Проект по духовно - нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей"
проект (средняя группа)

Коваленкова Флорида Газнавиевна.

Проектная леятельность по духовно - нравственному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа «Город Калининград»

комитет по образованию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда

детский сад № 36

ПРОЕКТ

«Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей»

C:\Users\home\Desktop\е4.jpg

 

Тема проекта: «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей».

Участники проекта: обучающиеся средней группы, родители, педагоги, социальные партнеры.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев)

Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности);

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»;

Актуальность: Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. К сожалению, практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

Проблема: Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Цель проекта: Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

2. Продолжать знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

5. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.

6. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

7. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный (сентябрь)

- Определение темы проекта, её актуализация;

- Постановка целей и задач работы;

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических пособий по теме «Семья»;

- Подбор литературных произведений;

- Составление перспективного плана;

- Анкетирование родителей;

- Консультация «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребёнка».

II Основной (октябрь – апрель)

Работа с детьми:

- Социально-коммуникативное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Взаимодействие с семьей:

- Выставка поделок детей и родителей из природного материала «Осенние фантазии» (октябрь);

- Развлечение «День матери» (ноябрь);

- Конкурс «Мастерская Деда Мороза» (декабрь);

- Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо» (январь);

- Конкурс фотографий «Весело мы отдыхали, Новый год встречали!» (январь);

- Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья» (февраль);

- Мастер – класс с родителями на тему: «Пасхальный сувенир» (март);

- Конкурс совместных поделок «Пасхальное настроение» (апрель);

- Заседание родительского клуба «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка» (апрель);

III Заключительный (май)

Оформление результатов работы по проекту:

- конспекты;

- игры;

- пособия;

- фотоматериалы;

- детская продуктивная деятельность;

- видеозаписи;

- организация выставок;

- выступление на педсовете ДОУ по итогам проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

За время реализации проекта «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей» сформируется более высокий уровень положительного образа семьи у детей, а именно:

- дети овладеют такими понятиями, как семья, род, родословная, семейные традиции;

- узнают информацию о своей семье, профессиях родителей, о своих правах и обязанностях;

- научатся составлять творческий рассказ о семье, организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;

- повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;

 - в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания;

- создана методическая копилка по данной теме;

- изготовлены фотоальбомы «Моя дружная семья», генеалогическое древо каждой семьи.

Перспективный план мероприятий:

Игровая деятельность: cюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Дочки - матери», «Маленькие помощники».

Дидактические игры:

- «Добрые слова».

- «Кому, что нужно»

- «Маленькие помощники »

-  «Вот какой папа».

-  «Вот какая мама».

-  «Оденем куклу на прогулку»

 - «Скажи, как тебя дома ласково называют?».

Игры-драматизации по сказкам «Теремок, «Репка», «Муха - цокотуха», «Заюшкина избушка».

Инсценировки «Аппетитный колобок», «Под грибком».

Конструктивные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол».

Пальчиковые игры: «Моя семья», «Мальчик – пальчик», «За работу», «Бабушка».

Социально-коммуникативное развитие: «Права и обязанности в семье», «Моё имя».

Классификация (мебель, посуда, овощи, фрукты, игрушки, ягоды).

Ребенок и окружающий мир: «Я люблю свою маму», «Дружная семейка».

Речевое развитие:

- Беседы на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю маме», «Рядом с кем я живу».

- чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Три поросенка», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка»; А. Яковлева «Мама», «Бабушкины руки».

- разучивание стихов на семейную тематику.

Художественно-эстетическое развитие:

- рисование на тему «Моя семья»,

- изготовление подарков для мам,

- разучивание русских народных танцев, песен, а также песен о маме, бабушке, семье.

Физическое развитие:

- русские народные подвижные игры «У медведя во бору», «Совушки», «Кошки и мышки», «Гуси-лебеди», «Мышеловка» и другие.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей» МАДОУ д/с № 36 г . Калининград

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям . ЗАДАЧИ: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность); Знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»; Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Слайд 3

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. ЗАДАЧИ:

Слайд 4

Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства, Страны моей, моей России. В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты выходишь из семьи, В семейном кругy мы жизнь создаем, Основа основ родительский дом.

Слайд 5

Этапы реализации проекта Первый этап: подготовительный Второй этап: основной Третий этап: заключительный

Слайд 6

Подготовительный этап Определение темы проекта, её актуализация; Постановка целей и задач работы; Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических пособий по теме «Семья»; Подбор литературных произведений; Составление перспективного плана; Анкетирование родителей; Консультация «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребёнка».

Слайд 7

Основной этап Выставка «Осенние фантазии»

Слайд 9

Развлечение «День матери»

Слайд 10

Выставка «Парад Снеговиков»

Слайд 11

Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо»

Слайд 13

«Морское путешествие», посвященное дню защитника Отечества.

Слайд 14

Мастер – класс «Пасхальный сувенир»

Слайд 15

Конкурс поделок «Пасхальное настроение»

Слайд 16

Оформление результатов работы по проекту: конспекты; игры; пособия; фотоматериалы; детская продуктивная деятельность; видеозаписи; организация выставок; выступление на педагогическом совете ДОУ по итогам проекта Заключительный этап

Слайд 17

За время реализации проекта «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился: Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познавали и осваивали новое, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превращались из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Заключение

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей»

Проект по духовно-нравственному воспитанию....

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей  старшего дошкольного  возраста»...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

Проект по духовно-нравственному воспитанию через приобщение к семейным ценностям

Проект реализуется в рамках программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой....