Досуговая деятельность Волшебные пальчики
материал (младшая группа)

Утегулова Айжан Миндекановна

Развиваем мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_deyatelnost_volshebnye_palchiki.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол № ____ от                                                                  Утверждено   «____»_______________20 ____г.                                     «____»_______________20 ____г.

Программа  досуговой деятельности

«Волшебные пальчики»

Первая группа раннего возраста «А»

Воспитатель I категории

  Утегулова Айжан Миндекановна

2020 – 2021  учебный год

Пояснительная записка

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речимелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить общение со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельностиРазвитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражненияхпальчиковых играх, штриховках и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

• формировать практические умения и навыки;

• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

• развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• совершенствовать движения рук;

• развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

• развивать  речь детей.

Воспитательные:

• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

• воспитывать внимательность к выполнению заданий;

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• воспитывать и развивать художественный вкус.

Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

• индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника

Ожидаемые результаты:

К концу года занятий в кружке дети должны знать: •

• некоторые виды бумаги;

• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

• несколько разных техник рисования;

• основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

• основные правила склеивания;

• понятие «конструктор»«мозаика»;

• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);

• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:

• правильно держать кисть, карандаш;

• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

• работать с трафаретами;

• заштриховывать предметы двумя способами;

• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Содержательный раздел

Разделы программы

• пальчиковая гимнастика

• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

• работа с бумагой (аппликация, конструирование)

• работа со шнурками, нитками

• рисование

• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

• лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдыхразвивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущенийразвитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

Перспективный план

Месяц Тема Названия

Сентябрь «Кисть и карандаш»

«Наши пальчики»

«Сухой бассейн»

«Гусеница» рисование прямых линий

работа с пальчиковыми красками

работа с крупами с художественным словом

лепка с природным материалом (желуди)

Октябрь

«Мячики для котят»

«Дождик»

«Колбаски и шарики»

«Следы на песке»

«Веселые раскраски»

Рисование пальчиками

Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь)

работа с пластилином

рисование пальчиками на песке

работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками)

Ноябрь «Осень золотая»

«Бусы, колечки»

«Петушок пшено рассыпал»

«Проведи дорожку» рисование (гуашь, поролон, трафареты из картошки)

лепка из цветного пластилина

рисование пальчиками на подносе с пшеном

рисуночные задания (цветные карандаши)

Декабрь «Снег кружится»

«Елочка»

«Козлик»

«Новогодние бусы» аппликация (салфетки, вата, фольга)

рисование (гуашь, гимнастика с кистью

лепка с коктейльными трубочками

нанизывание крупных бусин

Январь «Снеговик»

«Игрушки»

«Накорми мышку»

«Колобок» аппликация с элементами рисования

гимнастика с карандашом

д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)

знакомство с соленым тестом

Февраль «Облака»

«Домики»

«У мышки в кладовой»

«Пройди по лабиринту» обрывная аппликация

рисование пальчиками

перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

рисуночные задания (фломастеры)

Март

«Цветы»

«Расписной коврик»

«Печем пирожки»

«Помогаем бабушке» аппликация с сухими листьями

рисование цветными мелками

лепка из соленого теста

сматывание клубочков из шерстяных ниток

Апрель

«Звенит капель»

«Ракета в космосе»

«Раскраски с заданиями»

«Палочки- выручалочки»

рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)

аппликация с элементами лепки

работа с цветными карандашами

выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек

Май «Цыплята»

«Одуванчики цветут»

«Медведь проснулся»

«Волшебные камешки»

обрывная аппликация

рисование (гуашь)

лепка с шишками

раскрашивание речной гальки

Май

3- 4неделя Диагностика

3. Список литературы

• Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

• Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

• Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.

• Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. –Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

• Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. –Тула: “Родничок”, 2001.

• Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

• Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. –Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

• Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт –Петербург: 2005.40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая деятельность "Волшебные пальчики"

Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогран...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...

План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики» воспитателя логопедической группы

План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики». Материал будет полезен педагогам, работающим над развитием мелкой моторики дошкольниклов....

Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики»...

Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...

Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»

Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»...

Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима».

Конспект культурно-досуговой деятельности «Волшебная пора, зимушка зима». Развивать творческую инициативу детей, художественно-эстетический вкус и физическую активность....