КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями: "Все работы хороши!"
консультация (старшая группа)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями

«Все работы хороши!»

Согласно Эльконин Д.Б., в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам устанавливать связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

   Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

   Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринуждённая беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

   Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

   Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсии на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают, что у продавца и повара одежда белого цвета – чтобы не пачкать одежду, у инспектора – чтобы водители могли увидеть из далека.

   Воспитательная эффективность ознакомления с профессиями зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направлено внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о профессиях и труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекает работа продавца, они подумали и решили стать продавцами, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усилия эмоционального воздействия на детей надо использовать детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвести к пониманию. Что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую причёску, быть защищёнными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

   Всё это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребёнка мира взрослых.

   Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить,- единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Методы по ознакомлению детей с социальным миром.

*методы, повышающие познавательную активность;

*методы, вызывающие эмоциональную активность;

*методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности;

*методы коррекции и уточнения детских представлений.

Методы, повышающие познавательную активность.

   У детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

   Дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

   Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию.

   Следует обратить внимание на то, что приём классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинён какой-то близкой и понятной ребёнку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определённой игры, занятия и так далее.

   Если воспитатель научится правильно формировать свои вопросы, то ему станет понятно, как научить детей задавать вопросы взрослому. Стимулировать детскую любознательность можно прямым обращением: «вы хотите ещё что-нибудь узнать о профессии портной? Тогда спрашивайте, а я постараюсь вам ответить».

   Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от воспитателя требуются такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослым.

   Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение.

   Формы организации повторения:

- прямое отношение: от детей требуется умение повторить то, что они усвоили;

- применение знаний в сходной ситуации. Эта форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов;

- повторение на опосредованном уровне;

- экспериментирование и опыты.

   Ценность этих приёмов заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Методы, вызывающие эмоциональную активность.

   Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его.

   Эмоциональная окрашенность информации углубляет её восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребёнка к полученным знаниям.

   Сюрпризные моменты и элементы новизны тоже эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.

   При этом  нельзя забывать, что нарушение чувства меры в одновременном воздействии разных видов искусства приводит к обратному результату: дети перестают воспринимать их, что в свою очередь даёт отрицательным эффект.

   

Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности.

   Такие связи имеют разную направленность в зависимости от постановленной цели. Это может быть решение познавательных задач, совершенствование определённых навыков, накопление чувственного опыта, художественных представлений. Так как помогает связать некоторые виды деятельности перспективное планирование, когда детям предлагается подумать, где, зачем и как могут пригодиться  то или иное умение, те или иные знания.

   Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь.

 Взаимосвязи разных видов деятельности способствует и создание определённой предметной среды.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

      В процессе наблюдений. Приобретения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о себе.

   Ведущими методами здесь служат повторение, наблюдение, экспериментирование, опыты – то есть всё то, что позволяет выяснить, что и как понял ребёнок в содержании.

   При этом очень важно, чтобы воспитатель хорошо представлял себе, какие именно знания нужны дошкольнику и понял причину не усвоения их.

   Полезно периодически, один раз в три месяца, проводить контрольные подгрупповые или индивидуальные занятия по уточнению представлений.

   Методика их проведения – создание проблемных ситуаций, обсуждение вопросов по теме, вытекающих из наблюдений за детьми в процессе их деятельности.

   Столь же необходима коррекция и уточнение представлений, приобретённых детьми при стихийном получении информации, которая является результатом их собственных наблюдений за взаимоотношениями людей, родом их деятельности, за событиями. Происходящими вокруг.

   Содержание дидактического материала:

1.Изучаемокружающий мир. Кубики. «Профессии».

2.Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Профессии».

3.Дидактические игры: «Назови профессию», «Кто, что делает?», «Чьи это вещи?», «Скажи, что ни так?», «Собери карточки», «Кому чего не хватает, тот то и берёт», «Скажи, что тебе нужно, а я скажу, кто ты!».

4.Дидактические упражнения: «Подбери слово», «Один - много», «Назови женскую профессию».

5.Серия «Играем и учимся». «Разные профессии». Стихи и задания.

6.Пословицы.

7.Загадки и стихи о труде и профессиях.

Авторы: В.Степанов, В.Бредихин, В.Маяковский, С.Михалков, О.Дриз, С.Бразудин, В.Лифшиц, М.Пожаров, Г.Люшин, И.Гамазкова, Л.Рахлис, Г.Граубин, А.Барто, Б.Захадер, А.Авдиенко, Г.Виеру, В.Малков, Т.Собакин, Э.Машковская, А.Ахундова, П.Синявский, О.Григорьев, В.Половинкин, Т.Шорыгина, Г.Ладонщиков, В.Кремнев, Н. Кнушевицкая, Е.Артюхина, Е.Карганова, В.Перельман, Л.Домнин, И.Козлов, Я.Аким, Ф.Лаубе, Ю.Фадеева, Ю.Тувим, В.Кузьминов, А.Хребтюгов, А.Разцветников, Л.Уланова, Т.Адайматис, Л.Олифирова, Н.Стожкова, С.Махотин, И.Агеева.

8.Альбомы для раскрашивания «Кем быть?»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями, «Все работы хороши, все профессии важны!».

1.    Совершенствование воспитательного и образовательного процесса по расширению, и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результата...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых"

Не секрет, что профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. В современном мире родители задумываются о будущем ребёнка с первых шагов. В дошкольной педагогике проблеме...

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»...

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

Консультация для воспитателей«Ознакомление детей дошкольного возрастас профессиями и трудом взрослых»...

Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»...

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО,...