Секреты эффективного сотрудничества с родителями
методическая разработка

Еговкина Елена Владимировна

Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.

Эти изменения могут требовать решительной перестройки всего внутреннего мира человека, подорвать его веру в себя, вынудить к несвойственным ему действиям. Естественно, что каждый готов твердо и решительно защищаться от такой чреватой последствиями информации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Секреты эффективного сотрудничества с родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах продуктивного сотрудничества.

Основная часть

  1. Упражнение «Байка о солнечном затмении»

 Вниманию участников предлагается выслушать байку о солнечном затмении: «Капитан отдает распоряжение адъютанту: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут понаблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, оставьте людей в казарме».

 Адъютант — дежурному сержанту:

 «По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые разъяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».

 Дежурный сержант — дежурному капралу:

 «Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение на плацу. Капитан даст необходимые пояснения насчет этого редкого явления в казарме, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».

 Дежурный капрал — солдатам:

 «Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».

 Примерные вопросы для обсуждения:

Почему так часто случается, что люди не понимают друг друга.

Почему возникают барьеры непонимания?

Всегда ли люди хотят понять собеседника?

 Нередко участники разговора хотят достичь взаимопонимания, но и в этом случае не всегда понимают друг друга. Почему так происходит?

  1.  Информация для участников

 Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, желания и побуждения неверно воспринимаются собеседником. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды и защитные сооружения на пути общения.

 Проходя через эти барьеры, наши слова частично застревают в них, частично изменяются до неузнаваемости, частично теряются совсем. Между тем (хотя и редко) бывают такие ситуации, когда путь для общения открыт и достигается полное взаимопонимание.

 От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают и что, собственно, они защищают?

 В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия.

Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.

 Эти изменения могут требовать решительной перестройки всего внутреннего мира человека, подорвать его веру в себя, вынудить к несвойственным ему действиям. Естественно, что каждый готов твердо и решительно защищаться от такой чреватой последствиями информации.

Давайте с вами сейчас поговорим о трех видах защиты: избегании, авторитете и непонимании.

Избегание источников воздействия, уклонение от контакта с партнером, при котором сообщение становится невозможным, — наиболее кардинальный способ защиты. Со стороны это очень заметно — человек невнимателен, пропускает слова мимо ушей, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Человек нередко стремится уклониться от определенных ситуаций, таких, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия. Например, если зритель в кино закрывает глаза «на страшных местах», он делает попытку избежать эмоционально тяжелой информации. Преодоление этого вида защиты включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.

Авторитет. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым («яйца курицу не учат»). Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются, они зависят от того, кто говорит.

 Известно, что чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить в чем-либо, тем больше он доверяет говорящему.

Так, в одном из классических экспериментов одно и то же высказывание о вреде разных видов сигарет приписывалось разным людям — владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому. Наибольшим доверием пользовался ученый, так как он казался наименее заинтересованным. Основным механизмом воздействия на собеседника является создание у него чувства общности — чувства «мы». Поэтому тот, кто хочет убедить, должен в первую очередь демонстрировать общность интересов и целей со слушателями, показывать, что он «свой».

Таким образом, следует учитывать, насколько слушающий соотносит говорящего с собой, насколько считает его своим, представителем своей общности. Это является наиболее важным условием преодоления любого барьера. Следует отметить, что довольно часто для эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника.

Непонимание. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить от людей, которым мы в целом доверяем. Тогда защитой будет непонимание самого сообщения. Можно выделить следующие уровни непонимания: семантический, стилистический и фонетический. 

Семантический барьер является следствием несовпадения словарного запаса разных людей, то есть люди вкладывают разный смысл в одни и те же термины и понятия. Конечно, в любом случае каждое слово, каждое сообщение будет иметь для воспринимающего чуть-чуть другой, чуть-чуть новый смысл, отличный от того, который вкладывает в свои слова говорящий. Однако важно, чтобы это «чуть-чуть» не превращалось в «совсем».

Классический пример такого непонимания описан в байке о солнечном затмении, которую вы только что услышали.

Стилистический барьер. Стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию. Стилистический уровень непонимания можно проиллюстрировать таким примером.

Представьте, что мнение ученого о «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина изложено следующим образом:

«Показ Пушкиным поимки Золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и принудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте».

 Автор данного высказывания определенным образом структурировал содержание сказки, причем сделал это так, что его почти невозможно уловить (хотя оно нам известно). Следовательно, для преодоления стилистического барьера нам необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию.

 Фонетический уровень непонимания проявляется тогда, когда с нами говорят на непонятном языке, когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые или несоответствующие контексту жесты, когда жестикуляция слишком быстрая.

Иногда фонетический барьер используется сознательно. Например, когда врачи не хотят, чтобы больной понял их, они говорят на латыни. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь.

Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охрану — при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все подступы к человеку. Во многих случаях сигнализация срабатывает вовремя. Однако возможны и другие варианты — ложная тревога и, как следствие, отключение сигнализации. Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, если ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается.

Противоположной ситуацией является «отключение» защиты. Например, любящие люди понимают друг друга с полуслова или вообще без слов.

  1. Упражнение-игра «Заколдованные звери» 

Ведущий. В наших краях есть два леса, разделенные лугом. В одном лесу живут только кролики, а в другом — только зайцы. Это хоть и похожие зверьки, но все-таки кое в чем они отличаются друг от друга. Мы разделимся на две команды — кроликов и зайцев.

 Разделение можно провести самыми разными способами: расчетом на «первый-второй», с помощью детских считалок или просто разбив круг участников пополам. В каждой команде должно оказаться по шесть человек. Ведущий предлагает каждой команде образовать отдельный кружок.

Ведущий. И кролики, и зайцы жили — не тужили, в чужой лес не ходили, да и незваных гостей в своем лесу не привечали. Но однажды прилетела на луг сорока и рассказала жителям обоих лесов, что на самом-то деле не все из них настоящие кролики и настоящие зайцы. Заколдовала часть зверей Баба-яга, превратив кроликов в зайцев, а зайцев в кроликов. Пройдет три ночи, и спадет колдовство. Но уже ближайшим утром «ненастоящие» кролики и зайцы узнают, кто они такие. Каждый будет знать только о себе, заколдован он или нет, а о других ему ничего не будет известно. Выдавать себя нельзя. Улетела сорока. Тем временем наступил вечер, а следом — ночь. Все звери легли спать...

 Участники закрывают глаза. 

Ведущий кладет на пол перед каждым участником карточку «рубашкой» вверх.

Ведущий. Наступило утро. Звери просыпаются. Можно открыть глаза. Перед вами на полу лежат карточки. По моей команде — и только по команде, никак не раньше! — вы должны поднять свою карточку и посмотреть, что на ней написано. Только ни в коем случае ничего не произносите вслух и никому не показывайте карточку! Когда вы узнаете, кто вы на самом деле — кролик или заяц, сразу спрячьте карточку в карман. Приготовились... Посмотрели карточки! Итак, теперь вы знаете, заколдованы вы или нет. В каждом лесу оказалось по три настоящих зверя и по три заколдованных. Но ведь в наших краях есть закон: кролики живут в одном лесу, а зайцы в другом. Поэтому «подлинным» зверям надо суметь догадаться, кто из их окружения является заколдованным, и прежде, чем он примет настоящий облик, отправить его в свой лес: заколдованных кроликов в кроличий лес, а заколдованных зайцев, разумеется, в заячий. Но вот незадача: «ненастоящие» звери никак не хотят покидать привычное место обитания. Им нравится в этом лесу, они хотят остаться здесь, а поэтому не должны сознаваться, кто они. Они будут выдавать себя за настоящих кроликов и зайцев.

 Итак, сегодня днем вам, жители каждого леса, нужно попытаться определить одного заколдованного зверя и отправить его в соседний лес. Как же его можно определить? Посмотрите внимательно на игроков. Что изменилось в их поведении, в словах? Поговорите друг с другом. Может быть, по каким-то деталям вы сумеете догадаться, кто же ненастоящий кролик или заяц.

 Примерно в течение двух-трех минут участники взаимодействуют друг с другом. В первый раз такое взаимодействие с целью «вычисления» заколдованного зверя может проходить очень трудно. Участникам совсем непросто и прятать «свое истинное лицо», и раскрывать его. Далеко не все еще обладают нужными навыками наблюдения и анализа. Решение об «экстрадиции» можно принимать путем голосования. Если подозреваемых несколько, то выселяется тот, кто набрал больше голосов.

Ведущий. Итак, кого же вы подозреваете в том, что он заколдован? Вы принимаете решение отправить его к сородичам? Хорошо. Но тот, кого вы выбрали, пока никому не должен говорить, кто он на самом деле. Угадали жители леса или нет, станет ясно только в конце игры — после третьей ночи, когда, по условиям, зверям вернется их подлинный вид.

 Тот из зайцев, которого остальные «определили» как кролика, переселяется в кроличий лес, а оттуда в заячий перебирается тот, кто, по мнению кроликов, является заколдованным зайцем.

 Ведущий. Первый обмен зверями между двумя лесами произошел. А тем временем наступает ночь. Звери снова засыпают. Закройте глаза. И только теперь заколдованные кролики, находящиеся в заячьем лесу, и заколдованные зайцы, находящиеся в кроличьем лесу, потихоньку открывают глаза. Только заколдованные! Те, кто только что переселился в новый лес, глаза не открывают — они спят вместе со всеми остальными! Очень хорошо! Молча посмотрите друг на друга. Теперь вы знаете, кто такой же, как и вы, — заколдованный. Снова закройте глаза...

Наступает утро. Глаза можно открыть. Снова день, и снова вам нужно решить, кто, по-вашему, оказался не в своем лесу. Поговорите друг с другом, посмотрите друг на друга повнимательнее. Кто из вас заколдованный?

 Участники, как и в первый день, начинают взаимодействовать друг с другом. Теперь это немного легче. Через две-три минуты опять выявляется подозреваемый, которого жители леса решают отправить к соседям.

Ведущий. Вот и снова сделан выбор. Кто-то перешел в заячий лес, а кто-то — в кроличий. Однако — опять вечер. Все засыпают, закрывают глаза... Утро. Вам предстоит принять последнее решение. Кто же последний из заколдованных зверей? Решайте!

 Процедура повторяется. После того как происходит очередной обмен зверями, наступает кульминационный момент игры.

 Ведущий. Вечер третьего дня. Именно сейчас и спадет колдовство Бабы-яги. Звери примут свой настоящий облик. Сусака, масака, буридо, фуридо! Достаньте свои карточки и продемонстрируйте товарищам — кто же вы на самом деле?

 Обсуждение игры:

Трудно ли было определить заколдованного зверя?

Что вам помогло в этом и что помешало?

Какие чувства вы испытывали во время игры?

Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они заколдованы?

Использовали ли заколдованные звери свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полученное во вторую ночь? Как?

Каким образом вели себя звери, которые переселились в новый лес?

Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?

Как принималось решение о переселении зверей? Удалось ли избежать конфликтов?

Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?

Кто был наиболее убедительным? Что помогло ему в этом? Какие способы он использовал?

Упражнение «Подари цветок и скажи, почему…»

 Ведущий дарит кому-нибудь цветок и говорит о том, за что и почему он это делает. Затем стимулирует получившего этот цветок сделать то же самое. Упражнение направлено на умение выражать свои мысли ясно и четко, мотивируя свой выбор.

 Обсуждение:

Что приятнее, получать или дарить?

Что чувствовали при этом?

На какие жизненные ситуации похоже?

Ритуал прощания. Педагоги, стоя в кругу, кладут по очереди ладонь на ладонь друг другу и дружно говорят «Мы дружная команда!» с разной интонацией.

«Заячий лес»

«Кроличий лес»

Заяц

Кролик

Заяц

Кролик

Заяц

Кролик

Заяц

Кролик

Заяц

Кролик

Заяц

Кролик

Наблюдатели

                                                                                                                                           

                                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов « Секреты эффективного сотрудничества с родителями » Педагог-психолог Елена Владимировна Еговкина

Слайд 2

« Байка о солнечном затмении» Вопросы для обсуждения: - почему так часто случается, что люди не понимают друг друга ? почему возникают барьеры непонимания ? всегда ли люди хотят понять собеседника ? нередко участники разговора хотят достичь взаимопонимания, но и в этом случае не всегда понимают друг друга. Почему так происходит?

Слайд 3

Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, желания и побуждения неверно воспринимаются собеседником. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают и что, собственно, они защищают ? Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.

Слайд 4

Виды защиты Избегание Человек нередко стремится уклониться от определенных ситуаций, таких, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия . Преодоление этого вида защиты включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием. Авторитет Проявления: Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым . Д ля эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника . Непонимание Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить от людей, которым мы в целом доверяем . Защита - непонимание самого сообщения . У ровни непонимания: семантический , стилистический и фонетический .

Слайд 5

Семантический барьер является следствием несовпадения словарного запаса разных людей, то есть люди вкладывают разный смысл в одни и те же термины и понятия Следует говорить либо максимально просто, либо заранее договариваться о значении ключевых терминов.

Слайд 6

Стилистический барьер Стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию Для преодоления стилистического барьера нам необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию.

Слайд 7

Фонетический уровень непонимания проявляется тогда, когда с нами говорят на непонятном языке, быстро , невнятно, с акцентом. Для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки

Слайд 8

Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охрану — при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все подступы к человеку . Противоположной ситуацией является «отключение» защиты.

Слайд 9

Игра - упражнение «Заколдованные звери»

Слайд 10

Обсуждение игры: - Трудно ли было определить заколдованного зверя ? - Что вам помогло в этом и что помешало? - Какие чувства вы испытывали во время игры? - Какие особенности поведения, речи ваших коллег помогли вам узнать, что они заколдованы? - Использовали ли заколдованные звери свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полученное во вторую ночь? Как? - Каким образом вели себя звери, которые переселились в новый лес? - Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему? - Как принималось решение о переселении зверей? Удалось ли избежать конфликтов? - Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения? - Кто был наиболее убедительным? Что помогло ему в этом? Какие способы он использовал?

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секрет эффективного взаимоотношения с родителями

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «в...

"Семья и детский сад: секреты успешного сотрудничества с родителями"

Установление партнерских отношений участников педагогического процесса, использование разнообразных форм с семьями воспитанниов детского сада....

"Семья и детский сад: секреты успешного сотрудничества с родителями"

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада....

Секреты эффективного взаимодействия с родителями

Цель:  передача профессионального  опыта по развитию коммуникативных умений  молодого педагога при взаимодействии с родителями. Задачи:1.       Актуал...