Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека (младшая группа)

Заздравных Олеся Александровна

Младший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова – на – Дону «Детский сад № 111»

Картотека дидактических игр по развитию речи

Младший дошкольный возраст


Дидактическая игра

«Самолётики»

Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.

Обоудование: игрушка (игровой персонаж) кусочки разноцветной бумаги на подносе.

Ход игры: Игрушка: Я прилетел(ла) к вам ребята на самолёте.Посмотрите, как много у меня тут самолётиков (показывает поднос). Давайте подуем на самолётики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.

Дидактическая игра

 «Сдуваем снежинки»

 Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Обоудование: бумажные снежинки или кусочки белой бумаги на подносе. 

Ход игры: Взрослый держит перед детьми поднос и предлагает устроить в комнате снегопад. Для этого нужно дружно подуть на снежинки. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на бумажки.


Дидактическая игра

 «Птичка, лети!»

 Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Обоудование: бумажные птички на ниточке.

Ход игры: взрослый показывает детям птичку. Предлагает подуть на нее, чтобы птичка могла полететь и показывает как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на птичку, а она «парит» в воздухе.

Дидактическая игра

«Мы подуем высоко…»

Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Ход игры: Дети выполняют игровые действия согласно словам стихотворения.

Мы подуем высоко, (дети поднимаются на носочки, руки на поясе и дуют)

Мы подуем низко, (приседают на корточки и дуют)

Мы подуем далеко, (встают, руки на пояс, дуют, сложив губы трубочкой    вытягивая голову вперед)

Мы подуем близко, (подносят ладонь к лицу и дуют на ладонь)


Комплекс №5

«Тёплое и холодное дыхание»

Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Ход игры: Воспитатель объясняет и показывает, как делать горячий и холодный воздух привыдохе: «Надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку – пойдет холодный воздух. А если еще раз набрать воздух и выдохнуть его с широко раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло». Несколько раз поторите упражнение с детьми.

Комплекс №6

«Чей одуванчик раньше улетит?»

Цель: Развитие  умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ.

Ход игры: Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют, воспитатель предлагает сорвать по одному отцветшему одуванчику . Показывает как подуть на цветок, чтобы полетели парашютики. Дети дуют на одуванчики так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки нужно за 3-4 раза.

Комплекс №7

«Пускание корабликов»

Цель: формирование умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука «ф» . Можно дуть вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом плывет плавно. Воспитатель: «Но вот налетел порывистый ветер» - дети произносят звук «п» 2-3 раза на одном выдохе: п-п-п.

Комплекс №8

«Птицеферма»

Цель: Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Оборудование: игрушки: курица, цыпленок, петух, утка, гусь.

Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит звукоподражания 3-4 раза. Затем игрушки убирают. Воспитатель говорит детям: «вот мы пришли на ферму, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко».«Пошли мы дальше. Навстречу нам…(показывает гуся) гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее воспитатель показывает последовательно остальные игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Сначала говорят все участники игры. Затем можно попросить 3-4 детей по одному.Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе (2-3, 3-4 звукоподражания).

Комплекс №9

«Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Комплекс №10

«Ветерок»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Комплекс №11

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

Комплекс №12

«Листопад»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!  Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Комплекс №13

«Снег идёт!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Комплекс №14

«Вертушка»

 Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно : Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Комплекс №15

«Песня ветра»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Комплекс №16

«Кукла и Куколка»

Цель: Произносить звук (А) высоким и низким голосом.

Ход: Передоложите ребенку поиграть. Прочитайте рифмовку:

У нас сегодня в доме                                 Я б спросила, да опять

суета весь день:                                        Не будут куклы отвечать,

Плачут все, кому не лень.                        Будут ротик открывать

Почему? Отчего?                                      И кричать, кричать, кричать:

Ах, спросить бы у кого.                            «А-А-А-А-А-А-А! »

 Расскажите детям что куклы захотели спать и поэтому плакали весь день.

Предложите детям спеть большой кукле громкую песню, громким, высоким голосом. »А-А-А-А-А»

А меленькой тихим, тонким «а-а-а-а-а»

(Играть можно как с изображением куклы, так и с куклами разного размера)

Комплекс №17

«Мама-птица кормит своего птенчика»

Цель: Активизировать мышцы нижней челюсти

Ход: Посадить ребенка к себе лицом. Покажите картинку и выполняйте движения в соответствии с текстом:

Птенчик весело летал,

Птенчик клювик открывал.

Вот так, вот так

Птенчик клювик открывал.

Скажите, что вы будите мамой-птичкой, а малыш – птенчиком. Предложите ребенку полетать и помахать крылышками. Затем предложить птенчику поесть. Скажите, что бы он открывал широко клювик.

Комплекс №18

«У доктора»

Цель: Активизировать мышцы нижней челюсти

Ход: Вспомните с малышом, как доктор обследовал его горлышко, когда он болел. Рассмотрите картинку. Предложить поиграть в доктора и пациента: вы будите доктором, а ребенок – пациентом.

Скажите, что он должен открыть рот и удерживать его открытым несколько секунд, пока вы не осмотрите его горлышко (следите за тем что бы двигалась только нижняя челюсть, язык и губы при выполнении упражнения должны быть расслаблены.

Комплекс №19

«Веселый колобок»

Цель: Произносить звук (А) на длительном вдохе.

Понадобится: Клубок из толстых ниток для вязания.

Ход: Отмотайте от клубка длинную нитку, не отрывая ее. Попросите ребенка взять двумя пальцами как можно дальше. Спросить ребенка, какая нитка? (длинная) Затем обследовать короткую нитку, спросить какая она. Скажите ребенку что нитки волшебные и они любят петь. Если мы проведем пальчиком по длинной нитке, она будет петь долго, а если по короткой, то песенка будет котроткой.

Комплекс №20

 «Маша прыгает по дорожке»

Цель: Произносить звук (А) в закрытом звуке «ап», понимать и использовать в речи глаголы настоящего времени «идет» и «бежит».

Ход: Предложить ребенку выполнить пальчиковую гимнастику:

Маня важно так шагает

(Указательный и средний пальцы «шагают» по коленки или столу)

Далеко? Сама не знает.

(пальцы шагают попеременно)

По дорожке «топ-топ»

(Пальцы продолжают «шагать»)

Через кочки – «Ап»

(«Прыгают» - одновременное движение сразу двумя пальцами)

Комплекс №21

«Угадай»

Цель: Правильно и четко произносить звук (А) в слогах (звукоподражаниях, восклицаниях)

Ход: Предложить ребенку рассмотреть картинки. Расскажите, что на них изображено. Спросите, как плачет девочка. Как мальчик, разбив чашку? Как восклицает мальчик, порезав пальчик? (Девочка плачет: «А-а-а». Упала чашка: «Ах! Уколол палец: «Ай»

Комплекс №22

«Губки, как колесико»

Цель: Выполнять движения, подражая взрослому; активизировать мышцы губ.

Понадобится: Игрушечная машина, зеркало.

Ход: Предложить малышу покатать машину. Обратить внимание на колеса. Спросите, какой они формы? (круглые)

Попросите обвести колесико пальчиком по окружности. Спросите малыша, может ли он сделать свои губки такими же круглыми, как колеса у машины? Предложить ему шепотом произнести звук (О) и посмотреть в зеркало на свои губы, которые стали круглые и очень похожи на колесико.

Комплекс №23

«Ой, ушко болит»

Цель: Округлять губки.

Понадобится: Красивый яркий платок, кукла

Ход: Покажите ребенку картинку. Объясните почему у девочки привязана щека. У Кати болит ушко и поэтому она плачет. Возьмите куклу (завяжите платок на ухо, предложите покачать куклу, спеть песенку: «О-о-о! »

Комплекс №24

«Пароход»

Цель: Легко, без напряжения смыкать губы и так же легко размыкать выходящей струей воздуха.

Понадобится: Таз с водой, бумажный пароходик.

Ход: Прочитайте рифмовку:

Пароход плывет по речке,

В небо выпустив колечки.

Предложить ребенку дуть на пароходик, произнося звук (П) .

Комплекс №25

«Веселый тромбон»

Цель: Четко произносить звук [Б].

Ход: Рассмотрите картинку. Назовите музыкальный инструмент. Расскажите, что делает мальчик. Прочитайте рифмовку:

Мой веселый тромбон,

Веселится нынче он.

Весело играет,

Деток созывает:

«Б-б-б».

Попросить ребят поиграть вместе с мальчиком на тромбоне: четко произносить звук [Б], имитировать пальчиками игру на инструменте.

Комплекс №26

«Моя машина»

Цель: произносить звукоподражание громко и тихо; четко и правильно произносить звук [Б].

Понадобится: две игрушечные машины (большая и маленькая, доска для рисования, мел, игрушечная корова.

Ход: покажите детям машины. Прочитайте рифмовку:

Машина по дроге

Бежит, бежит, бежит.

Машина очень громко

Сигналит, как кричит:

«Би-би-би! Ой-ой-ой!

На дороге ты не стой! »

Комплекс №27

«Кто как разговаривает?»

 Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

 Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова  мычит Тигр  рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Комплекс №28

«Мышка и цыпленок»

Цель: Правильно и четко произносить звук [П] в звукоподражаниях; произносить звукоподражания громко и тихо.

Понадобится: Игрушечные мышка и цыпленок.

Ход: Покажите детям игрушку и спросите, как они называются. Предложите с ними поиграть. Прочитайте рифмовку:

Как-то раз мышонок

С утра решил играть.

С кем же можно поиграть?

С тем, кто может с ним пищать.

«Пи-пи-пи», - сказал мышонок.

И ответил вдруг цыпленок…

Но что сказал цыпленок,

Никак я не пойму.

Сказал он, может: «Му? »

Попросите ребенка вспомнить, как пищал мышонок. Спросите что сказал цыпленок. Предложите спеть песенку мышонка тихо, а песенку цыпленка громко

Комплекс №29

«Загудел паровоз и вагончики повез»

Цель: Четко произносить звук [П].

Понадобится: Игрушечный паровоз с вагончиками.

Ход: Предложите детям рассмотреть игрушечный паровоз (можно и изображение). Пусть дети сами назовут как называется игрушка из каких частей состоит. Прочитайте рифмовку:

Вот стоит паровоз,

Он стоит и гудит: «У-у-у»

И тебе говорит:

«У-у-у, я тебя прокачу.

Ты садись, милый мой,

Мы поедим с тобой».

«П-п-п, п-п-п», -

Так колесика стучат,

Увезти тебя хотят.

Попросить детей при повторном чтении проговаривать вместе с вами «у-у-у», «п-п-п, п-п-п»

Комплекс №30 

«кот и мыши»

Цель: Четко и правильно произносить звук [П] в звукоподражаниях; произносить звукоподражания громко и тихо.

Ход: Рассмотрите картинку. Прочитайте рифмовку:

Мышка в норке сидит,

Мышка ночью не спит.

Страшно ей,

Она пищит: «Пи-пи-пи».

Кот у норочки сидит,

Нашу мышку сторожит.

Не пищи мышонок, «пи-пи-пи»

Нашу кошку не дразни!

Предложить детям научить мышонка пищать сердито и громко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...