Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)
материал

Михайлина Марина Павловна

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kapitoshki_vokalno_-_hor._kruzhok.docx52.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка»

Утверждаю:

Заведующая МАДОУ

ЦРР - детского сада

«Алёнушка»

   _________О.Н. Бадулина

«__»________2018г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

детей дошкольного возраста

«Капитошки»

(вокально – хоровая студия)

Музыкальный руководитель:

Марина Павловна Михайлина

(высшая квалификационная категория).

пгт. Селенгинск

2018 г

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

Пояснительная записка

В соответствии с    современно научной    Концепцией     дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. 

Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.

Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.

Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности. 

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению.  Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.

Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) и методических пособий:

  • Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения;
  • Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет;
  • Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
  • Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей;
  • Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать играя.

Но детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Основная идея методики игры на детских музыкальных инструментах – близость к детской жизни. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра принимает творческий, импровизационный характер. Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушк, с которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения наиболее существенных сторон личности.

Данная программа дополнена и переработана: содержание дополнительной образовательной программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой.

Цель программы: 

Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Задачи программы:

  1. Воспитывать  интерес к вокальному искусству.
  2. Научить детей правильно и выразительно петь.
  3. Учить детей  петь естественным голосом, без напряжения. 
  4. Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
  5. Развивать умение различать звуки по высоте.
  6. Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое  дыхание, артикуляцию.
  7. Научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.
  8. Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.
  9. Учить выполнять движение под собственное пение, слушать музыку и менять движения в соответствии с музыкой.
  10.  Формировать хоровое пение: петь, не отставая и не опережая друг друга, дружно, слаженно.

Принципы и подходы.

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Особая роль в программе уделяется песенной деятельности.

Приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций имеющего своё мнение и умеющего отстоять его.

Целевые ориентиры:

Дети владеют навыками пения: поют легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией, хором и без него, удерживая дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.

Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивают ритмический рисунок, движение мелодии, играют слаженно.

Эмоционально откликаются на музыкальное произведения, понимают их. У детей сформирован положительный настрой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.

Основаны этические нормы на основе праздников.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

Организация и проведения занятий кружка

Программа вокально - хорового кружка «Капитошки» рассчитана на проведение работы с детьми  в возрасте 3 – 7  лет.  Занятия проводятся с сентября по май,  один раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия 15– 30 минут соответственно возрасту детей.

Программа включает подразделы:

Восприятие музыка;

Развитие музыкального слуха и голоса;

Песенное творчество;

Певческая установка;

Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально – выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его, покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура занятия

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. 

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. 

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально – дидактические игры.

4. Заключительная часть. 

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни.

Особенности организации занятий

Все занятия строятся по «заповедям для взрослых». Кратко эти заповеди можно возвести в правила:

  • тесно сотрудничай с ребенком во время работы;
  • радуйтесь вместе с ребенком его успеху;
  • никогда не подвергайте  критики;
  • доставляйте радость на занятии;
  • чаще хвалите ребенка и ориентируйте его на успех;
  • удивляйте ребенка каждым занятием;
  • не давайте ребенку скучать, уставать на занятии;
  • встань на позицию рядом с ребенком, пойми его, вовремя помоги ему, играй и дружи со своими детьми.

Учебно-тематический план работы хорового кружка

«Капитошки»

Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание                занятия

Музыкальный репертуар

Кол-во занятий

Распевание

Развивать диапазон детского голоса.
Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами. Формировать певческую установку.

Упражнения на развитие слуха и голоса

«Воздушный шар» муз. М. Картушина, «Птенчик» М.картушина Здравствуйте! М.Ю.Картушина, «Сидит дед» М.Ю.Картушина

 

31

Разучивание и исполнение песен

Учить чисто, интонировать мелодию в диапазоне ре – си.
Учить вместе начинать и заканчивать песню.
Петь с музыкальным сопровождением и без него.
Выразительно исполнять песни  с разным эмоционально-образным содержанием.
Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по руке (кулачок - ладошка), по фразам, пение мелодии на гласные, на слоги.

 «Осень» А. Филиппенко, «Киска» Г.Вихарева, «Мышка» М.Ю.Картушина, «Портниха» И.Пономарёва, «Котятки»Г. Вихаревой, «Поварята»Г. Вихарева

 

31

 Игра на музыкальных инструментах

Научить детей игре на музыкальных инструментах, уметь аккомпанировать себе в песнях, играх и танцах

 

«Весёлая кухня» Г. Вихарева, «Весёлые барабаны», «Музыканты» Г. Вихаревой, «Мишкин оркестр» М.Ю. Картушина

 

31

Музыкально – дидактические игры

Развивать чувство метро – ритма, ритмический слух, развивать коммуникативные навыки, моторику рук Развивать фантазию, творчество в процессе создания игрового образа, поощрять неповторимость.

Сказка – игра «Музыкальный магазин»

«Весёлые ладошки у нашей куклы - крошки», «Музыкальные подарки для ёлочки», «Наш оркестр» 

 

31

 Музыкально – ритмические упражнения

Научить детей петь в движении, двигаться по кругу без помощи взрослого.
 


Пение с движением, инсценирование песен.

Игра «Колобок» Т. Суворова, игра «Самолёты», игра в снежки, «Поезд»

 

31

Перспективный план работы с детьми 4 – 5 лет        

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание                занятия

Музыкальный репертуар

Кол-во занятий

Распевание

Развивать диапазон детского голоса.
Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

Упражнения на развитие слуха и голоса

«Кто как поет», «Песенка про смех», «Поезд», «Вежливые слова» «Здравствуйте!»,Вокальная игра «Пой со мной»,  упражнение «Сидит дед» М.Ю.Картушина

 

31

Разучивание и исполнение песен

Учить чисто, интонировать мелодию в диапазоне ре – си.
Учить вместе начинать и заканчивать песню.
Петь с музыкальным сопровождением и без него.
Выразительно исполнять песни  с разным эмоционально-образным содержанием.
Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по руке (кулачок - ладошка), по фразам, пение мелодии на гласные, на слоги.

«Ёжик» Горбина, «Советы Бабки Ёжки» Е. Поплянова, «Пусть попляшет язычок», «Барабулька» Е. Поплянова

 

31

Игра на музыкальных инструментах

Учить узнавать музыкальные инструменты по звучанию. Уметь использовать музыкальные инструменты в танцах.

Разучиваем танцы с использованием музыкальных инструментов. 

«Музыкальный зонтик», «Котята - поварята» Г. Вихаревой, Танец с музыкальными инструментами

 

31

Музыкально – дидактические игры

Развитие звукового и тембрового слуха детей. Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти.

Беседы о музыкальных инструментах, просмотр презентаций.

«Раскрасим музыку»,  «Музыкальное окошко», «Музыкальный магазин»

 

31

Музыкально – ритмические упражнения

 Учить двигаться в соответствии с характером музыки.

Пение с движением, инсценирование песен.

«4 шага», игра «Сапожник», игра «Мухомор»

 

31


Перспективный план работы с детьми 5 - 6 лет

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание                занятия

Музыкальный репертуар

Кол-во занятий

Распевание

Расширять диапазон детского голоса.
Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз.

Упражнения для развития музыкального слуха и голоса.

Система упражнений Т.Орловой.
«Три синички», «Серая коза», «Белка», «Зима», «Шутка-прибаутка»

 

31

Разучивание и исполнение новых песен

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2.
Учить петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией.
Петь с музыкальным сопровождением и без него.
Учить передавать эмоциональное

настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.
 

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка). Учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

 «Почемучки» Л.Туркина,         «Мурлыка»        А. Морозова, «Зелёные ботинки»             С.  Гаврилова, «Советы бабки ёжки»Е. Поплянова, «Пусть попляшет язычок», «Барабулька»Е. Поплянова, «Чудо 0- балалайка» З. Роот

 

Музыкально – дидактические игры

Развивать детское творчество,  креативные возможности ребёнка.

Мультфильм «Маша и медведь» серия «Репетиция оркестра»

«Музыкальная шкатулка», «Приглашение», «Музыкальные загадки», «Музыкальные зверята»

 

31

Игра на детских музыкальных инструментах.

Тренировать чувство метро – ритма, ритмического слуха.

Беседы о музыкальных инструментах, показ фильмов и презентаций о музыкальных инструментах.

 «Концерт» Т. Музыкантова, «Звонкие свистульки», «Танец с ложками»

 

31

Музыкально – ритмические движения

Учит выполнять движение под собственное пение, слушать музыку и менять движение в соответствии с музыкой.

Разучивание слов. Мелодии по музыкальным фразам. Разучивание движений.

«Шёл козёл по лесу», «Земелюшка – чернозём» р.н.п.,

 

31

Перспективный план работы с детьми 6 - 7 лет

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание                занятия

Музыкальный репертуар

Кол-во занятий

Распевание

Развивать диапазон детского голоса.
Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

Упражнения на развитие слуха и голоса

Песенка – приветствие муз. М. Картушина, упражнение «Сидит дед», «Мышки и шишки» Т. Э. Тютюнникова, «Музыкальное эхо» муз. М. Андреевой

 

31

Разучивание и исполнение песен

Учить чисто, интонировать мелодию в диапазоне ре – си.
Учить вместе начинать и заканчивать песню.
Петь с музыкальным сопровождением и без него.
Выразительно исполнять песни  с разным эмоционально-образным содержанием.
Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто. Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение)
Дать понятия «хор», «солист»

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по руке (кулачок - ладошка), по фразам, пение мелодии на гласные, на слоги.

«Фуршет» Слова Т. Э. Тютюнниковой, «Три синички» чешская мелодия, «Косички» муз. С. Козак, «Про жука» муз. О. Буйновской, «Скакалочки» муз. Г. Вихаревой. «Мишка и оса» муз. Т. Пшеничниковой, «Разноцветные желания» немецкая народная, песня, «Ярмарка» муз. Е.Гомоновой

 

31

Музыкально – дидактические игры грамота

Продолжать учить детей играть на музыкальных инструментах. Правильно повторять ритмический рисунок.

Слушая музыку, определить какой музыкальный инструмент играет.

«Слушаем внимательно», «Определи инструмент», «Наш оркестр», «Нам игрушки принесли», «Колпачки».

 

31

Игра на детских музыкальных инструментах

. Развивать чувство ритма, ритмический слух, учить детей играть на музыкальных инструментах.

Беседы о музыкальных инструментах, показ фильмов и презентаций о музыкальных инструментах.

«Любим мы играть в оркестре», «Весёлый дождик», «Ягодный компот», игра «Колёсико», «Громко заиграли» Бокач

 

31

Музыкально – ритмические движения

Уметь выполнять движения под собственное пение, петь легко и непринужденно. Без крика.

Разучиваем слова и мелодию по музыкальным фразам, разучиваем движение.

«Как у деда Ермолая», игра «Сапожник», «На горе – то калина» р.н.п.

 

31

Ресурсное обеспечение.

Нормативно-правовые:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенции о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
  • ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Национальная образовательная инициатива:  Наша новая школа на период до 2020 года;
  • Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

Список средств реализации программы

Демонстрационный: Картины, игрушки, детские музыкальные инструменты.  

Раздаточный материал: карточки, платочки, флажки, ленточки, султанчики,  погремушки.

 Визуальный: проектор, экран, видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы, презентации, слайды.

Аудийный: музыкальный центр; звуковые пособия, фонограммы.

Аудиовизуальный: видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы.

Естественные и искусственные

Реальные и виртуальные:

Средства,  направленные на развитие деятельности детей

  • Игровой (игры, игрушки);
  • Коммуникативной (дидактический материал);
  • Познавательно – исследовательской (макеты, карты, модели, картины);
  • Музыкально – художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал.

Список литературы

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012.
  3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  4. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  5. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г. 
  6. Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Ярославль Академия развития 2007.
  7. А.И. Буренина Коммуникативные танцы – игры для детей «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2004
  8. И.В. Бодраченко Игровые досуги для детей. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» Творческий Центр Сфера Москва 2009
  9. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ - ДАНС». Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.,   « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 352 с., ил. 2007
  10. И. Новоскольцева, И. Каплунова «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей. Издательство «Композитор. Санкт – Петербург»2005
  11. Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»  сто секретов музыки для детей. Игры звуками.
  12. Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушки»
  13. Т.Э. Тютюнникова «Звёздная дорожка»
  14. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
  15. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М., Издательство ''Прометей'', 1992г.
  16. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство «Музыкальная палитра», 2008г.
  17. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г
  18. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008г.
  19. Тарасова К. статья «К постановке детского певческого голоса»/ «Музыкальный руководитель» №1-2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»

Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Вокальная студия»

Рабочая программа музыкального руководителя для дополнительной платной услуги в ДОУ "Вокальная студия" для детей от 4-7 лет...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...