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

В современном мире мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

С какого же возраста следует осуществлять гендерное воспитание? Специалисты рекомендуют начинать с возраста 3 лет, т.к. именно с этого возраста ребёнок начинать осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

       

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов

2. Доронова Т.Н.

Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.

3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. Учебная литература, 2008.

4. Лыкова И.А. Играют девочки. Гендерный подход в образовании.

Цветной мир, 2014.

5. Лыкова И.А. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании.

Цветной мир, 2014.

6. Соколова С.Е. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14.

7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста, Сфера, 2006.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Октябрь-май

Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье.

Игры по гендерному воспитанию.

Ноябрь

Дидактическая игра «Одень куклу», сюжетно-ролевая игра «День рождения», рисование «Я и моя семья», беседа «Как я дома помогаю», работа с зеркалом «Мои эмоции», отгадывание загадок о частях тела.

Тематическая неделя «Вот они какие: мальчики и девочки!»

Февраль

Беседа «Мой папа»,  игровая программа «Ловкие и смелые, быстрые, умелые», продуктивная деятельность «Открытка для папы».

Тематическая неделя «Наши защитники»

Март

Рассказ воспитателя «У наших девочек праздник»,

рассматривание альбома «Мамины профессии», продуктивная деятельность «Цветы для мамочки».

Тематическая неделя «Праздник девочек, мам, бабушек».

Апрель

Наблюдения за работой дворника, шофера, помощника воспитателя, повара, прачки, швеи. Дидактическая игра «Кто что делает?», игры-шнуровки «Шьем одежду», конструирование из строительного материала «Строим дом». Совместная деятельность «Стирка кукольной одежды»

Тематическая неделя «В мире профессий»

Работа с семьёй

Октябрь

Анкетирование родителей с целью определения индивидуальных и гендерных отличий у детей дошкольного возраста

Анкеты для родителей «Гендерное воспитание дошкольника в семье»

Ноябрь

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Оформление уголка сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, уголка ряженья с учётом интересов мальчиков и девочек.

Январь

Консультация «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей».

Информация в уголке для родителей.

Апрель

Советы «Как воспитывать девочку?», «Как воспитывать мальчика?»

Буклеты для родителей.

Май

Открытое занятие «Мы-мальчики, мы-девочки».

День открытых дверей.

Самореализация

Октябрь

Сбор информации для составления картотеки игр по гендерному воспитанию.

Картотека сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр по гендерному воспитанию.

Ноябрь

Консультация для педагогов

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

Консультация

Февраль

Сообщение и презентация  из опыта работы «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста»

Консультация на сайте

Май

фотоотчёт о проделанной работе по теме самообразования

Фотоотчёт .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план НОД в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет.

Календарно – тематический  план  НОД  в группе компенсирующей направленности для детей  от 5 до 6 лет...

перспективный план в младшей группе

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой 1-я младшая группа...

Рабочий план. I младшая группа.

Представлена концепция программы "Кроха"....

План проект в группе детей 2 младшей группы.

Краткосрочный проект "День народных подвижных игр"....

План самообразования 2019-2020 Воспитателя группы №3 «Теремок» Усовой М.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»      План самообразования2019-2020Воспитателя группы №3 «Теремок...