Доклад на педсовет «Создание условий, способствующих формированию у детей связной речи»
материал

К средствам развития связной речи относят: общение взрослых и детей, культурную языковую среду, обучение родной речи на занятиях, художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, занятия по другим разделам программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Доклад на педсовет

«Создание условий, способствующих формированию у детей связной речи»

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                            Кашина Е.А.

                                                                              Воспитатель высшей                          

                                                               Квалификационной категории

с. Кабанск  

2016 год.

Как известно, существует три метода развития связной речи у детей. Очень коротко остановимся на каждом:

  1. Наглядные методы. Сюда относят метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии). А также опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  2. К словесным методам относят чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
  3. К практическим методам относят дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

К средствам развития связной речи относят: общение взрослых и детей, культурную языковую среду, обучение родной речи на занятиях, художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, занятия по другим разделам программы.

Организацию предметно – развивающей среды можно разделить на три этапа.

Первый этап: Во время его происходит наполнение будущего рассказа неречевым и речевым содержание. Необходимо создавать естественные и смоделированные ситуации общения:

А) в свободной деятельности (игровой, трудовой, социальной, художественной, театрализованной и т.д.)

В) в специально организованном обучении (отбор сюжета будущего рассказа и его проговаривание на занятиях по ознакомлению с окружающим, математике, лепке, аппликации, рисованию, конструированию, физкультуре, музыке; уточнение и активизация речевых образцов будущего рассказа на занятиях по художественной литературе и развитию речи с лексико – грамматической направленностью).

Цели первого этапа:

Формирование побудительно – познавательного мотива, освоение смысла познаваемого образа (синтез – анализ, причина - следствие).

Определение педагогом сенсорной доминанты события (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, эмоциональной, символьной, логической), установление последовательности воспринимаемых образов.

Действия педагога:

А) стимуляция к поиску объекта или сюжета для будущего рассказа (активизация интересов, разгадывание секретов, помощь кому-то)

Б) проживание сюжета, знакомство с объектом описания. Обращение внимания детей на ряд наиболее ярких ощущений, их соотнесение с предметами или действиями.

В) обговаривание проживаемого события, проговаривание действий:

- комментирующая речь педагога в качестве источника образца высказывания;

- смешанные диалоги (педагог – ребенок, ребенок - ребенок)

- проговаривание ребенком своих или чужих действий.

Второй этап: Это этап пассивно – активного монолога (собирание рассказа).

Проводятся занятия по развитию речи с фразовой направленностью, организуется деятельность детей,в которой используются модели сюжета, предметы, рисунки, схемы, видеозаписи и т.д. Это могут быть кружки «Собираем истории», «Мастерская рассказа», игра «Расскажи-ка мне дружок».

Основные цели этого этапа:

- Формирование потребности в обозначении объекта или события словами.

- Восстановление содержания событий по воспоминаниям и опорным сигналам (установление причинно – следственных связей и особенностей объекта или сюжета).

- Поэтапное введение речевых образцов рассказа и собственных высказываний детей в самостоятельную фразовую речь.

Основные действия педагога на втором этапе:

  1. Побуждение к высказыванию по следам события (рассказ о впечатлениях, сборка «сломанного происшествия», «разыскивание потерянного рассказа»).
  2. Выкладывание порядка предметов или моделей события.
  3. Составление рассказа по частям в определенной последовательности:

А) Совместный речевой образец. Педагог заранее составляет образец рассказа, в соответствии с которым побуждает детей к высказываниям. Каждый раз ответы детей обобщаются образцовой фразой педагога. Данная работа ведется с помощью схем:

- «Начало рассказа» – короткая розовая полоска.

-«середина рассказа»-длинная желтая полоска.

-«конец рассказа»-короткая синяя полоска.

Б) Полусопряженная речь (повтор рассказа целиком с опорой на схему. Педагог начинает фразу, а дети заканчивают ее)

     В) Отраженная речь. Наиболее развитый ребенок повторяет собранный рассказ, используя речевой образец, а также модели. Возможен пересказ по памяти.

Третий этап: это этап активного монолога, самостоятельное рассказывание.

Среда. Применяются специально организованные занятия и различные виды деятельности:

- фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию фразовой речи с использованием разнообразных форм и видов высказываний (рассказ-образец, рассказы-соревнования, конкурсы рассказов, устные сочинения).

- организованная деятельность детей (бытовые ситуации общения, сюжетно – ролевые игры, театральные представления, праздники, родительские игротеки общения, индивидуальные беседы детей с родителями по теме  «Познакомь с рассказом маму»).

- самостоятельная деятельность детей (рассказы по желанию).

Предметы, картинки, модели, схемы на фоне фишек – полосок «Начало (середина, конец рассказа)» располагаются на мольберте или специальном стенде и свободно перемещаются по группе и приемной. Это служит сигналом к припоминанию и вариативному повторению рассказа для воспитателя, родителей, группой, парами, по одному, в слух, шепотом, мысленно. Это работа закрепляет речевую активность детей, ребенок получает удовлетворение от собственных высказываний, формирует мотивацию дальнейшего совершенствования связной речи.

Действия педагога на третьем этапе:

  1. создание мотивационной среды для активизации высказываний (направляющие слова педагога, рождающие потребность в высказывании или напоминающие о нем).
  2. самостоятельное высказывание или рассказывание (описание события, предмета или явления, повествование или рассуждения о них).

А) Со сменой обстоятельств: без публики (для куклы, для себя), для единичных слушателей, наделенных доверием (педагог, мама, друг), для единичных слушателей при варьировании коммуникативных уровней (взрослый, сверстник, младший по возрасту), публично (знакомая и незнакомая аудитория), самоконтроль с отсрочкой (запись на магнитофон, видео), диктовка взрослому для записи высказывания («письмо другу», «Маленький писатель»);

Б) При вариативном повторении:

- На занятии, на улице, дома,

- По одному, парами, цепочкой,

- Стоя, сидя, лежа, в движении,

- Громко, шепотом, на ушко,

- За зайку, мишку, Таню, Сережу,

- Для мамы, папы, дедушки, бабушки, девочки.

3. Обеспечение позитивной эмоционально – оценочной среды (самооценка в условиях доброжелательства, заинтересованность, соучастие со стороны слушателей).

Развитие связной речи для дошкольников с учетом закономерностей процесса фразообразования обеспечивает природосообразную, обучающее - развивающую и коррекционно-развивающую среду, активизирует компенсаторные возможности организма. Прочие методы и приемы должны сопровождать естественный процесс оформления высказывания и служить дополнительным средствам развития познавательных и коммуникативных речевых способностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы с ЗПР представлений о мире насекомых используя нетрадиционные логопедические технологии»

Содержание 1. Актуальность …………………………………………….…………….………2          2. Проблема……………………………………………………………..…………23. Цель проекта………..…………………………………………….…...

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей

Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей

Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...

«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни» ...

Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования у детей дошкольников гуманного отношения к окружающим"

Взаимосвязь нравственного поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в поль...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоцион...

Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...