Доклад «Организация работы с детьми раннего возраста в период адаптации»
статья

Терентьева Ольга Викторовна

Выступление на заседании педагогического салона по теме

 «Организация работы с детьми раннего возраста в период адаптации»

 

Адаптация детей – очень сложный и серьёзный процесс привыкания организма к новым условиям, поэтому только продуманная во всех деталях система работы  поможет совместными силами пройти его  безболезненно для ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsalon_ranniy_vozrast.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Организация работы с детьми раннего возраста в период адаптации»

Слайд 1 Тема «Организация работы с детьми раннего возраста в период адаптации»

Слайд 2 Своё выступление я начну высказыванием Презид. РФ В. Путина…»Современное качественное образование должно быть доступно каждому».

Слайд 3 Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.

Слайд 4  В соответствии с ФГОС содержание образоват-ой Программы  ДОУ должно обеспечивать развитие личности, способностей  детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области развития и образования детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие; речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 (Слайд 5) В настоящее время накоплен большой по адаптации детей к условиям ДО. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду, в семье. Однако, для того, чтобы по-настоящему управлять поведением детей в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы в соответствии с ФГОС, построенная на знании возрастных особенностей развития ребёнка, определяющих его поведение в процессе привыкания к условиям общественного воспитания.

(Слайд №6) Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка. Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: присутствие незнакомых взрослых, отсутствие близких, новый распорядок дня, большое количество детей. Обращение педагогов с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и вызывает у него бурные реакции. Поэтому наша задача – помочь малышам освоиться в новых условиях, почувствовать себя уверенными.

              С этой целью в своей работе я использую все методы и приёмы, чтобы ребенок, который пришел первый раз в группу, чувствовал себя не брошенным мамой, а заинтересованным в познании чего-то нового, необычного.

Приём детей мы начали с 1 июля, в летний оздоровительный период, чтобы малыши большую часть времени находились на прогулке, что, на мой взгляд, способствует лёгкой адаптации. Количество детей по списку – 21 человек. А поступивших детей – 16 человек. 

Период адаптации в нашей группе «Ромашки» осуществлялся по индивидуальному графику, принимали по пять детей с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ - с 2 часов, постепенно прибавляя на 1 час,  до перехода на полный день.

  ( Слайд 7) В ходе адаптационного периода непосредственно проводилась работа  с родителями. Ведь они непосредственные участники образовательного процесса.  Работа началась с этапа общения… Впервые встретив родителей в группе, мы обратились  к ним по имени и отчеству, называя и ребенка по имени.  Это вызывает первое доверительное отношение к воспитателям. Родители видят, что здесь, в детском саду, им рады, знают хорошо их ребенка.

 (Слайд 8) На первом родительском собрании по теме «Адаптация детей к условиям ДОУ»  с соответствующими вопросами выступили  педагог-психолог, методист, медсестра и логопед. Вместе обсудив проблемы, родители уже понимают, что их малыш в детском саду не просто один из многих, а здесь готовы принимать во внимание личностные особенности характера, проявляя индивидуальный подход.

С целью просвещения родителей на информационном стенде группы поместили материал на тему  «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям». (Слайд 9)

До приёма детей пересмотрели оформление группы.

«Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки», поэтому большое внимание уделили оформлению раздевалки. (Слайд 10)

Там для детей приготовили полочку для любимых игрушек, где по желанию ребенка располагаются вещи, принесенные из дома. Это способствует сглаживанию тяжёлого расставания с родителями, ребёнок отвлекает внимание на любимые игрушки и успокаивается. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики, на них написаны ласковые имена детей.

В групповом помещении так же переоборудовали все зоны ППРС. Организация  развивающей среды группы, с учетом ФГОС, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому мы старались обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей, а именно: (Слайды 11 -  игровая зона, где  выставлены яркие, красивые, игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать, рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно “снизить” потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно;

 Слайд 12 центр Театра «В гостях у сказки».

Театр — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. В нашем центре для малышей собраны  (различные виды пальчиковых кукол, которые связаны родителями), маски, ширма, волшебный сундучок.

Слайд 13) центр Книги (в  группах раннего и младшего возраста книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала  знакомим  детей с книгой, рассматриваем иллюстрации, читаем сказки.  Наш уголок мы решили расположить в самом тихом месте нашей группы. Книг здесь, как и положено для раннего возраста , немного -  3-4: это сказки «Колобок», стихи, книжка малышка по мотивам стихотворений  А. Барто из цикла игрушки "Игрушки»,   потешки и любимые книги детей из дома. Привлекаем  внимание  родителей к важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.

 (СЛАЙД 14) центр Музыки – он оснащён музю инструментами такими как  (дудочки, муз. игрушки, бубны, гитара, деревянные ложки, птички-свистульуки (народные игрушки).

 №15  Уголок «Маленькие строители», «Автопарк» (легковые, грузовые машины. В них катают игрушки, перевозят  строительный материал); средний и крупный  строительный материал (деревянный, пластмассовый).

(Слайд 16) Центр «Здоровичок» - потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности»  массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.

(Слайд 17) уголок Сенсорики и дидактических игр  - в этом центре я собрала материал, который поможет расширить представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов и будет способствовать развитию мелкой моторики рук, восприятию окружающего. Этот материал представлен в виде игрушек: пирамидки разных размеров, матрёшки, различные виды пазлов, шнуровки. Развитие восприятия детей 2-3 лет непосредственно связано с сенсорным воспитанием.

 Слайд 18  В адаптационный период огромную роль для детей играют алгоритмы, их мы поместили в спальной комнате, туалетной комнате, раздевалке: «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь». Находясь перед глазами детей, такие «помощники» обращают на себя внимание,  позволяют ребяткам быстрее приобрести определённые умения, последовательность тех или иных культурно-гигиенических навыков в самостоятельной деятельности ребёнка.

 Слайд 19 Наиболее  эффективной формой работы с детьми раннего возраста являются игры, проводимые как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Основная задача игр в период адаптации в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.  

Доброе отношение, активное вовлечение малышей в игры-занятия (уложи куклу спать, покормим мишку…) – всё это доставляет не только много радости, но и помогает детям быстрее адаптироваться к условиям детского сада.

Слайд 20-21) Очень любят ребята во время прогулки играть с песком. В песке они освобождаются от напряжения: лепят куличики, насыпают песок в ведёрки, пересыпают его из ладошки в ладошки, закапывают игрушку, а затем все вместе на ощупь отгадываем, что это за игрушка. (Сл. 22) Во время прогулки мы наблюдаем, выполняем небольшие трудовые поручения.

 (Слайд 23) Чтобы успокоить малыша, родителям рекомендуем приносить из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно или небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, имея такой альбом, ребенок всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с родными. (Слайд 24)  Хорошо затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому с ребятками мнём в комочки кусочки бумаги, Слайд(25-26-27) нанизываем бусины,  собираем крупные детали конструктора “Лего”, собираем пирамидку, крупные пазлы.

(Слайд 28) Приглашаем в группу сказочных героев, которые участвуют при знакомстве детей с потешками, стихотворениями и им это очень нравится. 

Особое внимание уделяем застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Поднять настроение им  помогают "пальчиковые" игры «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки».

Одним из самых сложных моментов в период адаптации было укладывание ребенка  во время сна, поэтому мы  старались настроить детей на сон с помощью колыбельных мелодий;  поглаживанием ручек, ножек, спинки (это обычно нравится детям); хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей (причём рука должна касаться лишь кончиков волос).

        С первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы стремились к тому, чтобы он справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации,  всячески не допуская проявлений тяжёлой адаптации.

Исходя из наблюдений, по анализу карт адаптации, можно сделать вывод, что процесс адаптации в

нашей группе проходит успешно. По предварительным итогам  у 9 детей лёгкая форма адаптации (они почти не болели, в общении со взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны), а 7  человек со средней степенью адаптации (у них наблюдалась плаксивость, нежелание общаться как с детьми, так и со взрослыми, отказ от приема пищи, но это связано с тем, что они пришли не отученные от груди, соски). Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья у них нормализовались.

Сейчас дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, взрослыми. У них хороший аппетит, глубокий сон, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение.

        ( Слайд 29) Всему этому предшествовала чётко организованная и продуманная работа.

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек, соответствующая всем требованиям ФГОС предметно-развивающая среда, учет

индивидуальных особенностей детей, оздоровительные мероприятия, организованная игровая деятельность, информирование и просвещение  родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт, формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю и друг другу.

(СЛАЙД 30) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Конспект  родительского собрания "Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ" ...

Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"

Воспитание  в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...