ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»
рабочая программа (младшая группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Познавательно – речевая, развивающая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logoritmika_2019-20_uch_1g.docx89.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №41присмотра и оздоровления» городского округа Саранск

Рассмотрена и одобрена

на заседании

педагогического Совета№6

от«30» августа 2019г

«Утверждаю»

Заведующая

МАДОУ «Детский сад №41

присмотра и оздоровления» ___________С.В.Семтина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА)

по логоритмике

«Веселый язычок»

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

                                                                        Составитель:  

                                                                        руководитель кружка

                                                                       воспитатель  высшей                                                                

         кв. категории

                                                                                         Налейкина Н.А.

Саранск, 2019 - 2020 уч.г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

7

4.

Содержание изучаемого курса

8

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

27

6.

Материально-техническое обеспечение

30

7

Список литературы

32


Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Веселый язычок»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель высшей квалификационной категории Налейкина Наталья Анатольевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск, ул. Есенина, д.5

Цель программы

Профилактика речевого нарушения детей 3 – 4 лет, путем развития и коррекции двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.

Направленность программы

Познавательно – речевая, развивающая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 модифицированная  

  познавательно – речевая, развивающая

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательной организации;

практическую работу осуществляет руководитель кружка дополнительного образования

Ожидаемые конечные результаты программы

3-4 года

  • Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему.
  • Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы: Познавательно – речевая, развивающая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

  1. Новизнапрограммы: заключается в системе подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой, которая отработана с учётом возрастных особенностей и требований ФГОС ДО. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массаж пальцев и кистей рук, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

  1. Актуальность программы.

         С  каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий речевого развития ребенка. Развитие звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед педагогами стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

  1. Отличительные особенности программы:

Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного  возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о развитии речи, коммуникативных способностей, физическом развитии.

  1. Педагогическая целесообразность программы:

В основу программы заложен принцип развития органов голосового и речевого аппарата у детей, способствующий развитию правильного звукопроизношения. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется речевое развитие.

  1. Цель: речевое развитие  детей 3 – 4 лет путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.

7. Задачи программы.

Образовательные:

  • выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;

Развивающие:

  • развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
  • развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;

Воспитательные:

  • воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
  • создание на занятиях по логоритмике  благоприятного психологического настроя.

  1. Возраст детей. 3-4 года

  1. Срок реализации программы. 1 год

10. Форма детского образовательного объединения: кружок дополнительного образования по логоритмике «Веселый язычок.

Режим организации занятий:

        Программа для детей 3- 4 лет рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся во вторую половину  дня. Продолжительность занятия 15 минут.  Тема берётся на два занятия. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количство часов, на которые рассчитана программа  составляет 64 часа в год.

По желанию педагога,  возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

3-4 года

К концу года ребенок должен:

  • расширить словарный запас по лексическим темам;
  • уметь произносить звуки отдельно и в слоговых рядах, словах, чистоговорках; произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
  • общаться в диалоге с педагогом и другими детьми;
  • уметь выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз (по показу педагога);
  • уметь ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • уметь ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • правильно выполнять речевое и физиологическое дыхание (по показу педагога);
  • уметь координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

12. Форма подведения итогов.

  • В конце учебного года (май) в группе проводятся открытые просмотры итогового занятия с приглашением заведующей ДОО, старшего воспитателя, родителей воспитанников.
  •    Руководители кружков проводят открытые просмотры занятий с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольной организации, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

по логоритмике «Веселый язычок»

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

№ п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

минут

1

«Прогулка по осеннему лесу»

2

30

10 мин

20 мин

2

«Колобок- колючий еж»

2

30

10 мин

20 мин

3

«Земляничка»

2

30

10 мин

20 мин

4

«Мишкина малина»

2

30

10 мин

20 мин

5

«Полная корзинка»

2

30

10 мин

20 мин

6

«Осенняя ярмарка»

2

30

10 мин

20 мин

7

«Сундучок осени»

2

30

10 мин

20 мин

8

«Кто как к зиме готовится»

2

30

10 мин

20 мин

9

«Почему медведь зимой спит?»

2

30

10 мин

20 мин

10

«Зимняя царица»

2

30

10 мин

20 мин

11

«Два Мороза»

2

30

10 мин

20 мин

12

«Новогодний поезд»

2

30

10 мин

20 мин

13

«Новоселье»

2

30

10 мин

20 мин

14

«Магазин игрушек»

2

30

10 мин

20 мин

15

«Городок игрушек»

2

30

10 мин

20 мин

16

«Поиграем в поезд»

2

30

10 мин

20 мин

17

«Снежная баба»

2

30

10 мин

20 мин

18

«Кошкин дом»

2

30

10 мин

20 мин

19

«У кошки новоселье»

2

30

10 мин

20 мин

20

«Крокодил Гена идет в армию»

2

30

10 мин

20 мин

21

«Мы - строители»

2

30

10 мин

20 мин

22

«Строим дом»

2

30

10 мин

20 мин

23

«Кем быть?»»

2

30

10 мин

20 мин

24

«Сказка о глупом мышонке»

2

30

10 мин

20 мин

25

«Сказка об умном мышонке»

2

30

10 мин

20 мин

26

«Будем космонавтами!»

2

30

10 мин

20 мин

27

«Веселые музыканты»

2

30

10 мин

20 мин

28

«Кто где живет»

2

30

10 мин

20 мин

29

«Зайкин день»

2

30

10 мин

20 мин

30

«На лесном перекрестке»

2

30

10 мин

20 мин

31

«Находчивый бобр»

2

30

10 мин

20 мин

32

«Муха-Цокотуха»

2

30

10 мин

20 мин

Итого:

64

16ч

20 мин

10ч

40мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

по логоритмике

«Веселый язычок»

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

1        «Прогулка по осеннему лесу» - 2занятия

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать знания о признаках осени, о правилах поведения в лесу.
  • Обучение приемам массажа.
  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Практическая  часть: 20 мин.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»;

песня «Золотые листики»;

упражнения с элементами пальчиковой гимнастики;

массаж лица «Ежик»;

массаж пальцев «Малина»;

п/игра «Догонялки»;

мимическое упражнение «Эхо».

2        «Колобок- колючий еж»- 2 занятия

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Расширение представления детей о внешнем виде животных.
  • Развитие ритмической выразительности.
  • Формирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Практическая  часть: 20 мин.

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Грибок», «Надуть щеки», «Подуй на одуванчик», «Дятел»;

динамическое упражнение «По грибы»;

дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»;

пальчиковая гимнастика «Зайчик и ушки»;

массаж пальцев «Малина»;

динамическое упражнение для стоп;

п/игра «Лягушата и Мишка»;

упражнение «Разминаем пальчики»;

гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки.

3        «Земляничка» - 2 занятия

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Расширять знания о безопасном поведении на прогулке.
  • Обучение приемам массажа.
  • Формирование правильной осанки.
  • Развитие эмоциональной выразительности.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитывать заботливое отношение друг другу.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма;

динамическое упражнение «Прогулка»;

песня «Кто пасется на лугу» А. Пахмутовой;

п\игра на внимание «Кто пасется на лугу»;

пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»;

артикуляционная гимнастика «Птенчик»; «Ежик», «Грибок»

массаж кистей рук «Мышка»;

дыхательное упражнение «Мышка принюхивается»;

массаж тела «Лягушата»;

массаж лица «Ежик», произнося чистоговорку;

песня «Туча» Г. Вихаревой;

п\игра «Прогулка и дождик»

4        «Мишкина малина»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формирование правильной осанки, двигательных навыков и умений, пространственных представлений.
  • Обучение приемам массажа.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитывать заботливое отношение к природе и его обитателям.
  • Воспитывать желание делиться с друг другом, угощать,  доставлять друзьям радость.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамические упражнения «По грибы», «Прогулка», для стоп;

Дыхательное упражнение «Ветер»;

«Танец с листьями»;

пальчиковая игра «Осенний букет»;

песня об осени;

массаж «Лиса»;

физминутка «Зайчики»;

массаж лица «Ежик»;

мимические упражнения;

п\игра «Гора – дерево – кочка»;

хоровод  «По малину» А.Филиппенко;

артикуляционная гимнастика: упражнения « Подуем на варенье», «Вкусное варенье»;

ритмическое упражнение «Капли».

5        «Полная корзинка»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Обучение приемам самомассажа.
  • Формирование правильной осанки, походки.
  • Развитие координации движений и моторных функций.
  • Развитие эмоциональной выразительности.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Воспитание чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамическое упражнение;

дыхательное упражнение «Аромат цветов»;

мимическое упражнение «Крапива»;

массаж лица «Пчела»;

хоровод «Пошли дети в поле» Н. Бахутовой;

гимнастика для глаз «Пчела – оса»

артикуляционная гимнастика: упражнения «Подуй на варенье через трубочку», «Вкусное варенье», «Бличик», «Пирожок»;

массаж спины «Дождь»;

п\игра «Дети и волк» Г. Вихаревой;

пальчиковая игра «Осенние листья»

6        «Осенняя ярмарка»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Обучать навыкам коммуникации со сверстниками.
  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитание умения перевоплощаться.

Практическая  часть: 20 мин.

Массаж спины «Дождик»;

гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»;

динамические упражнения «Помидоры», «Подсолнух»;

массаж носа «Морковь»;

мимическое упражнение «Арбуз»;

дыхательное-упражнение «Синьор-помидор»;

русская народная игра «Огуречик»;

пальчиковая игра «Капуста»;

упражнение на релаксацию.

7        «Сундучок осени»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать знания о дарах осени.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности, слуха.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Воспитание чувства взаимопомощи.

Практическая  часть: 20 мин.

Хоровод «Здравствуй, осень!»;

массаж спины «Дождь»;

артикуляционная гимнастика: упражнения «Вкусное варенье», «Бличик»;

динамические упражнения «Медвежата», «Яблоки»;

дыхательные упражнения;

мимическое упражнение «Капуста»;

массаж носа «Морковь»;

ритмическое упражнение «Ежик и барабан»;

п/игра «Дети и волк» Г. Вихаревой;

пальчиковая игра «Орехи».

8        «Кто как к зиме готовится»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать знания детей о  подготовке к зиме людей и животных.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитаниеспособностиощущатьвмузыке,движенияхиречиритмическую выразительность.

Практическая  часть: 20 мин.

Песня об осени;

динамические упражнения «Звери», «Заинька»;

массаж пальцев «Рукавичка»;

артикуляционная гимнастика «Подуй на чай», «Ой, как вкусно!», «Блинчик», «Пирожок»;

дыхательное упражнение «Осы»;

гимнастика для глаз «Оса»;

упражнение «Пильщики» О.Бормыковой, «Грибок» ;

п/игра «Маленький ежик»;

пальчиковая игра «Сидит белка»;

упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят».

9        «Почему медведь зимой спит?»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Совершенствование знаний об осени.
  • Развитие темпо-ритмической организации речи.
  • Развитие ритмической выразительности.
  • Стимулирование двигательных умений и навыков.
  • Укрепление  мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитание коллективизма у дошкольников.

Практическая  часть: 20 мин.

Хоровод «Здравствуй, осень!» Е.Тиличеевой;

артикуляционная  гимнастика: упражнения «Улыбка», «Трубочка»;

массаж носа «Морковь»;

русская народная хороводная игра «Заинька, выходи!»;

ритмическое упражнение «Грибы» Т.Попатенко;

комплекс общеразвивающих упражнений «Грибы»;

пальчиковая игра «Сидит белка»;

игра на внимание «Рыбка»;

дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями;

массаж ног «Курочки и петушок» под рус. нар. мелодию «Ах вы,

сени»;

упражнение на расслабление.

10        «Зимняя царица»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формирование знаний о признаках зимы.
  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Укрепления голосовых связок детей.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитание нравственно-эстетических чувств.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамические упражнения;

упражнение «Тополек» для координации движений;

мимическое упражнение;

подвижная игра «Найди свое дерево»;

массаж пальцев «Орешник»;

ребята рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями;

гимнастика для глаз «Елочка»;

хоровод про елочку.

11        «Два Мороза»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формирование динамической координации движения рук.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность

Практическая  часть: 20 мин.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода»;

упражнение «Снежинки» на развитие чувства ритма;

ритмическая игра «Метелица»;

комплекс общеразвивающих упражнений;

стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями);

гимнастика для глаз;

танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой;

мимическое упражнение;

песня о Деде Морозе (по выбору);

белорусская народная игра «Мороз».

12        «Новогодний поезд»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Систематизация знаний о новогоднем празднике.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
  • Расширение лексического запаса.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Воспитание нравственно-эстетических и этических чувств.

Практическая  часть: 20 мин.

Массаж спины «Паровоз»;

ритмическое упражнение «Едет поезд»;

песня о Деде Морозе (по выбору);

новогодний хоровод (по выбору);

гимнастика для глаз «Елочка» (авторская разработка);

пальчиковая игра «Вышел котик погулять»;

гимнастика для шеи «Петушок»;

стихотворение «Как на горке снег, снег»;

артикуляционная гимнастика: упражнение «Трубочка», «Барабан»,  «Гормошка»;

динамические упражнения «Звери на елке» А. Ануфриевой;

13        «Новоселье»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
  • Расширение лексического запаса.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

Практическая  часть: 20 мин.

Упражнение «Песня сороки» для координации слова с движением;

упражнение «Сорока летит» на внимание;

стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями рук);

массаж рук «Строим дом»;

упражнение «Самолет» для развития координации слова с движением;

артикуляционная гимнастика: упражнение «Трубочка», «Болтушка», «Рупор»;

динамические упражнения «Гости»;

танец с погремушками (по выбору);

упражнение для мышц шеи «Петушок»;

упражнение «Мухи» для развития мелкой моторики;

игра «Замри!» (на внимание).

14        «Магазин игрушек»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Фонематического восприятия и фонематических представлений.
  • Расширение лексического запаса.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Воспитание дружеских качеств у  дошкольников.

Практическая  часть: 20 мин.

Комплекс общеразвивающих упражнений;

инсценировка песни «Моемся, чистим зубы» О. Боромыковой;

артикуляционная гимнастика: упражнения «Вкусное варенье», «Подуй на чай» ,

«Покатай во рту конфетку»;

мимическое упражнение;

исполняется 1-й куплет песни «Про Мишку» А. Филиппенко;

массаж пальцев «Дружба»;

подвижная игра «Волчок»;

пальчиковая игра;

песня «Часы» Л. Бирнова.

15        «Городок игрушек»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Систематизация знаний об игрушках.
  • Закрепление навыков самомассажа.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Развитие динамической и статистической координации общих движений.
  • Развитие подвижности  артикуляционного аппарата.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитание взаимовыручки у дошкольников, желания делиться своими игрушками с друзьями.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамические упражнения (на координацию движений);

комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки»;

дыхательное упражнение (по Б. Толкачеву);

артикуляционная гимнастика упражнение «Лошадка»;

подвижная игра «Кто скорее возьмет погремушку»;

мимические упражнения;

танец «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Старокадамского;

пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя»;

игра на внимание «Волчок»;

подвижная игра «Волчок»;

массаж пальцев «Дружба»;

массаж спины «Паровоз».

16        «Поиграем в поезд»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать знания о видах транспорта
  • Совершенствование двигательных умений и навыков.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата
  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитание взаимовыручки.

Практическая  часть: 20 мин.

Массаж спины «Паровоз»;

артикуляционная гимнастика: упражнения «Киска умывается»,  «Зевок»,

 «Киска лакает молочко»,  «Чашечка»;

упражнение «Кошечка поет» на развитие чувства ритма;

песня о кошке (по выбору);

мимическое упражнение;

пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя»;

голосовое упражнение «Самолет летит»;

дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями;

подвижные игра «Кто скорее возьмет игрушку» с погремушками;

песня о зиме (по выбору);

хороводная игра «Снежная баба».

17        «Снежная баба»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формирование навыков выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Закрепление навыков самомассажа.
  • Развитие чувства ритма, слухового и зрительного внимание.
  • Развитие динамического слуха.
  • Воспитание положительных личностных качеств у дошкольников.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»;

дыхательные упражнения;

упражнение для коррекции зрения

загадка Н. Стожкова;

артикуляционная гимнастика:  упражнение «Горка», «Саночки»;

мимическое упражнение «Снеговик» Л. Олифировой;

упражнение «Найди снеговика»;

дети проговаривают стихотворение, сопровождая его движениями;

игра «Зайчики и лисичка» А. Финаровского;

игра на внимание «Снежная баба»

18        «Кошкин дом»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Совершенствование двигательных умений и навыков.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата
  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Воспитание взаимопомощи.

Практическая  часть: 20 мин.

Массаж спины «Барабан»;

массаж биологически активных зон «Кисонька»;

«Мяу!» Е. Макшанцевой (на мотив русской народной песни «Я на горку шла»);

динамические упражнения «Гости»;

дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями;

мимическое упражнение;

инсценировка «Кошкин дом» (русская народная потешка);

массаж рук «Строим дом»;

подвижная игра «Веселый бубен»;

пальчиковая игра «Танец мух»;

речевая игра «До свидания!»

19        «У кошкиновоселье»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формирование двигательных умений.
  • Развитие динамической координации, четкости и точности выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Развитие у детей устойчивого слухового внимания, слуховой и двигательной памяти.
  • Развитие мелкой моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.
  • Воспитание коллективизма у дошкольников.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамические упражнения;

пальчиковая игра «Мячик»;

подвижная игра «Веселый мячик»;

массаж лица;

мимическое упражнение «Угости котенка»;

инсценировка «Кошкин дом» (русская народная потешка);

массаж рук «Строим дом»;

дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями;

артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Зайчик», «Пирожок», «Хоботок»;

динамические упражнения;

гимнастика для мышц шеи «Козлик»;

ритмическая игра;

подвижная игра «Кот и мыши»;

дыхательное упражнение «Шарик» (по Б. Толкачеву);

релаксация (звучит «Колыбельная»).

20        «Крокодил Гена идет в армию»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать знания о родах войск.
  • Совершенствование двигательных умений и навыков.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата
  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитание смелости, отважности.

Практическая  часть: 20 мин.

Комплекс общеразвивающих упражнений (движения детей соответствуют тексту);

артикуляционная гимнастика: упражнения «Стрельба», «Вертолет», «Пароход»,

«Танк», «Самолет»;

ритмическая игра «На лошадке»;

динамическое упражнение «Пограничники»;

массаж ушей «На границе»;

гимнастика для глаз;

подвижная игра «Летчики, следите за погодой»;

пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»;

дыхательное упражнение «Ветер»;

динамическое упражнение «Сигнальщики» О. Боромыковой;

игра на внимание «Сигнальщики»

21        «Мы - строители»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать знания о профессии строителя.
  • Формирование навыков выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Закрепление навыков самомассажа.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие чувства ритма, слухового и зрительного внимание.
  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитание трудолюбия.

Практическая  часть: 20 мин.

Ритмическая игра «Молотки»;

массаж рук «Строим дом»;

песня «Строим дом» М. Красева;

артикуляционная гимнастик: упражнения «Горка», «Заборчик», «Качели», «Загнать мяч в ворота», «Улыбка», «Зайчик»;

динамическое упражнение «Мишутка»;

танец «Веселые слоны» (движения детей соответствуют тексту);

песня про кошку (по выбору);

мимическое упражнение «Подарки»;

массаж пальцев «Грачи»;

дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями

22        «Строим дом»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Дать элементарные представления о строительных инструментах и технике.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
  • Расширение лексического запаса.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Развитие мелодико-интонационных компонентов.
  • Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, коллективизма.

Практическая  часть: 20 мин.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Самосвал» (с обручами);

динамические упражнения;

дети рассказывают потешку, сопровождая ее движениями;

ритмическая игра «Молоточки»;

артикуляционная гимнастика;

песня «Строим дом» М. Красева;

стихотворение «Гномы» Е. Карельской;

мимическое упражнение «Подарки»;

массаж тела и лица;

игра-импровизация «Ровным кругом»;

массаж пальцев «Куличи» ;

песня «Испечем мы булочки» Б. Бартока;

пальчиковая игра «Угощение гномов»

23        «Кем быть?»

Теоретический материал: 10 мин.

  • Формирование фразы из двух слов. Закрепить знания детей о различных профессиях.
  • Развитие игровых имитационных движений (пропевание звука /о/, звукоподражание).
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие координации движений.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие мимики детей.
  • Воспитание  уважения к людям разных профессий.

Практическая  часть: 20 мин.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Профессии»;

игра на внимание «Почтальон»;

артикуляционная гимнастика: упражнения «Рубанок», «Молоток», «Маляр»,«Катушка», «Трубочка»,«Блинчик» — «Пирожок»;

дети рассказывают стихотворение, сопровождая речь движениями;

мимическое упражнение «Артистка»;

ритмический танец «Большая стирка» (под музыку «Макарены» или любой в стиле диско. Автор композиции — И. Менылихина);

подвижная игра «Цыплята и коршун»;

пальчиковая игра «Я — художник».

24        «Сказка о глупом мышонке»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формирование  навыков безопасного поведения с незнакомыми .
  • Закрепление артикуляции звука [У] в фонематических упражнениях.
  • Развитие силы и модуляции голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Развитие у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развитие слухового внимания.
  • Воспитание ответственности и дисциплинированности.

Практическая  часть: 20 мин.

Дети рассказывают считалку, сопровождая речь движениями;

динамические упражнения «Ходьба на носках и пятках» О. Боромыковой;

песня о маме (по выбору);

ритмический танец «Веселая дудочка» М. Красева;

дыхательное упражнение «Пузыри»;

ритмическая игра «Лошадка»;

массаж груди;

подвижная игра «Курочка, цыплята и коршун»;

массаж пальцев «Цыпа»;

артикуляционная гимнастика: упражнения «Заборчик» , «Рупор», «Трубочка».

25        «Сказка об умном мышонке»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Закрепление навыков массажа.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитание вежливости и доброжелательности.

Практическая  часть: 20 мин.

Мимическое упражнение;

подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»;

массаж ступни и пальцев ног;

гимнастика для глаз;

динамическое упражнение «Хорек»;

массаж пальцев;

комплекс общеразвивающих упражнений «Белочка»;

«Улыбка», «Трубочка»;

русская народная потешка «Сова» (проговаривать с движениями);

подвижная игра «День — ночь»;

динамическое упражнение «Моемся, чистим зубы» О. Боромыковой;

подвижная игра «Мышки-мышки»

26        «Будем космонавтами!»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Расширить знания детей о первом космонавте.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата
  • Развитие внимания детей, координацию движений в подвижных играх.
  • Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных  упражнений.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитание чувства патриотизма.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамическое упражнение «Строим звездолет»;

комплекс общеразвивающих упражнений «Будем космонавтами»;

ритмическое упражнение «Космонавты»;

динамическое упражнение «Невесомость» (на координацию движений);

голосовое упражнение «Радиоволны» (для развития эмоциональной, выразительной речи);

артикуляционная гимнастика;

русская народная игра «Кот и мыши»;

массаж пальцев «Матрешки»;

подвижная игра «Замри!» (на внимание)

27        «Веселые музыканты»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Расширение представления детей о музыкальных инструментах.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие эмоциональной сферы, воображения.
  • Развитие динамической и статической координации общих движений.
  • Расширение активного и пассивного словаря.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитание дружеских отношений.

Практическая  часть: 20 мин.

Мимические упражнения «Злой волшебник»;

динамическое упражнение «Веселые музыканты»;

танец-импровизация «Танцевать два Миши вышли»;

пальчиковая игра «По клавишам стучим»;

ритмическая игра «Бубен»;

ритмическая игра «Три барабана» Е. Рыбак;

артикуляционная гимнастика. Упражнение «Колокольчик»;

массаж носа «Труба»;

упражнение «Гармошка» (по Б. Толкачеву);

подвижная игра «Оркестр».

28        «Кто где живет»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Расширение представления детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы.
  • Формирование навыков  выразительных и ритмичных движений под музыку.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие способностей детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Воспитание у детей любовь к природе, животным.

Практическая  часть: 20 мин.

Стихотворение «Строители» (дети проговаривают, сопровождая речь движениями);

артикуляционная гимнастика: упражнения «Иголочка», «Блинчик» , «Язычок перешагивает через зубы» , «Маляр»,  «Чьи зубы чище»;

игровая зарядка «Важный пес» для коррекции эмоциональной сферы, разработанная В. Кудрявцевым и Б. Егоровым;

дыхательное упражнение «Дятел» (по Б. Толкачеву);

гимнастика для глаз «Белка»;

динамическое упражнение «Мишка» для стоп;

динамическое упражнение «Лисица» (на внимание);

подвижная игра «Цыплята, курочка и кот»;

релаксация.

29        «Зайкин день»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Расширить знания детей о животных.
  • Закрепление навыков  самомассажа.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие динамического слуха.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Воспитание заботливого отношения к животным.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка»;

динамическое упражнение «Моемся, чистим зубы» О. Боромыковой;

артикуляционная гимнастика: упражнения «Вкусное варенье», «Выпьем молочко»,

«Жевание»;

динамическое упражнение «На прогулке»;

подвижная игра «Замри!»;

дыхательное упражнение «Ветерок» (по Б. Толкачеву);

мимическое упражнение «Рисунок»;

пальчиковая игра «Пирожки и плюшки»;

дети рассказывают русскую народную потешку, сопровождая речь движениями;

самомассаж тела «Мочалочка»;

релаксация.

30        «На лесном перекрестке»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
  • Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
  • Развитие правильного речевого дыхания.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие чувства ритма.
  • Воспитание дружелюбия, взаимовыручки.

Практическая  часть: 20 мин.

Массаж биологически активных зон «Сорока»;

дети рассказывают стихотворение «Сорока», сопровождая  речь движениями;

ребята проговаривают чистоговорку, ритмично отхлопывая ритм;

артикуляционная гимнастика;

подвижная игра «Самокат» (на внимание);

динамическое упражнение;

игра-импровизация;

подвижная игра «Светофор»;

ритмическое упражнение «Автомобиль»;

массаж пальцев; песня о солнышке (по выбору);

«Танец с колечками».

31.«Находчивый бобр»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Расширение лексического запаса.
  • Совершенствование четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе.

Практическая  часть: 20 мин.

Дыхательное упражнение «Ежик»;

Упражнения для ног «Башмачки»;

Динамическое упражнение;

Комплекс общеразвивающих упражнений;

Ритмическая игра «Капли»;

Артикуляционная гимнастика Язык перешагивает через зубы», «Заборчик», «Болтушка», «Зайчик»;

Проговаривание чистоговорки;

п/игры «Будь внимательным», «Охотники и зайцы»;

упражнения на релаксацию.

32. «Муха-Цокотуха»

Теоретический материал: 10 мин.

Задачи.

  • Формировать интерес к художественному слову.
  • Расширение лексического запаса.
  • Совершенствование четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

Практическая  часть: 20 мин.

Динамическое упражнение «Муха-Цокотуха» (на внимание);

мимическая гимнастика «Облака»;

массаж лица «Бурундук»;

комплекс общеразвивающих упражнений: упражнения «Журавль»,  «Бабочка»,«Птичка», «Суслик», «Кузнечик»;

динамические упражнения;

артикуляционная гимнастика: упражнения «Чашечка», «Пирожок», «Болтушка»;

дети проговаривают чистоговорку, сопровождая речь движениями рук;

подвижная игра «Спрячься от паука!»;

коммуникативная игра «Фонарик»;

дети рассказывают стихотворение, сопровождая речь движениями.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

по логоритмике

«Веселый язычок»

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

     Занятие по логопедической ритмике проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно состоит из трех частей:

I.        Подготовительная часть  – продолжается 2 минуты.

Цель: организовать детей, настроить на занятие, сконцентрировать внима-ние.

В этой части занятия используются коммуникативные игры – приветствия. Они направлены на формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения вступать в контакт. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности с помощью вербальных и невербаль-ных средств (мимики, жестов, поз, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

II.        Основная часть – занимает  10 минут и включает в себя сле-дующие виды упражнений:

•        Ходьба и ориентирование в пространстве.

•        Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

•        Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

•        Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  

•        Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

•        Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

•        Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

•        Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

•        Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

•        Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

•        Театральные этюды.  Очень часто у детей  маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

•        Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

•        Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

III.        Заключительная часть – занимает 2 минуты. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, подводятся итоги занятия.

Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

  • подгрупповые
  • групповые

Приемы и методы организации.

        Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.

  • Звукоподражание;
  • Словесный метод;
  • Метод показа;
  • Игровой метод;
  • Наглядно-зрительный метод;
  • Практический метод.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)

по логоритмике

«Веселый язычок»

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Наименование объектов и средств

материально - технического обеспечения

Количество

Примечание

1. Библиографический фонд.

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2013

2.Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2017;

3.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2013;

4.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2012;

5.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015;

6.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014;

        2. Дидактический материал.

Картины и иллюстрации:

«Времена года»,

«Дикие и домашние животные»,

«Птицы»,

«Игрушки»,

«Овощи и фрукты»,

 «Посуда»,

«Одежда»

«Обувь».

Муляжи: овощи, фрукты, животные.

Музыкальные инструменты, развивающие чувство ритма

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

3. Техническое оснащение занятий.

Диски:

Записи фонограмм детских песен, классических произведений

«Весёлая логоритмика». Е.Железнова

« Пальчиковые песенки-игры Е.Железнова»

•        Д - демонстрационный материал (не менее 1 на группу)

•        К - полный комплект (на каждого)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2013;

2.Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольногообразования.-  СПб.: ЛОИРО, 2017;

3.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;

4.Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2017;

5.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014;

6.Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011;

7.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2013;

8.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2012;

9.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015;

10.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014;

11.Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2015;

12.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2015;

13.Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

14.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2012;

15.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2014;

16.Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2014.


Список литературы для детей и родителей

  1. Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2016.
  2. Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Васильева, В.С. Цвиль. Архангельск, 2014.
  3. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 2017.
  4. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 2018.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2015.
  6. Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 2008.
  7. Стихи, загадки, шарады, ребусы, кроссворды для дошколят и младших школьников. Архангельск, 2012.
  8. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели». СПб., 2015.
  9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселый язычок"

представлена программа кружка "Веселый язычок"...

Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшни...

Образовательная программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по логоритмике «Весёлый язычок»

Цель. Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и мето...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»

Дополнительная общеобразовательная программа  социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»...