ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА"
методическая разработка

 Глебова Ольга Алексеевна

Чтобы успешно научить  детей пению , необходимо познакомить с навыками и умениями, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razuchivaniya_s_detmi_pesennogo_repertuara.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Практикум для педагогов

«МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА»

муз.руководитель: Глебова О.А.

Мончегорск

февраль,2016

        Чтобы успешно научить  детей пению , необходимо познакомить с навыками и умениямм, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. На  первых занятиях я рассказываю детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опёршись на спинку стула, руки положить на колени, во время пения стоя руки расположены вдоль туловища.

        Для развития вокальных и певческих навыков я использую певческие упражнения в определённой системе.

        Каждое упражнение имеет какую-то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д.,но решается она на фоне всего комплекса навыков.

        В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:

-правильному звукообразованию;

-правильному дыханию;

-хорошей дикции;

-Чистоте интонации;

-ансамблю- стройному согласованному пению.

        В начале учебного года я использовала упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Для недостаточной ясности и чёткости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нём   отсутствует  напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчёркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что песню петь нужно так, чтобы слушатели могли понять, о чём в ней поётся, показываю, как в ней произносятся отдельные фразы и слова.

        Условием хорошей дикции и выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и методическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

В своей работе я использую приёмы:

-выразительное чтение текста песни в процессе разучивания

-коллективное проговаривание текста, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно.

-коллективное произношение текста шёпотом, на высоком звучании. Этот приём полезен для разучинания песен, исполняемых в быстром темпе.

-для отчётливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала «Вальс» Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля ,ле, ли ,лю и т.д)

-для отчетливого произношения гласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижёрский жест-снятие).

        Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз ,чистота интонации. Вдох рекомендуют детям делать медленным (через рот и нос. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую двухтактовые попевки, песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

        В наборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряжённое, напевное, лёгкое) я учитываю важность развития у детей « мягкой атаки» звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей «тянуть звуки»,»протягивать концы музыкальных фраз».В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность.

        Чистота интонации-самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам представлением мелодического звуковысотного рисунка.

        Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:

-различные заболевания голосового аппарата;

-Застенчивость ребёнка;

-отсутствие устойчивого внимания;

-нарушение артикуляционного аппарата;

-неумение извлечь звук;

-небольшой диапазон голоса ребёнка.

        Чистота интонации так же зависит от музыкального кружения ребёнка.

Для достижения чистоты интонации у детей я использую следующие приёмы:

Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми нужно брать дыхание.

Использую пение a capella как приём для развития чистоты интонации, систематически повторяю с детьми ранее разученные песни.

Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования.

Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подргуппами, и по «одному», так же «цепочкой»,это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга.

        Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения.Фальшиво поющих детей я размещая так, чтобы они ближе сидели ко мне и между поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, стараюсь показать, как нужно растянуть звук «потоньше»,какое положение придать губам и т.д.

        В работе над правильным звуковедением использую следующие дидактические игры и наглядный материал.

        Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слышать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля-целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.Этого можно достичь,  акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа ,одновременном начале и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и к его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки. Поэтому я стараюсь чаще использовать яркое исполнение песни и образное слово на всех этапах разучивания песни. Все певческие навыки (дикция,дыхание и т.д.) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно с выделением какого-либо одного навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный песенный репертуар

Ещё одна подборка любимых детьми песен....

Разучивание песенного репертуара.

Тема занятия: «Разучивание песенного репертуара»воспитанники студии раннего развития «Всезнайка», 5-7 летЦель: разучить песню «Расставаться с тобою нам жаль.». муз. и сл. И.ПономарёваЗадачи:...

Караоке, как средство разучивания песенного репертуара.

Разучиваем песню "Новогодний хоровод" Т. Волгина, А. Филиппенко с помощью детского караоке....