Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"
консультация

Шаяхметова Эльвира Айратовна

Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными  методиками обучения пересказу дошкольников и практиеческой,где педагоги сами потренируются в пересказе знакомых произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_na_sayt.docx515.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №1

«Детский сад «Рябинка»

Семинар–практикум для педагогов на тему: «Пересказ, как одна из форм развития связной речи дошкольников».

Подготовили:

Шаяхметова Э.А.-учитель-логопед

Никитина Л.Ф.-учитель-дефектолог

пгт. Палана

2020 г.

Цель встречи:

Актуализировать и уточнить, расширить знания педагогов о развитии речи детей дошкольного возраста в рамках развития навыка пересказа. Выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения.

Задачи:

  • Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи;
  • Помочь практически освоить приемы формирования навыков пересказа;
  • Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий;
  • Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

Планируемый результат:

Формирование представлений и знаний о формировании навыков пересказа у детей дошкольного возраста.

Подготовка к семинару-практикуму

— Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.

— Изготовление каждой группой пособия, которое можно использовать для работы по формированию пересказа детей дошкольного возраста

( дидактические игры, иллюстрации к сказкам).

— Составление памяток «Учим ребенка пересказывать».

План

1.Теоретическая часть: «Пересказ, как одна из форм развития связной речи»

2.Практическая часть: «Игры для развития связной речи дошкольников» 3.Заключительная часть. (Памятка, анкета)

Ход мероприятия

Вводный этап

-Здравствуйте, уважаемые педагоги. Тема нашего сегодняшнего семинар - практикума «Пересказ, как одна из форм развития связной речи».

-А начну я  своё выступление со слов А.П. Чехова «Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык — признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия — речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»

-Итак,

   Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Я считаю, что в процессе работы с дошкольниками особое внимание нужно уделить развитию связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба)

По результатам анализа наблюдений в группах нашего детского сада можно отметить следующие недостатки:

— связные высказывания короткие;

— отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

— состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

— уровень информативности высказывания очень низкий.

  1. Теоретическая часть.

   Обучение детей пересказу способствует: обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.

   Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

   Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно — художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих — новые, только что прослушанные тексты.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.

 Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.

   Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

  • доступное, понятное детям содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
  • небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

     Требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

    Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

    Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

    Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей.

Приемы обучения детей пересказу.

     Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

— рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

— использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

— наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

     Приемы, работы над текстом произведения:

— беседа по произведению;

— выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

— выделение из текста фраз к каждой картинке;

— частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

— составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

     Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

— Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем.

— В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно, применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

  2. Практическая часть:

-Начнем с экспресс - опроса для определения компетентности воспитателей.

  • Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией(диалог)
  • Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
  • Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
  • Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  • Ведущий приём в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
  • Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка).

-Молодцы, спасибо.

 2)" Игры для развития связной речи дошкольников". Играем с педагогами.

1)«Говорим по – разному».

 Приглашаются 5 педагогов, раздаем  стихотворения. У меня- стихи А.Барто.

Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок. 

Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Самолет

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

-Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать:

  • сначала обычным голосом,
  • потом очень быстро
  • очень медленно,
  • басом
  • тоненьким голоском,

делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.

Да мало ли, что можно придумать!

«Пересказ по кругу» (пересказывают с детским микрофоном, передавая следующему сидящему педагогу )

-Сейчас я вам прочту сказку

«Заяц-хваста»

   Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал заяц им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кустом. Заяц испугался вороны и говорит:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

-Ваша задача: по  мнемо-рисунку рассказать сказку, передавая микрофон по кругу

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/04/1_3_0.jpg

3) –И последнее задание для вас: «Подготовить иллюстрированный рисунок к сказкам «Курочка Ряба», «Репка». (Разделиться на две команды.)

3 Заключительная часть.

Как Вы помните, начали мы с самого главного — развитие речи детей дошкольного возраста. После чего мы уделили внимание требованиям к литературному тексту для пересказа, приемам обучения пересказу, типовой структуре занятия.

Предлагаю определить эффективность проведенного мероприятия, и вручить Вам памятки «Учим ребенка  пересказывать».

Желаю Вам профессионального обновления!

C:\Users\User\Pictures\Scanitto Pro\Scanitto_2020-10-28_001_5.jpg    C:\Users\User\Pictures\Scanitto Pro\Scanitto_2020-10-28_002_4.jpg

Список литературы:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. — М.: «ГНОМ и Д», 2003 — 48 с.

4. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., «Просвещение», 1982 — 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ – одна из форм обучения связной речи дошкольников

в данном материале подобран материал о пересказе как одной из форм обучения связной речи дошкольников...

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

Консультация для воспитателей: Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей:«Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников»Подготовила: воспитатель Шапошникова НАВ соответствии с ФГОС дошкольного образования одними ...

Консультация для педагогов «Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одними из задач образовательной области «Речевое развитие» являются:•      владение речью как средством об...

Консультация для родителей «Пересказ – одна из форм обучения связной речи дошкольников».

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, позна...

Консультация для педагогов "Пересказ- одна из форм обучения связной речи дошкольников"

Пересказ- одна из форм обучения связной речи дошкольников...

Консультация для родителей «Пересказ – одна из форм обучения связной речи дошкольников».

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, позна...