План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)

Шамина Елена Николаевна

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr._shaminoy.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                               Детский сад «Парус»

План самообразования воспитателя

Шаминой Елены Николаевны

на 2020-2021 учебный год

ТЕМА: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                   

                     

                                     

Городской округ город Бор

с.п. Память Парижской Коммуны

 ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 

  Тема самообразования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

  Работа начата -01.09.2020 г.

  Предполагается закончить -30.05.2021 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы,   изучение новейших публикаций в интернете.

2. Разработать перспективный план работы с детьми средней группы.

3. Составить картотеку сюжетно - ролевых игр.

4. Активизировать и обогащать речь детей посредством чтения художественных произведений, НОД, бесед.

5.  Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

6.Дать знания родителям о значимости сюжетно - ролевых игр. Повысить заинтересованность родителей в развитии воображения и речи детей и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

                                             

Актуальность.

 Актуальность темы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию социально-коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе.

 Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения. Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

 На развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было акцентировано внимание таких исследователей как: Венгер Л.А., Дьяченко О.М, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский. Эти исследователи занимались изучением вопросов развития социально-коммуникативных навыков в дошкольной образовательной организации. Следовательно, дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, она является одним из первых институтов социализации ребёнка в обществе. 

 Социально-коммуникативные навыки классифицируются следующим образом:

– социально-психологические навыки (возможность строить взаимоотношения в различных видах совместной деятельности, как с детьми, так и с взрослыми);

– коммуникативно-организаторские навыки (возможность осуществлять планирование, инструктирование и контроль в определенном виде деятельности, не только совместной, но и личной);

– вербальные коммуникативные навыки (умение слушать, умение эмоционально сопереживать собеседнику, умение разрешать конфликтные ситуации);

– невербальные навыки (умение проявлять свои эмоции согласно той ситуации, в которой находится ребенок, наличие контроля у ребенка над чрезмерными эмоциональными переживаниями).

 

В дошкольном возрасте у ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляется логическое мышление. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. Происходит формирование наглядно-образного мышления, которое позволяет производить накопление фактов, а также сведений об окружающем мире. Все это является основой для формирования представлений и понятий. В общении ребёнка появляется важный мотив-завоевание положительной оценки среди сверстников и взрослых и их симпатий. Дети постоянно сравнивают свои успехи, остро переживают неудачи. В этом возрасте появляются потребности к коллективной игре со сверстниками, в то же время игры приобретают соревновательный характер. Опыт первых дружеских отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится первое коммуникативное развитие ребёнка.

 

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников подразумевает навыки взаимодействия с окружающими людьми и развитие следующих навыков:

– понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых;

– вести диалог с взрослыми и сверстниками;

– сформулировать и задать вопрос;

– участвовать в коллективном обсуждении темы;

– сопереживать сверстникам и взрослым;

– вступать в общение, поддерживать и завершать общение;

– навык общаться в паре, в группе, в коллективе;

– проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с интересом играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра рассматривается с различной позиции. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых . К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога. Особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

 Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке. С.Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры, который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми. Для сюжетно-ролевой игры свойственны следующие черты: эмоциональная яркость, энтузиазм детей, самостоятельность, энергичность, творчество.

 

 Виды сюжетно ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: семья, дни рождения, поход в гости.

2. Игры на темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница.

3. Игры на героико-патриотические темы: войны, космические полеты и прочее.

4. Игры на темы литературных произведений.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок проводит различные манипуляции с куклами

 

Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей в старшем дошкольном возрасте:

1. Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как устойчивость, развитие, динамика.

2. Важно совместное планирование игры детьми как процесс.

3. В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества, формируется перспектива игры.

4. В коллективе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми.

5. В коллективе детей происходит совместное построение развития сюжета игры.

6. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности.

7. Речь дошкольника так же занимает значительное место в реализации его роли в игре.

8. Важно применение предметной среды.

9. В коллективе детей при ведении сюжетно-ролевой игры становится важным соблюдение правил.

В ролевых играх дети входят в контакты между собой и имеют возможность формировать свои взаимоотношения независимо, сходясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

 Сюжетно-ролевая игра имеет определенные структурные компоненты:

– сюжет;

– содержание;

– роль.

 Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, на примитивном уровне планируют развитие содержания. В последующей деятельности формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов, рассказы взрослых.

 Содержание сюжетно-ролевой игры воспроизводится ребенком при помощи той роли, которую он на себя принимает. Роль является средством осуществления сюжета и основным элементом сюжетно-ролевой игры. Для ребенка старшего дошкольного возраста роль – это его игровая позиция. В сюжетно-ролевой игре реализуются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые исполняют совместное дело. Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней. В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других. В этой связи, сюжетно-ролевая игра содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, повиновения правилам формируется собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных типах деятельности. В сформированной сюжетно - ролевой игре с ее трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для импровизации, у детей развивается творческое воображение. В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к всевозможным отдельным ситуациям. В сюжетно-ролевой игре постоянно появляются ситуации, призывающие к координированию действий. В данных обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты. Продолжительность конфликтов у дошкольников находится в зависимости от постигнутых ими образцов семейного общения. Тем самым приобретение опыта содействует развитию социально-коммуникативных навыков ребенка-дошкольника. Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала – дети учатся учитывать интересы партнеров по игре, сочувствовать, уступать, вносить вклад в общее дело. 

Таким образом, в результате проведённого теоретического анализа можно сформулировать вывод: игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра является видом деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением ребенка. В процессе игры вовлекается вся личность ребенка, совершенствуются познавательные и логические процессы, удовлетворяются потребности и интересы. Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков проявляется в:

– развитии отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;

– усвоении своей роли в группе;

– возможности попробовать себя в разных ролях или той деятельности; – построении эффективной связи и взаимодействий;

– создании условий для развития социально-коммуникативных навыков.

                План работы с детьми.

Период

Тема

Обозначение категорий социально-коммуникативных навыков

Цели

Сентябрь

Беседа «Кто это - строители?»

Вербальные навыки

Раскрытие смысла деятельности строителя. Ознакомление с трудом взрослых.

Чтение и обсуждение сказки «Три поросёнка»

Вербальные навыки

Формирование представлений о различии строительных материалов

Игра - упражнение «Строим дом»

Социально-психологические навыки

Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Октябрь

Игра «Повтори и продолжи»

Коммуникативно-организаторские навыки

Развитие речи и внимания детей

Игра «Мир профессий: магазин»

Коммуникативно-организаторские навыки

Развитие умения выбирать роли. Учить взаимодействию в сюжетах.

Ноябрь

Игра- упражнение «Коврик примирения»

Вербальные навыки

Развитие навыка сотрудничества между детьми, разрешение конфликтов.

Игра «Юные журналисты»

Коммуникативно-организаторские навыки

Развитие умения детей согласовывать свои действия с партнёром, договариваться между собой.

Чтение С.Л. Прокофьева «Сказка про грубое слово «Уходи»

Вербальные навыки

Развитие речи

Декабрь

Беседа о предстоящем празднике Новый год

Вербальные навыки

Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Чтение стихотворения А. Прейсена «Весёлый новый год»

Вербальные навыки

Развитие творческого воображения

Игра «Встречаем новый год»

Коммуникативно-организаторские навыки

Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

«Ассоциации»

Невербальные навыки

Развитие мышления, воображения

Январь

«Салон красоты»

Социально-психологические навыки

Побуждение к самостоятельности в импровизации роли

Упражнение «Зеркало»

Невербальные навыки

Развитие мышления, воображения

Февраль

Рассматривание иллюстраций на тему «Семья».

Невербальные навыки

Обогащение представлений о семье

Игра «Наша дружная семья»

Социально-психологические навыки

Развитие понятий «Семья», взаимоотношения в семье.

«Интервью»

Вербальные навыки

Развитие речи

Март

Экскурсия в процедурный кабинет

Социально-психологические навыки

Упражнение «Маска»

Невербальные навыки

Развитие мышления, воображения

Чтение К.И. Чуковский «Доктор Айболит»

Вербальные навыки

Развитие речи

«Мир профессий больница»

Социально-психологические навыки

Развитие умения совместно развёртывать игры, воспитание эмпатии, доброжелательности

Апрель

Посещение кухни, беседа с поваром.

Социально-психологические навыки

Закрепление знаний детей о работе сотрудников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду.

Игра «Ресторан»

Социально-психологические навыки

Развитие взаимодействия со сверстниками, умения договариваться и обсуждать действия всех играющих.

Чтение Е.А. Пермяк «Как Маша стала большой»

Вербальные навыки

Развитие речи

Вежливые слова

Вербальные навыки

Знакомства с правилами этикета, развитие эмпатии по отношению  друг к другу.

Май

Игра- квест «По тропинкам общения к радуге»

 социально-психологические навыки, коммуникативно-организаторские навыки.

Закрепления умений детей действовать в команде, брать на себя роли и доводить игровой замысел до конца.

        Конспект заключительного мероприятия.

Игра- квест  «По тропинкам общения к радуге».

Место проведения: игровая комната группы.

 Цель игры: развитие социально-психологических навыков, коммуникативно-организаторских навыков.

Задачи:

– создание позитивного настроя для реализации комплекса мероприятия по формированию социально – коммуникативных навыков дошкольников;

– выявление проблемных областей в общении и коммуникациях дошкольников;

– выявление интересов дошкольников, для эффективной реализации комплекса мероприятия по формированию социально-коммуникативных навыков дошкольников.

Ход игры: воспитатели делят ребят на группы, для прохождения 7 станций, за каждую пройденную станцию даётся 1 цвет радуги, в конце игры ребята должны дойти до финиша собрать все цвета радуги. Воспитатели разделены по группам и сопровождают детей. Далее раздаются маршрутные листы, и дети начинают путешествие по станциям, на которых играют в игры.

Станции:

 Красный – Дискуссионная станция (развитие речи) – Игра «Повтори и продолжи» воспитатель называет какое-нибудь слово на определенную тематику. Следующий ребенок повторяет это слово и добавляет новое.

Оранжевый – Взаимодействие (развитие коммуникации) – Игра «Командный счет», все дети группы (на которые они разделены) стоят в кругу, их задачи досчитать до 10 так, чтобы не повторить цифру в унисон с кем-то. Если произнесли цифру одновременно, то игра начинается сначала.

Желтый – Взаимодействие – Коллаж / Мозаика – собрать командой мозаику.

Зеленый – Взаимодействие – «Лабиринт». Рисуется поле, можно сделать его из бумаги. Руководитель станции на поле заранее приготовил один маршрут, по которому можно дойти до финиша, участники выстраиваются у старта и по очереди пытаются угадать маршрут.

Голубой – Развитие речи – Игра «Бабушка укладывает в свой чемодан». Ведущий станции начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой 57 чемодан... расческу», следующий участник повторяет уже сказанное и добавляет следующий предмет.

Синий – Взаимодействие – Игра «Рисунок группы» – ребятам дается ватман или лист А3, где они рисуют автопортрет своей микрогруппы.

Фиолетовый – финиш сбор общего рисунка – радуги. Подведение итогов. Рефлексия.

План работы с родителями.

Из бесед с детьми и родителями пришла к выводу:  многие родители убеждены, что игра – самостоятельная деятельность и взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Главным средством развития игры они считают приобретение игрушек – ребёнок должен играть сам.  Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие родителей в игре, важно чувствовать поддержку и одобрение.

                Наша задача – довести до родителей, что именно в игре определяется развитие личности ребенка и его сознания, развитие его психических процессов (мышления, воображения, восприятия, памяти, воли), зарождаются новые виды деятельности (трудовая и учебная). В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. По выражению отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности».

Составлен консультационный материал для родителей:

- «Игра в творчество».
- «Играем в сюжетные игры».
- «Современные дети, современные игры».

Привлечение родителей к созданию группового фотоальбома «Наши игры».

Литература:

Белянина М.В. Коммуникативная культура личности. М.: Академия, 2014. 252 с.

Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 1998. 127 с. 9.

 Веракса Н.Е. Игра – зона ближайшего развития ребенка // СДО. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-zona-blizhayshego-razvitiya-rebenka

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2012. 384 c.

Запорожец А.В. Психология личности дошкольника. М.: Просвещение, 1998. 294 с.

Карпова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. М.: Просвещение, 2006. 80 c.

Макарова Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2011. №1. С. 96-103.

Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnye-vzaimootnosheniya-deteydoshkolnogo-vozrasta

Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. М.: Владос, 2011. 185 с. 51. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1994. 208 с. 52.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://edu.mari.ru/mouomedvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО

Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. М.: Аркти, 2010. 63 с. 54.

Чернецкая А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. 512 с.

Чернявская В.С. Ахмадуллина О.В. Опыт исследования сюжетноролевой игры у дошкольников. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-issledovaniya-syuzhetno-rolevoy-igryu-doshkolnikov

Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. 71 М.: Просвещение, 2016. 80 c.  

Эльконин Д. Психология игры. М.: Владос, 2014. 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Статья о влиянии  дидактических игр на развитие элементарных математических представлений...

Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста.

тема " Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста"...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В методической разработке представлены актуальность, новизна темы. Методы диагностики развития мелкой моторики рук у дошкольников. Перспективное планирование....

Проект «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. (Запорожец А. В.).Подвижна...

«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»

laquo;Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»...