«Формирование навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки как условие развития самостоятельной инициативной личности детей старшего дошкольного возраста»
материал

Сорокина Дина Юрьевна

Самостоятельная деятельность дошкольников.Выступление из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_deyatelnost_doshkolnikov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки как условие развития самостоятельной инициативной личности

детей старшего дошкольного возраста»

(выступление из опыта работы на педсовете)

Актуальность проблемы. 

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.

Определения

Самостоятельность-умение действовать на основе своих взглядов и побуждений, способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

Инициатива-способность личности действовать по внутреннему побуждению

Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.

Самоконтроль - проверка собственными силами самих себя, своей работы, своих знаний.

Самооценка – оценка ребенка своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей (Детская психология В.С. Мухина).

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Способы и методы поддержания инициативы и самостоятельности

1). Создаем условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей, учитывая  их интересы и запросы, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время:

-набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

-разнообразие материалов для рисования;

-различный природный материал и инвентарь для экспериментирования;

- наличие разнообразных развивающих игр;

-музыкальные инструменты и игрушки;

-театральный уголок, в котором представлены различные виды театра к которым обеспечен беспрепятственный доступ.

2)Предоставляем возможность выбора партнеров, места, материалов, содержания деятельности на основе собственных интересов. Также привлекаем к помощи ребенка-тьютора (когда один ребенок выступает в роли помощника для другого, например помогает  в выполнении задания, помогает одеться и т.д.)

3) Создаем проблемные, провоцирующие ситуации (например: девочки вовремя прогулки играют в СРИ «Магазин», предлагаем им не брать игрушки, а сделать товар для магазина при помощи бросового и природного материала и т.п., также объявляем мини-конкурсы «Лучший дежурный недели», «Кто настоящий друг?» и др.)

4)Обращаемся к детям с просьбой продемонстрировать  свои достижения, с целью стимулирования  сверстников,  добиваться таких же результатов (н-р: создание персональной выставки рисунков, а так же  организация  выставки после проведенных занятий для анализа и оценки работ);

5)Поддерживаем  у детей чувство гордости за свой труд и удовлетворение  его результатами (похвала, подбадривание правильности осуществляемого ребенком действия, положительная оценка как итогового, так и промежуточного результата, поощрение в процессе деятельности творческого, не схожего с предложенным образцом результата);

6)Помогаем решать проблемы при организации игр,  исключительно при  острой необходимости (н-р: помощь  в создании атрибутов для игры, добавление новых ролей);

Самостоятельность мы прививает также в течении всего  дня:

  1. Во время выполнения оздоровительных процедур.

Детям предоставляется выбор вида гимнастических упражнений, спортивных игр. Также мы предлагаем им самим  добавлять какие - то движения, условия игры или игровые методы. Таким образом, пробуждаем не только инициативность, но и  интерес, развиваем фантазию и мышление.

  1. В процессе трудовой деятельности.
  • стимулируем проявление самостоятельности дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
  • поощряем инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
  • предлагаем детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.
  1. В процессе совместной деятельности детей с воспитателем.

Во время совместной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с которыми работаем   в это время. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми изготавливаем атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под руководством воспитателя, изготавливают отдельные части тел или же одежды героев.

  1. В процессе развития коммуникативных качеств.
  1. развиваем умение сотрудничать;
  2. развиваем умение активно слушать;
  3. развиваем умение самостоятельно высказываться;
  4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

5. В процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий  мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые  существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Заключение

Таким образом, у большинства детей 7 группы сформированы навыки самоорганизации, самоконтроля, самооценки.  Дети самостоятельно отбирают и  придумывают разнообразные игры, могут моделировать предметно-игровую среду, оценивают и высказывают свою точку зрения о своих  действиях, работах,  а также других детей или взрослых, умеют планировать свою работу, свое свободное время и действуют согласовано установленным правилам поведения. Также в группе есть дети у которых возникают трудности в распределении своего времени, они редко проявляют свою инициативу, а выступают «ведомыми», играют в то что,  предлагают другие дети, не пользуются всем многообразием различных игр, материалов. Наша задача помочь этой категории детей, заинтересовать, замотивировать таких детей к проявлению  самостоятельной инициативы при  помощи перечисленных выше методов и приемов.

В дальнейшей работе нами запланировано создание персональных выставок каждого ребенка, размещение фото с их трудами и  показ другим детям театрального выступления, выбранного совместно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, которая оказывает ...

консультация на родительское собрание «Влияние многих зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста»

Анализ зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста...

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку   В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...

Использование календаря природы для развития самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Материал содержит рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы и самостоятельности....

Использование календаря природы для развития самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал содержит рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы и самостоятельности в старшем дошкольном возрасте....