Статья "ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья (старшая, подготовительная группа)

Мишунина Елена Викторовна

Работа с детской цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_tehnologii.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24                                                                                                                                  

Е.В. Мишунина,

воспитатель

(Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №133, Россия, г. Липецк)

Л.И. Полковникова,

заместитель заведующей 

(Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №133, Россия, г. Липецк)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности цифровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников, раскрывается значение данной темы и её аспекты.

Ключевые слова: цифровые технологии, интеллектуальное развитие дошкольников.

E. V. Mishиnina,

educator

(Municipal budget preschool

educational institution №133, Russia, Lipetsk)

L. I. Polkovnikova,

Deputy head

(Municipal budget preschool

educational institution №133, Russia, Lipetsk)

DIGITAL TECHNOLOGIES IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: this article discusses the features of digital technologies in the intellectual development of preschoolers, reveals the importance of this topic and its aspects.

Key words: digital technologies, intellectual development of preschool children.

Одной из задач, актуальной для развития детей на современном этапе российского дошкольного образования, зафиксированной в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.12.12г.), государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (№792-р от 15.05.13г.), Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», является задача формирования личности ребенка и развитие его интеллектуальных качеств. 

При решении проблемы интеллектуального развития ребенка отечественными исследователями рассматриваются следующие аспекты, такие как:

1. Способы формирования теоретического, категориального мышления (В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин);

2. Формы познания в дошкольном детстве (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец);

3. Общие интеллектуальные способности (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев);

4. Интеллект как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность в деятельности (В.Н. Дружинин, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов и др.).

В последнее время одной из важнейших задач воспитания является развитие интеллекта ребенка .Для этого есть несколько причин. Все чаще это  новые и современные научные данные об интеллектуальном развитии детей дошкольников, так же своеобразное введение в жизнь современных дошкольников различных источников знаний, в том числе информационно компьютерной технологии. Все это способствует  росту уровня образованности детей.

Очень часто необычные детские вопросы ставят нас в тупик: как притягивается к холодильнику магнит, как и откуда в лампочке появляется свет, почему мороженое тает ,где живёт электрический ток? Как можно рассказать современному ребёнку о таких понятиях, свет, звук, магнитное поле, электрический ток, температура, и других, чтобы для ребёнка это было увлекательно и познавательно, а главное интересно, точно и грамотно. Сложная задача?

Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более наполненной различными электронными приборами, в соответствии с современными трендами образования, одним из которых является «цифровизация»,наше образовательное учреждение приобрело цифровую лабораторию для дошкольников и младших школьников, которая называется «Наураша в стране Наурандии».

Задачи, которые решаются с помощью лаборатории:

  • расширение кругозора и формирование целостной картины мира ;
  • развитие продуктивной (конструктивной)  и познавательно-исследовательской деятельности;
  • формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни человека;

  • развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, речи, внимания, памяти);

  • развитие интеллектуальных способностей детей.

  • освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

Принципы обучения, которые реализуются с помощью детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»:

  • Принцип проблемности – ребёнок получает знания не в готовом виде, а через процесс собственной деятельности.
  • Принцип индивидуализации – развитие личностных качеств, через решение проблем разноуровневого обучения.
  • Принцип систематичности и последовательности – взаимосвязь знаний, умений и навыков ребенка. 
  • Принцип психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки вокруг ребенка, вера в его силы.
  • Принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения в данной ситуации.
  • Принцип связи теории с практикой – формирование у детей умения применять свои знания  в повседневной жизни.
  •  Принцип индивидуально-личностной ориентации  предполагает, что педагог, зная индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования его умений и навыков.
  • Принцип успешности –  на первом этапе ребенок получает задания, которые он способен выполнить только удачно.
  • Принцип активного обучения – выстраивание процесса обучения с методами и формами, которые  будут развивать у детей инициативу, самостоятельность и творчество (игровые технологии,  подгруппе, индивидуально, работа в парах и т.д.).
  • Принцип коммуникативности –  воспитание у детей потребности в общении, в процессе которого формируется и развивается социальная мотивация.
  • Принцип результативности – получение только  положительного результата  работы, несмотря на  уровень  развития ребенка.
  • Принцип преемственности при переходе в школу – обеспечение возможности успешности дальнейшего обучения в школе.

Детская цифровая лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей-лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:

  • Электричество
  • Свет
  • Звук
  • Сила
  • Кислотность
  • Пульс
  • Магнитное поле
  • Температура

Что узнают и какую информацию получают дети при работе в  лабораториях?

  • Температура: Что такое температура и что такое градус, температура тела человека, комнаты, за окном, измерение  температуры своего тела. Измерение  температуры холодной и горячей воды. Эксперименты с лампочкой, с водой, со льдом.
  • Звук: Что такое звук, громкость, игра на инструментах. Исследовать и проверить тишину и шум.
  • Свет: Что такое свет ,как  можно измерить силу света, силу света фонарика. Как свет влияет на жизнь растений, скорость света, что такое освещенность. Эксперимент со шторами, с фильтрами, опыт с красителем.
  • Электричество: Что такое электричество, почему горит лампочка, откуда ток в батарейке,   электрояблоко и лимон.
  • Кислотность: Что такое кислотность, как мы чувствуем вкус, измерение кислотности разных соков. Эксперимент с содой, как можно создать кислый и не кислый вкус.
  • Магнитное поле: Что такое магнитное поле, полюсы магнита, исследование плоского магнита, расстояние до магнита, сложение магнитов.
  • Пульс: Что такое пульс, пульс взрослого и пульс ребенка, когда сердце человека бьется чаще.
  • Сила: Что такое сила, вес ,как измеряется сила удара.

В составе комплектов по всем темам имеются:

  • соответствующая компьютерная программа;
  • датчик «Божья коровка», для измерения соответствующей теме физической величины;
  • набор разнообразных вспомогательных предметов для измерений;
  • брошюра с объяснением настроек компьютерных сцен и методическими рекомендациями по проведению занятий  .

Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает экспериментирование с различными материалами, различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Данные  модули можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, речевое развитие и социально-коммуникативное .Проводить изучение предложенных тем можно в различном порядке.

Главный герой лаборатории – мальчик Наураша. Это маленький учёный, исследователь, друг детей и помощник педагогов. Он  проводит с детьми различные научные опыты. По заданной теме делится с детьми своими знаниями. Путешествуя по лаборатории вместе с маленьким ученым, мы знакомимся с приборами для измерения и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений, понимать природу света и звука, знакомимся с чудесами магнитного поля, меряемся силой, узнаем много нового о пульсе, учимся измерять температуру, заглядываем в загадочный мир кислотности.

Нами был разработан перспективный план использования детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»  для детей подготовительной к школе группы. Первое занятие в каждой лаборатории проводится в форме образовательной деятельности, все последующие – в совместной деятельности педагога с детьми.

Так же разработана  дополнительная общеобразовательная программа для детей подготовительной к школе группы «Юный исследователь», которая предполагает использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», разработано календарно-тематическое планированию (перспективный и календарный планы), составлены конспекты занятий и совместной деятельности.

Ввиду необходимости больших материальных затрат для обеспечения хотя бы подгруппы детей индивидуальными датчиками, наша задача заключалась в том, чтобы выстроить работу с цифровой лабораторией и разработать конспекты занятий таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку попробовать себя в роли экспериментатора. Как показывает наш опыт, интерес детей на практических занятиях достаточно высок. Если педагогу подойти к организации взаимодействия с воспитанниками творчески, возможно использование одной лаборатории на занятии с подгруппой 10-12 человек.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» помогает развивать в детях любознательность, стремления к познанию и открытиям, учит ребёнка ставить перед собой цели и добиваться результатов, правильно реагируя на неудачи, и идти вперёд.

Работаем с этим продуктом мы первый год, но уже можем поделиться  своими небольшими результатами.  

Цель, которую мы ставим перед собой – приоткрыть дверь дошкольникам в мир естественных наук: физики, химии, биологии, сформировать интерес к предметам естественно-научного цикла.      

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» в Основной образовательной программе дошкольного образования нашего детского сада предполагается изучение  тем, связанных с понятиями  «температура», «свет», «магнетизм». Но знакомство с ними детей неглубокое.

А изучение таких тем, как «Пульс», «Электричество», «Сила»,  и «Кислотность», не предусматривается совсем.  Использование метода экспериментирования в детской лаборатории, как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира, позволяет придать научный подход и дать детям более полные представления о природных явлениях и процессах.

Опрос родителей показал, что внедрение детской лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в образовательный процесс им нравится. Они заметили, что у детей повысились познавательные функции.

Особенности детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»:

  • организация посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования экологических и  естественнонаучных представлений и знаний дошкольников;
  • использование в программе комплекса занятий, которые  включают в себя игры, опыты, эксперименты, предельно приближенных к реальной обстановке;
  • развитие умственных способностей старших дошкольников путем приобретения навыков экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;  
  • экспериментирование в лаборатории помогает развивать у детей мышление, логику, творческую активность, самостоятельность, самореализацию, умение работать в коллективе. Все это  способствует дальнейшему успешному обучению детей в школе по таким предметам, как физика, биология, химия.

Таким образом, цифровая лаборатория для дошкольников, которая называется «Наураша в стране Наурандии», актуальна в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567 / (дата обращения  01.09.2019).
  2. Солдатова Г.В., Шляпников В.Н. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование, 2015. – № 3. – С. 78–85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с использованием современных игровых технологий

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство    всестороннего развития ребёнка    «В мире удивительных островов»     Занятия с детьми ст...

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Цифровые технологии в интеллектуальном развитии дошкольников.

Цифровые технологии в интеллектуальном развитии дошкольников....

"Использование развивающих игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников".

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление обобщения, простых умозаключений, переход от практического мышлени...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».

laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...

Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника

Содоклад из опыта работы: «Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника». Педагогический совет....