Роль семьи в воспитании детей
консультация

Еговкина Елена Владимировна

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitanie_v_seme.docx19.24 КБ
Файл vozrastnyeosobennosti5-6let.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

 Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. 

 Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. 
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 
 Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. 
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитани,забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Страхи (переживания, опасения)

Конкретные вопросы

Надежды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития детей 5-ти лет

Слайд 2

Ведущая деятельность — игра со сверстниками. Условия успешности — собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь. Отношения со сверстниками — партнер по играм, предпочтения в общении. Отношения со взрослыми — источник информации, собеседник.

Слайд 3

Психологический портрет У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий . Детей волнуют важнейшие вопросы жизни , они умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет к последнему присоединяется интерес к взаимоотношениям людей . Пятилетние дети влюбчивы . Объектом влюбленности может стать человек любого возраста.

Слайд 4

Формируются «высшие чувства»

Слайд 5

К интеллектуальным чувствам можно отнести любознательность чувство юмора удивление

Слайд 6

К эстетическим чувствам можно отнести

Слайд 7

Внимание - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 20-25 минут; удерживать в поле зрения 6-7 предметов; находить от 8 до 10 отличий между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; находить 8-9 пар одинаковых предметов

Слайд 8

Память запоминать - 6 - 8 картинок в течение 1 минуты; рассказывать наизусть несколько стихотворений; пересказать близко к тексту прочитанное произведение; - сравнивать два изображения, предмета по памяти;

Слайд 9

Мышление определять последовательность событий; складывать разрезанную картинку из 5-6 частей;

Слайд 10

находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор

Слайд 11

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. - Быть внимательным к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу. - Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. - Помнить, что ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. - Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом. Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семьи в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли семьи в современном обществе, о воспитании детей. Информация о возрастных нормах развития ребенка....

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством ...

Роль семьи в воспитании детей

Консультация для родителей...

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...