Памятка для родителей "Детское воровство"
консультация

Данная памятка содержит информацию для родителей о причинах детского воровства, а также о правилах общения с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_detskoe_vorovstvo.docx95.42 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\uD5D4UJ8KQs.jpgПамятка для родителей:

 «Детское воровство».

 Петя положил чужую машинку в карман своей куртки, Вася взял деньги со стола воспитателя, Миша прихватил игру Вали… Воспитатели  недоумевают, родители в шоке!

      Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость. Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь украл. Так что, детское воровство - это закономерность роста или ЧП?

Психологические корни воровства.

      Какие же желания лежат в основе детского воровства? Что делает ребенок, когда тайком берет чужое? Общеизвестно ворованным ( а воруют чаще всего игрушки) практически никто из них не пользуется. Такие игрушки хранят в тайниках, в них не играют. Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, у взрослых достаточно смутное и общее. Возможно, он живет в ощущении  незащищенности и постоянной угрозы. Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать. Так как это делать еще не на что.

Причины детского воровства:

  1. Незнание «правил игры». Ребенок может ничего не  знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами, находящимися в его доме. «Мое», «чужое», «наше», «твое»- эти понятия  у него достаточно размыты, моральные нормы не сформированы.
  2. Пробелы в нравственном воспитании. Дети, беря чужие игрушки, конфеты, не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувств. Подобное поведение является следствием серьезного пробела в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя; надо обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.
  3. В отдельную группу можно отнести «бунтарей». Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или в группе и стремятся самоутвердиться: «Могу ли я сделать это?». К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство – пустяк, а иногда и просто фарс. Для них воровство – подражание героям, приобщение к взрослому миру, интересное приключение… В эту группу можно отнести также детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей. Например: «Я тебя просил, а ты мне не дал. Вот тебе…»; «Я так тебя люблю, а ты…». Тогда украденные вещи «подбрасываются» братьям и сёстрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребёнок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.

       В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Таким детям в первую очередь нужно повышать самооценку, а родителям необходимо  изменить семейную атмосферу.

4. Часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворённостью. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своём нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

5. Нередко дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей.

Кража – реакция ребёнка на травмирующие его жизненные обстоятельства (эмоциональная холодность, нелюбовь к нему, развод родителей и др.).

6. Импульсивность. Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания (импульсивность), которое охватывает ребёнка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространённая причина детского воровства.  Маленьким детям очень тяжело контролировать свои желания, которые могут подогреваться в том числе рекламой, например маркетинговыми акциями типа «Собери их все». Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Даже если ребёнок знает, что нельзя брать чужое, он может это сделать, если чужое ему очень понравилось.

Правила общения с  ребенком.

        Вы не всегда сразу можете понять причины, приведшие к воровству. Но, каковы бы они не были, необходимо соблюдать несколько правил общения с детьми.

  1. У ребенка должен быть свой личный уголок. Пусть это будет, например, стол и шкаф, где хранятся книжки, игрушки, которые малыш может в любое время взять, разобрать, подарить другу и даже сломать. Ни старший брат, ни сами родители без его разрешения не должны пользоваться этими вещами. Таким образом он поймет, что есть собственное имущество, а что — чужие предметы, которые брать без спроса недопустимо.
  2. Удерживайтесь от навешивания ярлыков на ребенка, называя его «воришкой» и  т. п.
  3. Прежде чем давать оценку действиям ребенка, следует разобраться, что же происходит на самом деле. Не копирует ли ребенок взрослых. Нужно внимательнее отнестись к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых.  Может быть, у них принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом.
  4. Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например: «В нашей семье такого никогда не водилось» или «Я никогда...».
  5. Не заставляйте ребёнка «ради справедливости» отдавать свою лучшую игрушку.
  6. Не «пережимайте», обсуждая вину ребёнка, иначе он будет утаивать от вас свои проступки, которые сам считает постыдными.
  7. Примите во внимание, что обращение к ребенку со словами: «Как ты мог?» и т. п. бесполезно и даже вредно.
  8. Исключите ситуации, провоцирующие воровство.
  9. Не возвращайтесь к тому, что было, если ребёнок вызовет ваше недовольство ещё раз.
  10. Если ребенок  ворует, это необходимо пресечь — но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Родители должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что они очень его любят — даже если не одобряют сейчас его поведения.
  11. Если ребенок принес домой чужую игрушку, следует выяснить, не поменял ли он ее на свою, такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договоренности, то в этом нет ничего предосудительного.
  12. Если принесенная игрушка принадлежит кому-то из детей, родителям нужно постараться понять нюансы отношений между своим ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим поступком — желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку который, возможно, занимает позицию отверженного в группе. 
  13. Важно, как было обнаружено присутствие чужой вещи — ее случайно увидели среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло.
  14. Следует обратить внимание на то, как он сам относится к своему поступку — обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее — в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть четкой  и определенной: пусть ребенок почувствует, что им не нравится его поведение, что они удивлены его поступком.
  15. Нужно выразить уверенность в том, что он уже взрослый и знает, «что такое хорошо и что такое плохо», но, конечно, это больше не повторится.
  16. Если ребенок знает, что поступил неправильно, то желательно, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи .
  17. Помните, что воровство поддерживает негативное внимание взрослых, окружающих ребенка, и недостаточное удовлетворение взрослыми нужд ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воровство

Если только ребёнка не подучивает это делать кто-нибудь из взрослых, что встречается нечасто, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чём-то обделённым. Такому ребёнк...

Проблемы детского воровства.

Консультация для родителей.    Проблемы детского воровства. Проблема детского воровства недостаточно изучена психологами, материал на эту тему представлен в основн...

Слабость волевой регуляции поведения или склонность к воровству.

Можно ли на практике различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к огра...

Выпускной "Воровство Азбуки"

Сценарий утренника выпуск в школу...

Консультация, буклет, памятка на тему "Детское воровство"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ в проведении собрания на тему "Детское воровство"...