Статья: "Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи "Лучики добра".
статья

Девятловская Наталья Анатольевна

Статья о волонтерстве в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ «ЛУЧИКИ ДОБРА».

Девятловская Н.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» г. Лесосибирск

Перед современным обществом стоит ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание дошкольника должно решаться всеми, кто сегодня имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что заложим сегодня в душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому важно заложить в ребенке те человеческие качества, которые позволяют вырастить не только интеллектуальную, но и духовно богатую личность. Интеллект плюс характер, в который заключены нравственные основы - вот цель образования сегодня. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы зачастую имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии. Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников.

Видя такую проблему, педагогический коллектив нашего детского сада разработал  и провел ряд социальных благотворительных акций. Так, 19 декабря 2016 года была проведена социальная акция "Костюм от Снегурочки". Силами родителей и педагогов детского сада были собраны новогодние костюмы для детей КГБУ СО "Лесосибирский". Снегурочка и Дед Мороз подарили детям не только костюмы, но и хорошее предпраздничное настроение. 20 октября 2018 года в детском саду была проведена «Осенняя ярмарка», вырученные средства от которой пошли на закупку дидактических игр «Центру семьи» г.Лесосибирска.  Ко Дню пожилого человека, воспитателями нашего детского сада была организована Акция «Подари цветок», целью которой являлось привлечение внимания к важности связи между поколениями. Дети и воспитатели вышли на улицы нашего города поздравить старшее поколение с праздником, подарить открытки, сделанные своими руками.

Исходя из уже имеющегося опыта,  актуальным стал вопрос о создании в детском саду волонтерского движения «Лучики добра».

Новизна данной темы  состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада, целью, которой  является объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.

Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, мной были определены следующие задачи:

  • Воспитать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способной  к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей(доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.
  • Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;      
  • Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  • Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах  волонтёрского движения в ДОУ;
  • Создать методические рекомендации  по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах города;

На первом этапе  работы мы столкнулись с проблемой, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, я в доступной для детей форме постаралась раскрыть понятие "волонтер", дала представление о роли добровольческого движения в современном обществе. С этой целью провела беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?". Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо- не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.) помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.

Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.

Чтобы команда действительно была сплоченная, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.

Первой нашей акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление на осеннюю тематику, поиграли с ними в игры. И теперь мы систематически посещаем малышей, дети стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, малышам. Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей- волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе. 

 В процессе работы с детьми- волонтерами стараюсь создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использую такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.

Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, мною разработан план работы. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей. 

Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения в этом учебном году запланирована следующая работа: в рамах краевой акции «Три П: Понимаем, Помогаем, Принимаем», провести детско-родительскую акцию «Цепочка доброты», акцию посвященную 75-ой годовщине Великой Победы! – «75 белых голубей» (см.Приложение №1)..

Проведя сравнительный анализ можно сделать вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них формируется: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. А разнообразные формы работы помогают мне поддерживать интерес к волонтерской деятельности.

Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.

Список использованных источников:  

1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

4. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

5. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

6. Кожухова С.Н., Шаповалова Н.А., Организация волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни// Методические рекомендации/ С.Н.Кожухова, Н.А. Шаповалова. - Белгород ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2009.-68. 92. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду//М.Д. Маханева.- М.:-ТЦ «Сфера», 2004.-124.

Интернет ресурсы:

1. http://www.maam.ru/users/1702062

2. http://www.maam.ru/users/1522321

3. http://www.maam.ru/users/423281

Приложение №1.

Перспективный план проекта на 2019- 2020гг.


Сентябрь:

-«Волонтеры- друзья малышей»

-«Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

-«Делу – время, потехе – час» (помощь в уборке дет. площадки у мл. дошкольников) - воспитание трудолюбия;

-«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

-«Совершай добро» - развивать умение детей бережно относиться к природе.

Октябрь:

-«Мы - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Я умею делать сам»; «Ах, какие мы молодцы» (помощь в уборке дет. площадки у мл. дошкольников) - воспитание трудолюбия;

-«Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

-«Братья наши меньшие» - развивать умение детей бережно относиться к природе;

-«Подари малышам праздник»,

-«Научи тому, что умеешь сам».

Ноябрь:

-«Помоги зимующим птицам»,

«Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

-«Добрые дела» - воспитание трудолюбия;

-«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

-«Твори добро» - развивать умение детей бережно относиться к природе.

Декабрь:

-Детско-родительскую акцию «Цепочка доброты»

-«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

-«Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

-«Польза домашних растений» - развивать умение детей бережно относиться к природе.

Январь:

-«Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;

-«Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

Февраль:

-Мероприятие посвящение в волонтеры-«Дорогою Добра»

- Беседа «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

-Беседа -«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

 -«Делу – время, потехе – час» (помощь малышам 2мл.гр – одевании детей после дневного сна) - воспитание трудолюбия и помощи;

-Беседа с детьми -«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

-Беседа «Дом для птиц» - развивать умение детей бережно относиться к природе.

Март:

- ««Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия, пригласить в гости 2 мл.гр. и провести со вместо коллективную аппликацию-«Эмблема дружбы» ;

-Беседа с детьми «Весенний марафон» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

-Беседа с детьми- «Зайку бросила хозяйка» - развить умение детей бережно относиться к природе.

- «Добрые дела» - воспитание трудолюбия, совместные игры ( конструирование, с/р игры, настольные…) -с 1мл.гр;

-Беседа «Братья наши меньшие» - развивать умение детей бережно относиться к природе;

-«Добрые дела» - воспитание трудолюбия, совместные игры ( конструирование, с/р игры, настольные…) -с 2 мл.гр;

-Беседа с детьми «Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям

Апрель:

-«Добрые дела» - воспитание трудолюбия, совместные игры ( конструирование, с/р игры, настольные…) -с детьми ср.гр;

-Беседа с детьми «Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

-Театрализованная деятельность (показ младшим группам- 1,2 мл.гр, ср.г, ст.гр.) Постановка сказки «Колобок».

-Беседа с детьми «Красота природы» - развивать умение детей бережно относиться к природе.

-Акция «Подари радость» Изготовление подарков детьми совместно с родителями для пожилых людей и детей инвалидом.

- «Мы - веселые ребята» - доброжелательное отношение к окружающим людям, позвать в гости старшую группу ,рассказать и познакомить их «Что такое Глобус», раздать памятки.

-Беседа с детьми -«Путешествие в волшебную страну» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

-Беседа с детьми «Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

Май:

-Акцию посвященную 75-ой годовщине Великой Победы! – «75 белых голубей»

-Интервью и беседа с сотрудников детского сада ( заведующей, ст.воспитателем, мед.сестры, кухни, прачки, логопеда) и раздача листовок, памяток…«Твори добро»

-Беседа с детьми «Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;

-Интервью и беседа с сотрудников детского сада ( заведующей, ст.воспитателем, мед.сестры, кухни, прачки, логопеда) и раздача листовок, памяток…«Твори добро»

-Беседа с детьми- «Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

-Помощь в уборке участка в младших группах- «С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;

-Беседа с детьми « «Лесная сказка» - развивать умение детей бережно относиться к природе.

-Помощь в посадке огорода «Своими руками» - воспитание трудолюбия;

-Беседа с детьми «Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

-Раздача листовок для своих родителей «Юные волонтеры-спасибо вам!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни

Представлены формы взаимодействия ДОУ и семьи, этапы работы, создание развивающей среды дома....

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

«Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей»

Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являют­ся доклады и сообщения на родительских собраниях и кон­ференциях; организация выстав...